Правовые акты Красноярского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Красноярского края от 20.02.2023 N 148-п "Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

20.02.2023

г. Красноярск

N 148-п

 

 

Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года

 

 

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, пунктом "ч10" статьи 7 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае", постановлением Правительства Красноярского края от 10.09.2015 N 474-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения, период действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Красноярского края на долгосрочный период" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить бюджетный прогноз Красноярского края на период до 2036 года согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 99-п "Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2030 года".

3. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

 

 

 

Первый заместитель

Губернатора края –

председатель

Правительства края                                                  Ю.А. Лапшин

 


 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 20.02.2023 N 148-п

 

 

Бюджетный прогноз Красноярского края на период до 2036 года

 

Бюджетный прогноз Красноярского края на период до 2036 года разработан на основе прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22.09.2021 N 655-п (далее – прогноз социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы). При его разработке были учтены положения Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 558-р, Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п (далее – Стратегия социально-экономического развития до 2030 года).

Долгосрочное бюджетное планирование формирует ориентиры налоговой, бюджетной и долговой политики Красноярского края, направленные на решение задач по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

1. Цели и задачи бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года (далее – Бюджетный прогноз).

Целью Бюджетного прогноза является обеспечение сбалансированности развития бюджетной системы Красноярского края на долгосрочный период, что позволит сформировать структуру доходов и расходов краевого бюджета, государственного долга, эффективные межбюджетные отношения, а также выработать на их основе соответствующие меры, направленные на повышение эффективности функционирования бюджетной системы, ее роли в обеспечении социально-экономического развития Красноярского края, решении иных стратегических задач.

Задачами Бюджетного прогноза являются:

определение основных характеристик краевого бюджета на долгосрочный период;

обеспечение сбалансированности краевого бюджета в долгосрочном периоде;

учет последствий планируемых структурных реформ, документов стратегического планирования, проектов, оказывающих воздействие на сбалансированность бюджетов будущих периодов.

Практическое применение Бюджетного прогноза осуществляется при формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, разработке (внесении изменений) документов стратегического планирования, включая государственные и отраслевые программы, принятие решений о реализации (изменений условий и сроков реализации) отдельных масштабных проектов, оказывающих воздействие на сбалансированность краевого бюджета.

2. Оценка основных характеристик краевого бюджета.

На протяжении последних пяти лет на формирование и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации существенное влияние оказывают внешние факторы.

Так, 2020 год ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации, характеризовался замедлением темпов экономической активности, нестабильностью мировых валютных и сырьевых рынков, увеличением доли расходов социального характера.

В дальнейшем после восстановительного роста в 2021 году в 2022 году на фоне сохранения неопределенности эпидемиологической обстановки новым вызовом стало введение глобального санкционного режима, принципиально изменившего условия реализации экономической политики.

Изменение геополитической ситуации и ужесточение санкционных ограничений привели к снижению темпов глобального роста, ухудшению финансовых условий на мировых рынках, повышению цен на продовольствие и энергоносители.

Обозначенные негативные тенденции в совокупности с реализацией антикризисных мер Правительством Российской Федерации и активная трансформация российской экономики в новых условиях хозяйствования оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие Красноярского края.

Учитывая высокую зависимость экономических показателей региона от экспортной составляющей, указанные вызовы оказывают непосредственное влияние на формирование и исполнение краевого бюджета как в 2022 году, так и в предстоящем бюджетном цикле.

Также ключевое влияние на развитие бюджетной системы Красноярского края оказывает перераспределение полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в связи с решениями, принимаемыми на федеральном уровне, и изменения налогового и бюджетного законодательства.

Исполнительными органами Красноярского края принимаются меры по адаптации бюджетной системы Красноярского края к существующей реальности. Это позволило предотвратить возможную негативную динамику финансово-экономических показателей и способствовало сохранению сбалансированности краевого и местных бюджетов. Несмотря на повышенную неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры в Красноярском крае сохранено трехлетнее бюджетное планирование. В регионе обеспечена финансовая устойчивость, все социальные обязательства выполняются в полном объеме.

 

 

 

Таблица 1

 

Основные характеристики краевого бюджета в 2020–2022 годах

 

млрд рублей

N п/п

Основные характеристики

2020 год

2021 год

2022 год

 

1

2

3

4

1

Доходы краевого бюджета

288,7

395,8

359,4

2

Расходы краевого бюджета

288,3

308,9

388,2

3

Дефицит/профицит

0,4

86,8

-28,8

4

Источники погашения дефицита

-0,4

-86,8

28,8

5

Государственный долг Красноярского края

77,4

63,3

52,3

3. Основные подходы к формированию налоговой, бюджетной и долговой политики до 2036 года.

Формирование основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики осуществляется в условиях геополитических обострений и беспрецедентного санкционного давления западных стран.

Учитывая макроэкономическую ситуацию и внешние вызовы, стратегические интересы Красноярского края в долгосрочной перспективе предусматривают необходимость расширения внутреннего спроса как потребительского, так и со стороны производственного сектора. В этой связи ожидаются новые возможности наращивания предложений в отраслях, ориентированных на растущий внутренний рынок: жилищном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельскохозяйственном производстве, культуре, спорте, внутреннем туризме, а также обрабатывающих производствах, в том числе пищевой промышленности, обработке древесины, машиностроении.

В Бюджетный прогноз заложены следующие предпосылки развития экономики Красноярского края:

1) сохранение объема инвестиций в Красноярском крае на высоком уровне, реализация крупных капиталоемких проектов, в том числе включенных в комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь", в традиционных для Красноярского края сферах деятельности – добыче полезных ископаемых, металлургии, лесной промышленности:

освоение месторождений Пайяхской и Восточно-Таймырской групп, Западно-Иркинского участка, их объединение с действующими месторождениями Ванкорского кластера единой трубопроводной транспортной системой и создание морского порта для отгрузки нефти Северным морским путем ("Восток Ойл");

создание Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов на базе Сырадасайского месторождения, строительство обогатительной фабрики, угольного терминала "Енисей", включающего объекты морской и береговой инфраструктуры, в 87 км от морского Порта Диксон;

реализация проекта "Южный кластер", в рамках которого будут построены новые и модернизированы действующие мощности для добычи и обогащения руды;

продолжение реализации проекта по созданию новой золотоизвлекательной фабрики ЗИФ-5 на базе месторождения Благодатное мощностью 6 млн тонн руды в год;

модернизация металлургических производств;

создание биотехнологического комплекса по глубокой переработке древесины в Богучанском районе Красноярского края, целлюлозного комбината в Енисейском районе Красноярского края, строительство завода по глубокой переработке зерна на территории агропромышленного парка "Сибирь" в Шарыповском муниципальном округе;

2) ориентация машиностроительных организаций Красноярского края на выполнение заказов крупных компаний по выпуску импортозамещающей продукции и услуг, в том числе производству оборудования тяжелого машиностроения, ремонтных и инструментальных предприятий, развитию сервисного обслуживания;

3) развитие агропромышленного комплекса на базе эффективного использования существующих ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий, расширения и модернизации производственных мощностей.

С учетом этого налоговая, бюджетная и долговая политика на долгосрочный период должна быть нацелена на достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития региона посредством формирования сбалансированного бюджета Красноярского края и обеспечения его оптимальной структуры.

3.1. Основные подходы к формированию налоговой политики до 2036 года.

Целью налоговой политики до 2036 года является содействие достижению национальных целей по сохранению социальной и финансово-экономической устойчивости, поддержки развития производства и стимулирования инвестиций в промышленность, сохранению занятости и обеспечению устойчивого роста доходов населения, увеличению численности населения страны и обеспечению сбалансированности бюджета Красноярского края.

Основными задачами налоговой политики Красноярского края являются привлечение в экономику региона частных инвестиций, расширение спектра отраслей с положительной динамикой экономической активности, создание комфортных условий ведения бизнеса.

Задача повышения инвестиционной активности в регионе будет решаться в том числе за счет сохранения мер государственной поддержки реального сектора экономики.

Устойчивый рост доходов бюджета Красноярского края будет обеспечен повышением использования потенциала экономики и земельно-имущественного комплекса Красноярского края, а также качества администрирования доходов.

Решение указанных задач будет происходить при сдерживании роста налоговой нагрузки на население в рамках использования полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.

В целом в налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.

В условиях сложившейся экономической ситуации в стране, а также реализации целей, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Красноярского края, основными направлениями налоговой политики Красноярского края являются:

увеличение налогового потенциала Красноярского края за счет роста экономических показателей путем повышения инвестиционной активности;

обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства, что является одной из важных задач, направленных на поддержание экономической активности хозяйствующих субъектов Красноярского края;

создание единых подходов налоговой политики в муниципальных образованиях Красноярского края, которое будет достигнуто за счет повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества и качества администрирования доходов бюджетов всех уровней;

совершенствование краевого налогового и бюджетного законодательства, способствующее формированию налоговых стимулов для увеличения инвестиций в экономику региона и поддержке отдельных отраслей и категорий граждан.

Налоговая политика Красноярского края обеспечит бюджетную устойчивость и общую экономическую стабильность на долгосрочный период.

При прогнозировании доходов краевого бюджета до 2036 года учтены:

1) основные направления налоговой политики Красноярского края на 2023–2025 годы, сформированной с учетом особенностей социально-экономической структуры региона и нацеленной на максимальное раскрытие экономического потенциала Красноярского края;

2) отдельные показатели прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы, в том числе индекс потребительских цен, темп роста валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал и отраслевых показателей развития;

3) положения действующего налогового и бюджетного законодательства, а также Закона Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае";

4) в части безвозмездных поступлений из федерального бюджета – объемы средств, распределенные краевому бюджету в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.2. Основные подходы к формированию бюджетной политики до 2036 года.

Целью бюджетной политики до 2036 года является обеспечение устойчивости бюджета Красноярского края в сложных экономических условиях и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

Для достижения указанной цели акценты бюджетной политики будут сконцентрированы на следующих направлениях:

1) участие в реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, с учетом приоритетного развития социальной сферы и экономики. Одним из ключевых инструментов достижения национальных целей по-прежнему являются национальные проекты. В рамках реализации национальных целей развития страны продолжится совершенствование системы проектного (программного) управления, в том числе с учетом изменившихся внешних условий;

2) взаимодействие с федеральными органами власти по увеличению объема финансовой поддержки из федерального бюджета, а также по совершенствованию федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации. Продолжится работа по подготовке предложений по совершенствованию федерального бюджетного и налогового законодательства в случае внесения (планирования) изменений, оказывающих влияние на формирование и исполнение краевого бюджета;

3) реализация проектов инфраструктурного развития, способствующих росту социально-экономического потенциала Красноярского края.

В изменившихся условиях реализации экономической политики на федеральном и региональном уровне особое внимание уделяется запуску новых, более эффективных механизмов, направленных на сохранение и развитие экономического потенциала. Основные механизмы регионального развития, реализуемые при поддержке Российской Федерации, сконцентрированы в рамках стратегической инициативы "Инфраструктурное меню";

4) содействие комплексному развитию муниципальных образований Красноярского края. Реализация данной задачи осуществляется прежде всего посредством предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки в виде различных форм межбюджетных трансфертов. Указанные средства направляются для достижения национальных целей развития страны на финансирование объектов капитального строительства, перспективных отраслей экономики и развитие материально-технической базы учреждений, находящихся в муниципальных образованиях;

5) совершенствование системы межбюджетных отношений в Красноярском крае;

6) повышение эффективности бюджетных расходов, вовлечение в бюджетный процесс граждан.

Прогнозируется возможность осуществления корректировок государственных программ, в том числе с учетом реализации антикризисных мер в условиях геополитического и санкционного давления на развитие экономики, а также доработки системы их целеполагания с целью повышения качества планирования значений показателей госпрограмм и их структурных элементов и обеспечения их согласованности с учетом федеральных подходов.

В целях дальнейшего повышения открытости бюджета и развития института инициативного бюджетирования с учетом федеральных подходов планируется:

совершенствование форм представления проекта о бюджете для граждан, а также обеспечение его популяризации;

расширение вовлечения граждан в бюджетный процесс, в том числе за счет непрерывного обучения основам финансовой и бюджетной грамотности, развития практик школьного и студенческого инициативного бюджетирования, распространения цифровых подходов.

При прогнозировании объема расходов краевого бюджета до 2036 года учтены:

1) отдельные показатели прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы, в том числе индекс потребительских цен;

2) применение в прогнозном периоде 2023–2036 годов бюджетного маневра, предполагающего выделение дополнительных бюджетных ассигнований по ряду важных направлений за счет внутреннего перераспределения в пределах общего объема средств, в том числе за счет условно утверждаемых расходов, а также между мероприятиями государственных программ Красноярского края;

3) в части безвозмездных поступлений из федерального бюджета – объемы средств, распределенные краевому бюджету в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.3. Основные подходы к формированию долговой политики до 2036 года.

Целью долговой политики до 2036 года является обеспечение сбалансированности краевого бюджета при поддержании объема государственного долга Красноярского края на экономически безопасном уровне с учетом всех ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Задачи долговой политики в долгосрочном периоде заключаются в следующем:

планирование объемов и сроков привлечения заимствований в соответствии с программой государственных внутренних заимствований Красноярского края;

своевременное погашение и обслуживание долговых обязательств Красноярского края;

оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, в том числе диверсификация долгового портфеля с учетом конъюнктуры финансового рынка в целях сокращения расходов на его обслуживание;

соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

ведение полного учета информации о государственном долге и формирование достоверной отчетности о государственных долговых обязательствах Красноярского края;

прозрачность (открытость) управления государственным долгом Красноярского края.

Долговая нагрузка на краевой бюджет в период до 2036 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые долговые обязательства.

Заимствования будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы государственных внутренних заимствований Красноярского края, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) краевого бюджета и объемов погашения долговых обязательств, складывающихся исходя из заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.

Инструменты реализации долговой политики будут направлены на повышение эффективности управления государственным долгом Красноярского края, сохранение уровня кредитоспособности (платежеспособности) региона, позволят осуществить своевременное привлечение заимствований с наиболее благоприятными условиями, а также обеспечат достижение поставленных целей и задач.

4. Прогноз основных характеристик краевого бюджета, в том числе расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края на период их действия, прогноз расходов краевого бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности, а также показателей объема государственного долга Красноярского края приведен в таблицах 2, 3.

Таблица 2

 

Прогноз основных характеристик краевого бюджета в 2023–2025 годах

 

млн рублей

 

N

п/п

Наименование показателя

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

1

Доходы бюджета

344 031,2

345 730,7

350 016,7

в т.ч. налоговые и неналоговые доходы

303 446,7

310 318,4

317 310,9

2

Расходы бюджета

389 006,3

387 895,9

379 636,1

в т.ч. за счет собственных расходов

349 860,5

353 318,3

346 935,0

2.1

Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края

366 737,1

355 113,0

341 032,0

2.1.1

"Развитие здравоохранения"

63 716,7

50 525,4

52 156,5

2.1.2

"Развитие образования"

92 936,6

91 142,6

88 028,8

2.1.3

"Развитие системы социальной поддержки граждан"

57 362,0

53 500,4

55 114,9

2.1.4

"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности"

12 812,2

10 307,4

9 714,9

2.1.5

"Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения"

2 211,3

1 652,8

1 612,1

2.1.6

"Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"

3 020,4

1 169,8

1 043,2

2.1.7

"Развитие лесного хозяйства"

3 206,5

2 793,2

2 878,3

2.1.8

"Развитие культуры и туризма"

11 111,9

9 228,3

9 032,0

2.1.9

"Развитие физической культуры и спорта"

9 368,3

7 545,5

6 396,2

2.1.10

"Молодежь Красноярского края в XXI веке"

1 253,5

620,8

620,8

2.1.11

"Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности"

1 115,6

476,5

369,3

2.1.12

"Развитие транспортной системы"

37 155,1

64 027,1

55 982,7

2.1.13

"Развитие информационного общества"

2 007,2

1 136,9

1 132,5

2.1.14

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"

9 828,7

8 622,5

8 465,4

2.1.15

"Содействие развитию местного самоуправления"

1 264,5

887,1

884,6

2.1.16

"Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан"

12 700,8

6 836,5

4 562,8

2.1.17

"Содействие занятости населения"

2 448,3

2 292,4

2 285,6

2.1.18

"Управление государственными финансами"

36 720,4

37 562,9

37 914,3

2.1.19

"Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"

864,8

846,3

846,3

2.1.20

"Содействие развитию гражданского общества"

1 342,9

1 073,7

1 073,7

2.1.21

"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края"

123,6

112,3

112,3

2.1.22

"Комплексное территориальное развитие Красноярского края"

1 659,7

1 004,4

454,4

2.1.23

"Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды"

2 506,2

1 748,1

350,5

2.2

Непрограммные расходы

22 269,3

20 495,2

20 753,7

3

Дефицит/профицит

-44 975,2

-42 165,2

-29 619,4

4

Госдолг (на конец года)

46 606,1

83 685,3

111 741,6

 

Таблица 3

 

Прогноз основных характеристик краевого бюджета в 2026–2036 годах

 

млн рублей

N

п/п

Наименование показателя

2026

2031

2036

1

2

3

4

5

1

Доходы бюджета, итого

342 623,4

448 829,4

487 329,5

в т.ч. налоговые и неналоговые доходы

342 623,4

448 829,4

487 329,5

2

Расходы бюджета

345 890,2

401 823,5

487 329,5

в т.ч. за счет собственных расходов

345 890,2

401 823,5

487 329,5

2.1

Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края

306 227,9

353 799,8

429 181,7

2.2

Непрограммные расходы

39 662,3

48 023,7

58 147,8

3

Дефицит/профицит

- 3 266,7

47 005,9

0,0

4

Госдолг (на конец года)

122 386,6

57 255,4

0,0

 

К 2036 году планируется, что объем доходов краевого бюджета достигнет 487,3 млрд рублей (с ростом к 2023 году на 143,3 млрд рублей или 141,7 %), объем расходов составит 487,3 млрд рублей (с ростом к 2023 году на 98,3 млрд рублей или 125,3 %).

За счет опережающих темпов роста доходов краевого бюджета с 2027 года планируется формирование параметров краевого бюджета с профицитом, что позволит полностью погасить государственный долг Красноярского края в 2036 году.

5. Риски реализации Бюджетного прогноза.

Зависимость доходной части краевого бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков, обусловленная экспортной ориентацией экономики Красноярского края, определяет внешние риски реализации Бюджетного прогноза, к числу которых относятся следующие факторы:

1) влияние геополитических факторов (санкционные и торговые ограничения со стороны других стран, влияющие на объемы и стоимость экспорта сырья и энергоносителей, запреты на импорт оборудования и технологий, влияющие на деятельность крупных организаций и развитие крупных инвестиционных проектов);

2) влияние мировых экономических процессов (колебания мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы, волатильность глобального спроса и предложения, изменение обменных курсов валют, доступность и стоимость финансовых ресурсов и прочие внешние факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты деятельности предприятий-экспортеров, что отражается в доходах и устойчивости бюджетного сектора, состоянии внутреннего спроса и темпах социально-экономического развития Российской Федерации и Красноярского края);

3) изменение федерального законодательства, влияющего на условия деятельности крупных организаций-экспортеров и параметры краевого бюджета (новации в налогообложении, межбюджетном регулировании, изменение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета).

Наличие внешних рисков требует периодического уточнения прогноза доходов и, в случае необходимости, разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.

В прогнозном периоде вероятно замедление темпов роста мирового валового внутреннего продукта и повышенный мировой инфляционный фон, вызванные введением искусственных торговых ограничений, финансовых санкций, ростом цен на энергоносители, снижением объемов мирового спроса и потребления, что может негативно отражаться на динамике цен на сырьевые товары, темпах роста инвестиций в основной капитал и курсе национальной валюты.

По мере адаптации и диверсификации российской экономики, развития импортозамещения, внутреннего рынка и финансовой системы, давление внешних сырьевых и санкционных факторов будет снижаться, при этом более значимым риском может стать снижение внешнего спроса.

Ожидается, что в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к санкционным ограничениям и изменениям динамики мировой экономики;

активизацией импортозамещения и инновационно-инвестиционной компоненты роста;

диверсификацией российской экономики с опережающими темпами роста несырьевого сектора, повышением конкурентоспособности и устойчивости к колебаниям мировой экономики и конъюнктуры рынков сырья;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

реализацией крупных инвестиционных проектов реального сектора экономики.

В среднесрочном периоде развитие российской экономики продолжится в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к Российской Федерации санкционного режима со стороны недружественных стран, в том числе поддерживающего ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала.

К числу основных внутренних рисков относятся следующие факторы:

1) демографические (снижение численности населения в трудоспособном возрасте). Возрастная структура населения Красноярского края с выраженной тенденцией старения становится основным сдерживающим фактором демографического развития, ограничивает потенциальные темпы роста экономики, а также отражается на росте потребности в расходах на здравоохранение и социальную поддержку населения;

2) экономические (повышение прогнозируемого уровня инфляции, ухудшение условий для заимствований, сохранение структурных диспропорций, недостаточность темпов роста экономического развития, изменение инвестиционных планов хозяйствующих субъектов);

3) социальные (большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией мер, сформулированных в указах Президента Российской Федерации). Существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.

Минимизация внутренних рисков будет осуществляться за счет:

1) принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Красноярского края, а также обеспечение повышения эффективности бюджетных расходов;

2) активного использования оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений, роста качества финансово-экономических обоснований в отношении принимаемых расходных обязательств и отдельных проектов.

Постановление Правительства Красноярского края "Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года" от 20.02.2023 N 148-п