Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 08.10.2020 N 10-4260П "О предложениях Правительству Красноярского края в связи с ситуацией в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.10.2020 | N 10-4260П |
О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СВЯЗИ
С СИТУАЦИЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принят Закон края от 7 июня 2018 года N 5-1710 "О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края" (далее – Закон края). Кроме того, постановлением Правительства Красноярского края от 30 августа 2018 года N 497-п была утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы, а также актуализирована территориальная схема обращения с отходами.
Вместе с тем, несмотря на сформированную нормативно-правовую базу, реформа сферы обращения с отходами в крае идет крайне медленно и в полной мере не обеспечивает достижение поставленных задач.
Проекты по созданию инфраструктуры обращения с отходами не перешли в стадию реализации. Строительству новых объектов препятствует отсутствие как необходимых земельных площадок, так и предполагаемых бюджетных инвестиций.
Согласно информации региональных операторов отсутствие контейнерных площадок и контейнеров для твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях края не позволяет оказывать услуги качественно, а средств, заложенных в тарифе на приобретение контейнеров, недостаточно. В краевой государственной программе "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" в 2020 году для предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края на обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования были предусмотрены средства в размере 200 миллионов рублей, которые, несмотря на состоявшийся конкурс, не были доведены до участников и в ходе корректировки краевого бюджета были распределены на иные цели.
Согласно рекомендациям, подготовленным комитетом по природным ресурсам и экологии по результатам круглого стола на тему "О ситуации по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края", состоявшегося 4 марта 2020 года, Правительству Красноярского края предложено утвердить порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), предусмотренный статьей 4 Закона края. Однако до настоящего времени данное полномочие не реализовано.
Отсутствие указанного порядка не позволяет Красноярскому краю получить субсидию из федерального бюджета, которая предполагает распределение до конца текущего года 1 миллиарда рублей, в целях софинансирования расходных обязательств, предусматривающих закупку контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 года N 1523 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Отдельные технологические зоны края остаются малопривлекательными для бизнеса, в связи с чем единственным вариантом оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в таких зонах является работа в них предприятия, находящегося в собственности края, – акционерного общества "Автоспецбаза". Кроме того, в отдельных населенных пунктах края услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до сих пор не оказываются. Очевидно, что внедрить на этих территориях новую систему обращения с отходами возможно только при государственной поддержке и участии государственного предприятия. Полигон акционерного общества "Автоспецбаза" является единственным действующим объектом размещения твердых коммунальных отходов в красноярской агломерации, иных объектов обращения с отходами при государственном участии в настоящее время не построено, а программные мероприятия по их строительству не предусмотрены.
Отсутствие действенных механизмов контроля за размещением твердых коммунальных отходов исключительно в санкционированных местах, а зачастую и отсутствие таких мест, приводит к образованию стихийных свалок, средств на ликвидацию которых в бюджетах муниципальных образований недостаточно. В постановлении Законодательного Собрания Красноярского края от 19 декабря 2019 года N 8-3554 "О предложениях Правительству края в связи с принятием Закона края "О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов" было рекомендовано Правительству края предусмотреть средства на ликвидацию несанкционированных свалок, однако необходимые мероприятия в государственной программе не отражены.
Не менее остро стоит вопрос своевременной оплаты гражданами и юридическими лицами услуг региональных операторов. Сформировавшиеся на сегодняшний день финансовые задолженности создают риски прекращения деятельности отдельных участников рынка, что может привести к неисполнению соглашений, заключенных с региональными операторами, и необходимости оперативного поиска новых исполнителей услуг при соблюдении всех законодательных требований к конкурсным процедурам.
Признавая необходимость реализации положений федерального законодательства, направленных на более эффективное и экологически безопасное обращение с отходами, Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Предложить Правительству Красноярского края:
представить в Законодательное Собрание края до 1 ноября 2020 года предложение по включению акционерного общества "Автоспецбаза" в перечень социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности;
подготовить проект закона края о государственной поддержке предприятий, работающих в сфере сортировки и переработки твердых коммунальных отходов;
утвердить порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона края;
учесть при формировании краевого бюджета на 2021 год необходимость выделения дополнительно 200 миллионов рублей на субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края, в том числе предоставивших заявки в 2020 году, на организацию (строительство) мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования.
2. Предложить Правительству Красноярского края совместно с Законодательным Собранием Красноярского края подготовить:
проект закона края "О внесении изменений в Закон края "О государственной поддержке садоводства и огородничества в Красноярском крае" в части государственной поддержки некоммерческих товариществ садоводов и огородников в форме субсидий (или грантов) на обустройство мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования;
проект федерального закона, направленный на формирование механизмов изъятия для государственных и муниципальных нужд земельных участков, соответствующих требованиям законодательства для строительства объектов размещения твердых коммунальных отходов, иных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных территориальной схемой размещения отходов.
3. Предложить министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края:
представить информацию о ходе реализации Закона края "О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края" на сессии Законодательного Собрания края не позднее 1 декабря 2020 года;
разработать в рамках государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" подпрограмму, направленную на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований края, и предусмотреть в краевом бюджете средства на ее реализацию;
учесть сформированный рейтинг заявок муниципальных образований за 2020 год при распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края в 2021 году на организацию (строительство) мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования;
предусмотреть возможность включения в порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на организацию (строительство) мест (площадок) накопления отходов потребления и (или) приобретение контейнерного оборудования расходов на приобретение контейнеров для раздельного сбора отходов;
организовать совместно с органами местного самоуправления края разъяснительно-информационную работу с населением о необходимости своевременного внесения платежей за обращение с твердыми коммунальными отходами;
подготовить предложения по обращению с твердыми коммунальными отходами в труднодоступных районах края, где в настоящее время данная услуга не оказывается;
активизировать работу по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых необходима разработка проектно-сметной документации за счет средств краевого бюджета, с целью включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по природным ресурсам и экологии (А.А. Симановский).
Председатель |
|
Законодательного |
|
Собрания края | Д.В. Свиридов |