Постановление Правительства Красноярского края от 20.02.2023 N 148-п "Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20.02.2023 | г. Красноярск | N 148-п |
Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, пунктом "ч10" статьи 7 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае", постановлением Правительства Красноярского края от 10.09.2015 N 474-п "Об утверждении Порядка разработки и утверждения, период действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Красноярского края на долгосрочный период" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить бюджетный прогноз Красноярского края на период до 2036 года согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 99-п "Об утверждении бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2030 года".
3. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края –
председатель
Правительства края Ю.А. Лапшин
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 20.02.2023 N 148-п
Бюджетный прогноз Красноярского края на период до 2036 года
Бюджетный прогноз Красноярского края на период до 2036 года разработан на основе прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 22.09.2021 N 655-п (далее – прогноз социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы). При его разработке были учтены положения Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 558-р, Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п (далее – Стратегия социально-экономического развития до 2030 года).
Долгосрочное бюджетное планирование формирует ориентиры налоговой, бюджетной и долговой политики Красноярского края, направленные на решение задач по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
1. Цели и задачи бюджетного прогноза Красноярского края на период до 2036 года (далее – Бюджетный прогноз).
Целью Бюджетного прогноза является обеспечение сбалансированности развития бюджетной системы Красноярского края на долгосрочный период, что позволит сформировать структуру доходов и расходов краевого бюджета, государственного долга, эффективные межбюджетные отношения, а также выработать на их основе соответствующие меры, направленные на повышение эффективности функционирования бюджетной системы, ее роли в обеспечении социально-экономического развития Красноярского края, решении иных стратегических задач.
Задачами Бюджетного прогноза являются:
определение основных характеристик краевого бюджета на долгосрочный период;
обеспечение сбалансированности краевого бюджета в долгосрочном периоде;
учет последствий планируемых структурных реформ, документов стратегического планирования, проектов, оказывающих воздействие на сбалансированность бюджетов будущих периодов.
Практическое применение Бюджетного прогноза осуществляется при формировании проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, разработке (внесении изменений) документов стратегического планирования, включая государственные и отраслевые программы, принятие решений о реализации (изменений условий и сроков реализации) отдельных масштабных проектов, оказывающих воздействие на сбалансированность краевого бюджета.
2. Оценка основных характеристик краевого бюджета.
На протяжении последних пяти лет на формирование и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации существенное влияние оказывают внешние факторы.
Так, 2020 год ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации, характеризовался замедлением темпов экономической активности, нестабильностью мировых валютных и сырьевых рынков, увеличением доли расходов социального характера.
В дальнейшем после восстановительного роста в 2021 году в 2022 году на фоне сохранения неопределенности эпидемиологической обстановки новым вызовом стало введение глобального санкционного режима, принципиально изменившего условия реализации экономической политики.
Изменение геополитической ситуации и ужесточение санкционных ограничений привели к снижению темпов глобального роста, ухудшению финансовых условий на мировых рынках, повышению цен на продовольствие и энергоносители.
Обозначенные негативные тенденции в совокупности с реализацией антикризисных мер Правительством Российской Федерации и активная трансформация российской экономики в новых условиях хозяйствования оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие Красноярского края.
Учитывая высокую зависимость экономических показателей региона от экспортной составляющей, указанные вызовы оказывают непосредственное влияние на формирование и исполнение краевого бюджета как в 2022 году, так и в предстоящем бюджетном цикле.
Также ключевое влияние на развитие бюджетной системы Красноярского края оказывает перераспределение полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в связи с решениями, принимаемыми на федеральном уровне, и изменения налогового и бюджетного законодательства.
Исполнительными органами Красноярского края принимаются меры по адаптации бюджетной системы Красноярского края к существующей реальности. Это позволило предотвратить возможную негативную динамику финансово-экономических показателей и способствовало сохранению сбалансированности краевого и местных бюджетов. Несмотря на повышенную неопределенность внешнеполитической и экономической конъюнктуры в Красноярском крае сохранено трехлетнее бюджетное планирование. В регионе обеспечена финансовая устойчивость, все социальные обязательства выполняются в полном объеме.
Таблица 1
Основные характеристики краевого бюджета в 2020–2022 годах
млрд рублей
N п/п | Основные характеристики | 2020 год | 2021 год | 2022 год |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Доходы краевого бюджета | 288,7 | 395,8 | 359,4 |
2 | Расходы краевого бюджета | 288,3 | 308,9 | 388,2 |
3 | Дефицит/профицит | 0,4 | 86,8 | -28,8 |
4 | Источники погашения дефицита | -0,4 | -86,8 | 28,8 |
5 | Государственный долг Красноярского края | 77,4 | 63,3 | 52,3 |
3. Основные подходы к формированию налоговой, бюджетной и долговой политики до 2036 года.
Формирование основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики осуществляется в условиях геополитических обострений и беспрецедентного санкционного давления западных стран.
Учитывая макроэкономическую ситуацию и внешние вызовы, стратегические интересы Красноярского края в долгосрочной перспективе предусматривают необходимость расширения внутреннего спроса как потребительского, так и со стороны производственного сектора. В этой связи ожидаются новые возможности наращивания предложений в отраслях, ориентированных на растущий внутренний рынок: жилищном строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельскохозяйственном производстве, культуре, спорте, внутреннем туризме, а также обрабатывающих производствах, в том числе пищевой промышленности, обработке древесины, машиностроении.
В Бюджетный прогноз заложены следующие предпосылки развития экономики Красноярского края:
1) сохранение объема инвестиций в Красноярском крае на высоком уровне, реализация крупных капиталоемких проектов, в том числе включенных в комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь", в традиционных для Красноярского края сферах деятельности – добыче полезных ископаемых, металлургии, лесной промышленности:
освоение месторождений Пайяхской и Восточно-Таймырской групп, Западно-Иркинского участка, их объединение с действующими месторождениями Ванкорского кластера единой трубопроводной транспортной системой и создание морского порта для отгрузки нефти Северным морским путем ("Восток Ойл");
создание Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов на базе Сырадасайского месторождения, строительство обогатительной фабрики, угольного терминала "Енисей", включающего объекты морской и береговой инфраструктуры, в 87 км от морского Порта Диксон;
реализация проекта "Южный кластер", в рамках которого будут построены новые и модернизированы действующие мощности для добычи и обогащения руды;
продолжение реализации проекта по созданию новой золотоизвлекательной фабрики ЗИФ-5 на базе месторождения Благодатное мощностью 6 млн тонн руды в год;
модернизация металлургических производств;
создание биотехнологического комплекса по глубокой переработке древесины в Богучанском районе Красноярского края, целлюлозного комбината в Енисейском районе Красноярского края, строительство завода по глубокой переработке зерна на территории агропромышленного парка "Сибирь" в Шарыповском муниципальном округе;
2) ориентация машиностроительных организаций Красноярского края на выполнение заказов крупных компаний по выпуску импортозамещающей продукции и услуг, в том числе производству оборудования тяжелого машиностроения, ремонтных и инструментальных предприятий, развитию сервисного обслуживания;
3) развитие агропромышленного комплекса на базе эффективного использования существующих ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий, расширения и модернизации производственных мощностей.
С учетом этого налоговая, бюджетная и долговая политика на долгосрочный период должна быть нацелена на достижение стратегических ориентиров социально-экономического развития региона посредством формирования сбалансированного бюджета Красноярского края и обеспечения его оптимальной структуры.
3.1. Основные подходы к формированию налоговой политики до 2036 года.
Целью налоговой политики до 2036 года является содействие достижению национальных целей по сохранению социальной и финансово-экономической устойчивости, поддержки развития производства и стимулирования инвестиций в промышленность, сохранению занятости и обеспечению устойчивого роста доходов населения, увеличению численности населения страны и обеспечению сбалансированности бюджета Красноярского края.
Основными задачами налоговой политики Красноярского края являются привлечение в экономику региона частных инвестиций, расширение спектра отраслей с положительной динамикой экономической активности, создание комфортных условий ведения бизнеса.
Задача повышения инвестиционной активности в регионе будет решаться в том числе за счет сохранения мер государственной поддержки реального сектора экономики.
Устойчивый рост доходов бюджета Красноярского края будет обеспечен повышением использования потенциала экономики и земельно-имущественного комплекса Красноярского края, а также качества администрирования доходов.
Решение указанных задач будет происходить при сдерживании роста налоговой нагрузки на население в рамках использования полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.
В целом в налоговой политике акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
В условиях сложившейся экономической ситуации в стране, а также реализации целей, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Красноярского края, основными направлениями налоговой политики Красноярского края являются:
увеличение налогового потенциала Красноярского края за счет роста экономических показателей путем повышения инвестиционной активности;
обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства, что является одной из важных задач, направленных на поддержание экономической активности хозяйствующих субъектов Красноярского края;
создание единых подходов налоговой политики в муниципальных образованиях Красноярского края, которое будет достигнуто за счет повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества и качества администрирования доходов бюджетов всех уровней;
совершенствование краевого налогового и бюджетного законодательства, способствующее формированию налоговых стимулов для увеличения инвестиций в экономику региона и поддержке отдельных отраслей и категорий граждан.
Налоговая политика Красноярского края обеспечит бюджетную устойчивость и общую экономическую стабильность на долгосрочный период.
При прогнозировании доходов краевого бюджета до 2036 года учтены:
1) основные направления налоговой политики Красноярского края на 2023–2025 годы, сформированной с учетом особенностей социально-экономической структуры региона и нацеленной на максимальное раскрытие экономического потенциала Красноярского края;
2) отдельные показатели прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы, в том числе индекс потребительских цен, темп роста валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал и отраслевых показателей развития;
3) положения действующего налогового и бюджетного законодательства, а также Закона Красноярского края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае";
4) в части безвозмездных поступлений из федерального бюджета – объемы средств, распределенные краевому бюджету в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.2. Основные подходы к формированию бюджетной политики до 2036 года.
Целью бюджетной политики до 2036 года является обеспечение устойчивости бюджета Красноярского края в сложных экономических условиях и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Для достижения указанной цели акценты бюджетной политики будут сконцентрированы на следующих направлениях:
1) участие в реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, с учетом приоритетного развития социальной сферы и экономики. Одним из ключевых инструментов достижения национальных целей по-прежнему являются национальные проекты. В рамках реализации национальных целей развития страны продолжится совершенствование системы проектного (программного) управления, в том числе с учетом изменившихся внешних условий;
2) взаимодействие с федеральными органами власти по увеличению объема финансовой поддержки из федерального бюджета, а также по совершенствованию федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации. Продолжится работа по подготовке предложений по совершенствованию федерального бюджетного и налогового законодательства в случае внесения (планирования) изменений, оказывающих влияние на формирование и исполнение краевого бюджета;
3) реализация проектов инфраструктурного развития, способствующих росту социально-экономического потенциала Красноярского края.
В изменившихся условиях реализации экономической политики на федеральном и региональном уровне особое внимание уделяется запуску новых, более эффективных механизмов, направленных на сохранение и развитие экономического потенциала. Основные механизмы регионального развития, реализуемые при поддержке Российской Федерации, сконцентрированы в рамках стратегической инициативы "Инфраструктурное меню";
4) содействие комплексному развитию муниципальных образований Красноярского края. Реализация данной задачи осуществляется прежде всего посредством предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки в виде различных форм межбюджетных трансфертов. Указанные средства направляются для достижения национальных целей развития страны на финансирование объектов капитального строительства, перспективных отраслей экономики и развитие материально-технической базы учреждений, находящихся в муниципальных образованиях;
5) совершенствование системы межбюджетных отношений в Красноярском крае;
6) повышение эффективности бюджетных расходов, вовлечение в бюджетный процесс граждан.
Прогнозируется возможность осуществления корректировок государственных программ, в том числе с учетом реализации антикризисных мер в условиях геополитического и санкционного давления на развитие экономики, а также доработки системы их целеполагания с целью повышения качества планирования значений показателей госпрограмм и их структурных элементов и обеспечения их согласованности с учетом федеральных подходов.
В целях дальнейшего повышения открытости бюджета и развития института инициативного бюджетирования с учетом федеральных подходов планируется:
совершенствование форм представления проекта о бюджете для граждан, а также обеспечение его популяризации;
расширение вовлечения граждан в бюджетный процесс, в том числе за счет непрерывного обучения основам финансовой и бюджетной грамотности, развития практик школьного и студенческого инициативного бюджетирования, распространения цифровых подходов.
При прогнозировании объема расходов краевого бюджета до 2036 года учтены:
1) отдельные показатели прогноза социально-экономического развития Красноярского края на 2022–2036 годы, в том числе индекс потребительских цен;
2) применение в прогнозном периоде 2023–2036 годов бюджетного маневра, предполагающего выделение дополнительных бюджетных ассигнований по ряду важных направлений за счет внутреннего перераспределения в пределах общего объема средств, в том числе за счет условно утверждаемых расходов, а также между мероприятиями государственных программ Красноярского края;
3) в части безвозмездных поступлений из федерального бюджета – объемы средств, распределенные краевому бюджету в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.3. Основные подходы к формированию долговой политики до 2036 года.
Целью долговой политики до 2036 года является обеспечение сбалансированности краевого бюджета при поддержании объема государственного долга Красноярского края на экономически безопасном уровне с учетом всех ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Задачи долговой политики в долгосрочном периоде заключаются в следующем:
планирование объемов и сроков привлечения заимствований в соответствии с программой государственных внутренних заимствований Красноярского края;
своевременное погашение и обслуживание долговых обязательств Красноярского края;
оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, в том числе диверсификация долгового портфеля с учетом конъюнктуры финансового рынка в целях сокращения расходов на его обслуживание;
соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
ведение полного учета информации о государственном долге и формирование достоверной отчетности о государственных долговых обязательствах Красноярского края;
прозрачность (открытость) управления государственным долгом Красноярского края.
Долговая нагрузка на краевой бюджет в период до 2036 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые долговые обязательства.
Заимствования будут осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой программы государственных внутренних заимствований Красноярского края, формируемой исходя из объема дефицита (профицита) краевого бюджета и объемов погашения долговых обязательств, складывающихся исходя из заключенных и планируемых к заключению договоров (контрактов) по долговым обязательствам.
Инструменты реализации долговой политики будут направлены на повышение эффективности управления государственным долгом Красноярского края, сохранение уровня кредитоспособности (платежеспособности) региона, позволят осуществить своевременное привлечение заимствований с наиболее благоприятными условиями, а также обеспечат достижение поставленных целей и задач.
4. Прогноз основных характеристик краевого бюджета, в том числе расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края на период их действия, прогноз расходов краевого бюджета на осуществление непрограммных направлений деятельности, а также показателей объема государственного долга Красноярского края приведен в таблицах 2, 3.
Таблица 2
Прогноз основных характеристик краевого бюджета в 2023–2025 годах
млн рублей
N п/п | Наименование показателя | 2023 | 2024 | 2025 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Доходы бюджета | 344 031,2 | 345 730,7 | 350 016,7 |
в т.ч. налоговые и неналоговые доходы | 303 446,7 | 310 318,4 | 317 310,9 | |
2 | Расходы бюджета | 389 006,3 | 387 895,9 | 379 636,1 |
в т.ч. за счет собственных расходов | 349 860,5 | 353 318,3 | 346 935,0 | |
2.1 | Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края | 366 737,1 | 355 113,0 | 341 032,0 |
2.1.1 | "Развитие здравоохранения" | 63 716,7 | 50 525,4 | 52 156,5 |
2.1.2 | "Развитие образования" | 92 936,6 | 91 142,6 | 88 028,8 |
2.1.3 | "Развитие системы социальной поддержки граждан" | 57 362,0 | 53 500,4 | 55 114,9 |
2.1.4 | "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" | 12 812,2 | 10 307,4 | 9 714,9 |
2.1.5 | "Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение безопасности населения" | 2 211,3 | 1 652,8 | 1 612,1 |
2.1.6 | "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" | 3 020,4 | 1 169,8 | 1 043,2 |
2.1.7 | "Развитие лесного хозяйства" | 3 206,5 | 2 793,2 | 2 878,3 |
2.1.8 | "Развитие культуры и туризма" | 11 111,9 | 9 228,3 | 9 032,0 |
2.1.9 | "Развитие физической культуры и спорта" | 9 368,3 | 7 545,5 | 6 396,2 |
2.1.10 | "Молодежь Красноярского края в XXI веке" | 1 253,5 | 620,8 | 620,8 |
2.1.11 | "Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности" | 1 115,6 | 476,5 | 369,3 |
2.1.12 | "Развитие транспортной системы" | 37 155,1 | 64 027,1 | 55 982,7 |
2.1.13 | "Развитие информационного общества" | 2 007,2 | 1 136,9 | 1 132,5 |
2.1.14 | "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" | 9 828,7 | 8 622,5 | 8 465,4 |
2.1.15 | "Содействие развитию местного самоуправления" | 1 264,5 | 887,1 | 884,6 |
2.1.16 | "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан" | 12 700,8 | 6 836,5 | 4 562,8 |
2.1.17 | "Содействие занятости населения" | 2 448,3 | 2 292,4 | 2 285,6 |
2.1.18 | "Управление государственными финансами" | 36 720,4 | 37 562,9 | 37 914,3 |
2.1.19 | "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" | 864,8 | 846,3 | 846,3 |
2.1.20 | "Содействие развитию гражданского общества" | 1 342,9 | 1 073,7 | 1 073,7 |
2.1.21 | "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" | 123,6 | 112,3 | 112,3 |
2.1.22 | "Комплексное территориальное развитие Красноярского края" | 1 659,7 | 1 004,4 | 454,4 |
2.1.23 | "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды" | 2 506,2 | 1 748,1 | 350,5 |
2.2 | Непрограммные расходы | 22 269,3 | 20 495,2 | 20 753,7 |
3 | Дефицит/профицит | -44 975,2 | -42 165,2 | -29 619,4 |
4 | Госдолг (на конец года) | 46 606,1 | 83 685,3 | 111 741,6 |
Таблица 3
Прогноз основных характеристик краевого бюджета в 2026–2036 годах
млн рублей
N п/п | Наименование показателя | 2026 | 2031 | 2036 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Доходы бюджета, итого | 342 623,4 | 448 829,4 | 487 329,5 |
в т.ч. налоговые и неналоговые доходы | 342 623,4 | 448 829,4 | 487 329,5 | |
2 | Расходы бюджета | 345 890,2 | 401 823,5 | 487 329,5 |
в т.ч. за счет собственных расходов | 345 890,2 | 401 823,5 | 487 329,5 | |
2.1 | Расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Красноярского края | 306 227,9 | 353 799,8 | 429 181,7 |
2.2 | Непрограммные расходы | 39 662,3 | 48 023,7 | 58 147,8 |
3 | Дефицит/профицит | - 3 266,7 | 47 005,9 | 0,0 |
4 | Госдолг (на конец года) | 122 386,6 | 57 255,4 | 0,0 |
К 2036 году планируется, что объем доходов краевого бюджета достигнет 487,3 млрд рублей (с ростом к 2023 году на 143,3 млрд рублей или 141,7 %), объем расходов составит 487,3 млрд рублей (с ростом к 2023 году на 98,3 млрд рублей или 125,3 %).
За счет опережающих темпов роста доходов краевого бюджета с 2027 года планируется формирование параметров краевого бюджета с профицитом, что позволит полностью погасить государственный долг Красноярского края в 2036 году.
5. Риски реализации Бюджетного прогноза.
Зависимость доходной части краевого бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков, обусловленная экспортной ориентацией экономики Красноярского края, определяет внешние риски реализации Бюджетного прогноза, к числу которых относятся следующие факторы:
1) влияние геополитических факторов (санкционные и торговые ограничения со стороны других стран, влияющие на объемы и стоимость экспорта сырья и энергоносителей, запреты на импорт оборудования и технологий, влияющие на деятельность крупных организаций и развитие крупных инвестиционных проектов);
2) влияние мировых экономических процессов (колебания мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы, волатильность глобального спроса и предложения, изменение обменных курсов валют, доступность и стоимость финансовых ресурсов и прочие внешние факторы, оказывающие влияние на финансовые результаты деятельности предприятий-экспортеров, что отражается в доходах и устойчивости бюджетного сектора, состоянии внутреннего спроса и темпах социально-экономического развития Российской Федерации и Красноярского края);
3) изменение федерального законодательства, влияющего на условия деятельности крупных организаций-экспортеров и параметры краевого бюджета (новации в налогообложении, межбюджетном регулировании, изменение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета).
Наличие внешних рисков требует периодического уточнения прогноза доходов и, в случае необходимости, разработки дополнительных мер, направленных на ограничение роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
В прогнозном периоде вероятно замедление темпов роста мирового валового внутреннего продукта и повышенный мировой инфляционный фон, вызванные введением искусственных торговых ограничений, финансовых санкций, ростом цен на энергоносители, снижением объемов мирового спроса и потребления, что может негативно отражаться на динамике цен на сырьевые товары, темпах роста инвестиций в основной капитал и курсе национальной валюты.
По мере адаптации и диверсификации российской экономики, развития импортозамещения, внутреннего рынка и финансовой системы, давление внешних сырьевых и санкционных факторов будет снижаться, при этом более значимым риском может стать снижение внешнего спроса.
Ожидается, что в долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
адаптацией к санкционным ограничениям и изменениям динамики мировой экономики;
активизацией импортозамещения и инновационно-инвестиционной компоненты роста;
диверсификацией российской экономики с опережающими темпами роста несырьевого сектора, повышением конкурентоспособности и устойчивости к колебаниям мировой экономики и конъюнктуры рынков сырья;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
реализацией крупных инвестиционных проектов реального сектора экономики.
В среднесрочном периоде развитие российской экономики продолжится в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, применения к Российской Федерации санкционного режима со стороны недружественных стран, в том числе поддерживающего ограничения доступа российских компаний к мировому рынку капитала.
К числу основных внутренних рисков относятся следующие факторы:
1) демографические (снижение численности населения в трудоспособном возрасте). Возрастная структура населения Красноярского края с выраженной тенденцией старения становится основным сдерживающим фактором демографического развития, ограничивает потенциальные темпы роста экономики, а также отражается на росте потребности в расходах на здравоохранение и социальную поддержку населения;
2) экономические (повышение прогнозируемого уровня инфляции, ухудшение условий для заимствований, сохранение структурных диспропорций, недостаточность темпов роста экономического развития, изменение инвестиционных планов хозяйствующих субъектов);
3) социальные (большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией мер, сформулированных в указах Президента Российской Федерации). Существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.
Минимизация внутренних рисков будет осуществляться за счет:
1) принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Красноярского края, а также обеспечение повышения эффективности бюджетных расходов;
2) активного использования оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений, роста качества финансово-экономических обоснований в отношении принимаемых расходных обязательств и отдельных проектов.
