Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 23.11.2023 N 6-2178П "О резолюции публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23.11.2023 | N 6-2178П |
о резолюции публичных слушаний по вопросу
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2025-2026 ГОДОВ"
В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов", проведенных 17 ноября 2023 года, Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов".
2. Снять с контроля как исполненное постановление Законодательного Собрания края от 9 декабря 2022 года N 4-1349П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов".
3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан (Чащин В.Ф.).
Председатель |
|
Законодательного |
|
Собрания края | А.И. Додатко |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 23 ноября 2023 г. N 6-2178П
РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025–2026 ГОДОВ"
Участники публичных слушаний, рассмотрев прогноз социально-экономического развития края и проект краевого бюджета на 2024 год и плановый период 20252026 годов, отмечают следующее.
В настоящее время происходит процесс структурных изменений мировой экономики и традиционных экономических связей между странами. Период глобализации, характеризующийся разделением труда и широкой кооперацией, сменяется периодом конкуренции государств, ограничения доступа к торговле и технологиям.
На протяжении последних двух лет ключевыми вызовами для российской экономики являлись геополитические угрозы и изменения в структуре международной торговли и сотрудничества, в том числе вследствие проводимой недружественными странами санкционной политики. С введением беспрецедентных ограничений в отношении России кардинально изменились условия функционирования экономики, но применение антикризисного пакета мер со стороны государства позволило ограничить негативное воздействие и сформировать условия для быстрого восстановления.
Развитие страны в 2024–2026 годах будет в значительной степени определяться эффективной реализацией мер экономической политики, направленных на содействие структурной перестройке экономики в рамках решения приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации, в том числе расширением внешнеэкономического взаимодействия с перспективными партнерами из дружественных государств, укреплением технологического и финансового суверенитета, опережающим развитием инфраструктуры и повышением качества жизни граждан.
Вместе с тем значительное влияние на отдельные сферы экономической деятельности страны продолжат оказывать внешние факторы, в том числе спрос и цены на экспортные товары.
С учетом искусственного сокращения промышленного спроса на сырье, по итогам 2023 года ожидается уменьшение стоимости цветных и драгоценных металлов от 3,6 % на медь до 35,9 % на палладий к уровню предыдущего года. Вместе с тем прогнозируется положительная динамика цены на золото, которое является одним из наиболее надежных средств сохранения капитала в периоды экономической напряженности. Прогноз на 2024–2026 годы учитывает стабильную конъюнктуру цен на бюджетообразующие металлы на протяжении всего планируемого периода.
Социально-экономическое развитие и уровень доходов бюджета края в 2024–2026 годах будут связаны с общероссийскими тенденциями промышленного развития и эффективной адаптацией к сложившимся условиям с учетом влияния внешних факторов на экспортно ориентированные отрасли, составляющие основу промышленного потенциала региона.
Среднегодовые темпы роста экономики края в 2024–2026 годах прогнозируются на уровне 102,0 %. За прогнозный период объем валового регионального продукта увеличится с 3,8 трлн рублей в 2024 году до 4,2 трлн рублей в 2026 году. В целом за три прогнозных года прирост валового регионального продукта в сопоставимых ценах составит 6,0 %.
Ключевым фактором роста валовой добавленной стоимости в прогнозном периоде будет увеличение производства в добывающем секторе. Значимое влияние на развитие экономики также окажут металлургия, транспортный комплекс, сфера торговли.
Наиболее значимыми видами деятельности в экономике края останутся отрасли, производящие товары, доля которых в валовом региональном продукте края составит около 65 %.
Промышленное производство традиционно является основой развития экономики региона. Основной вклад в развитие промышленного производства края по-прежнему будет обеспечен добычей полезных ископаемых и металлургическим производством.
В трехлетней перспективе ожидается прогрессивная динамика индекса промышленного производства, обеспечивающая среднегодовой показатель на уровне 1,8 % и общий прирост объемов в 2024–2026 годах в сопоставимых ценах на 5,5 %.
Развитие сельского хозяйства в прогнозном периоде будет обеспечиваться дальнейшим внедрением ресурсосберегающих технологий, расширением и модернизацией производственных мощностей, мерами государственной поддержки отрасли.
В крае предусматривается увеличение объема произведенной продукции сельского хозяйства с 121,1 млрд рублей в 2023 году до 130,3 млрд рублей в 2024 году и 143,8 млрд рублей в 2026 году. В целом за три прогнозных года темп прироста сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах составит 2,5 %, в том числе в растениеводстве – 1,9 %, животноводстве – 3,1 %.
Деятельность транспортного комплекса края будет направлена на развитие дорожной сети, модернизацию транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортных коммуникаций между административным центром края и центрами экономического роста, обновление парка автотранспортных средств и развитие пассажирских перевозок всеми видами транспорта.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе в 2023 году, прогнозируемых темпов роста промышленного производства, реальных доходов населения в деятельности организаций транспорта в среднесрочной перспективе прогнозируется положительная динамика.
Средний ежегодный прирост объема перевезенных грузов в 2024–2026 годах составит около 3 %. В условиях развития инфраструктурных проектов в сфере пассажирского транспорта, а также обновления подвижного состава средний ежегодный прирост количества перевезенных пассажиров составит 2,5 %. Также будут продолжены мероприятия по развитию дорожной сети.
В среднесрочном периоде деятельность строительного комплекса края будет направлена на ввод в эксплуатацию объектов промышленности и инфраструктуры в установленные сроки, обеспечение стабильных темпов жилищного строительства. Государственная политика в сфере жилищного строительства будет нацелена на реализацию мер по повышению доступности жилья и улучшение жилищных условий граждан.
Улучшению жилищных условий граждан в прогнозном периоде будет способствовать реализация мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда", региональных проектов, государственной программы края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан".
Динамика развития строительного комплекса в прогнозируемом периоде во многом определяется продолжением реализации крупных инвестиционных проектов на территории края в сфере нефтедобычи, угольной отрасли и металлургическом производстве.
В жилищно-коммунальном комплексе края продолжится решение задач, направленных на улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечение стабильного функционирования жилищного фонда и объектов коммунальной инженерной инфраструктуры края.
В рамках реализации государственной программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности" продолжатся мероприятия по модернизации, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований края, строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.
Будет продолжена реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период 2017–2046 годов, в рамках которой на 2023–2025 годы утвержден краткосрочный план капитального ремонта общего имущества в 2 974 многоквартирных домах. Реализуемые мероприятия позволят сохранить в прогнозном периоде показатель износа коммунальной инфраструктуры края на уровне 2023 года (63,9 %).
Деятельность в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрану природных ресурсов и обеспечение их рационального использования; сохранение существующих природных систем и обеспечение экологической безопасности населения края.
В области охраны атмосферного воздуха приоритетным направлением является снижение негативного воздействия на компоненты окружающей среды в промышленных центрах края. Хозяйствующими субъектами края будет продолжена реализация экологических проектов, направленных на снижение выбросов в атмосферу.
Основной блок работ реализуется в рамках комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городе Красноярске и городе Норильске, направленных на достижение целей и показателей региональной составляющей федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология".
В рамках задач по обеспечению экологической эффективности с использованием мер государственной поддержки продолжится реализация проектов по снижению выбросов в атмосферный воздух.
Перспективы развития края тесно связаны с реализацией инвестиционных проектов в доминирующих в крае сферах деятельности – в добыче полезных ископаемых, металлургии, электроэнергетике, транспортном комплексе.
По итогам первого полугодия 2023 года объем инвестиций в экономику края составил 367,8 млрд рублей при темпе роста в сопоставимых ценах 110,7 % к соответствующему периоду 2022 года. В 2024–2026 годах ожидается дальнейшее сохранение высокого уровня инвестиционной активности и продолжение реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых, а также на расширение и модернизацию действующих производств. Инвестиции в основной капитал увеличатся с 900,1 млрд рублей в 2023 году до 979,8 млрд рублей в 2024 году и 1 164,1 млрд рублей в 2026 году.
Основные объемы капитальных вложений, ожидаемые в добывающем и производственном секторах экономики, создают мультипликативный эффект и оказывают значительное влияние на показатели деятельности сопутствующих отраслей, таких как транспорт, строительство, энергетика, обеспечивают рост предложений на рынке труда и развитие социальной сферы.
Крупнейшим проектом на территории края в нефтяной отрасли, как и в мировой нефтедобыче, в настоящее время является "Восток Ойл", предусматривающий освоение нефтегазовых месторождений Пайяхской группы, Западно-Иркинского участка и Восточно-Таймырского кластера, их объединение с действующими месторождениями Ванкорского кластера единой трубопроводной транспортной системой и создание морского порта для отгрузки нефти Северным морским путем. В рамках "Восток Ойл" ведутся опытно-промышленные разработки Пайяхского кластера, Ичемминского и Байкаловского месторождений. Продолжается строительство магистрального нефтепровода "Ванкор – Пайяха – Бухта Север" и нефтяного терминала "Порт бухта Север". В соответствии с проектом предусмотрен поэтапный рост добычи нефти с выходом на проектную мощность к 2033 году.
В угледобывающей промышленности продолжится реализация инвестиционного проекта освоения Сырадасайского месторождения в целях создания Западно-Таймырского промышленного кластера по производству угольных концентратов. Проект находится в активной строительной фазе, ввод в эксплуатацию первой очереди морского угольного терминала планируется в 2024 году.
Темпы роста инвестиций в металлургическом производстве поддерживаются инвестиционной программой ПАО "ГМК "Норильский никель". Развитие сферы добычи металлических руд также связано с реализацией проекта "Строительство новых добывающих мощностей и модернизация шахты "Заполярная" в Норильском промышленном районе и проекта по строительству первой очереди горно-обогатительного комплекса на базе Черногорского месторождения медно-никелевых руд ООО "Черногорская ГРК". Кроме того, перспективным для металлургии является создание компании – производителя батарейных металлов, в рамках которого ООО "УК "Интергео" готовит к реализации проект по строительству горно-обогатительного комбината на базе месторождений Кингашское и Верхнекингашское.
В 2024–2026 годах планируется дальнейшее развитие проектов золотодобывающей отрасли, в том числе увеличение добывающих и золотоизвлекательных мощностей месторождения "Благодатное" АО "Полюс Красноярск" и освоение Ведугинского золоторудного месторождения ООО ГРК "Амикан", по которому выход на проектную мощность запланирован к 2028 году.
Продолжается осуществление проекта в рамках специального инвестиционного контракта по созданию биотехнологического комплекса по глубокой переработке древесины в Богучанском районе со сроками ввода объекта в эксплуатацию в 2028 году и проекта строительства завода по глубокой переработке зерна на территории агропромышленного парка "Сибирь" в Шарыповском округе, у которого срок ввода в эксплуатацию запланирован на 2026 год.
В крае будет продолжена реализация государственной политики по развитию экономики в новых макроэкономических условиях хозяйствования, переориентации экспортных поставок в дружественные страны Азии и развитию транспортно-логических коридоров в данном направлении, импортозамещению, обеспечению технологического суверенитета, ускоренной цифровизации, стимулированию предпринимательской деятельности и частной инвестиционной активности, развитию финансовой системы и повышению гибкости рынка труда. Это позволит обеспечить устойчивость роста внутренней экономики в условиях продолжения действия санкций, эффективное осуществление государственных программ края и региональных проектов, направленных на достижение национальных целей, стабильное освоение плановых инвестиций.
Реализация планируемых условий формирует предпосылки расширения внутреннего спроса как потребительского, так и производственного сектора, наращивание предложения, в том числе в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, таких как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность, культура, спорт, внутренний туризм.
В условиях складывающейся демографической ситуации в крае прогнозируется снижение численности постоянного населения с 2 842,1 тыс. человек в 2023 году до 2 821,3 тыс. человек в 2026 году, что соответствует общероссийской тенденции. В прогнозном периоде ожидается низкая рождаемость на фоне продолжающегося снижения доли женщин фертильного возраста в общей структуре населения, а также снижения их количества в абсолютных значениях. Прогнозом края предусмотрено сокращение общего коэффициента рождаемости с 9,3 родившихся на 1 000 человек населения на 2023 год до 8,6 родившихся на 1 000 человек населения в 2026 году.
Параметры рынка труда зависят от развития производственной сферы, масштабов инвестиционной активности, а также демографических факторов. В прогнозном периоде учтена реализация мероприятий, направленных на повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, включая повышение эффективности процессов формирования и использования местных трудовых ресурсов, а также привлечение на территорию края иностранной рабочей силы. Устойчивая работа предприятий и организаций края, а также реализуемые меры проактивной политики занятости населения позволят сохранить уровень безработицы в среднесрочном периоде на достигнутом низком значении (0,8 %). В прогнозном периоде ожидается рост численности трудовых ресурсов и занятых в экономике края за счет увеличения численности населения трудоспособного возраста вследствие пенсионной реформы.
Прогноз денежных доходов населения отражает результаты развития экономики региона в прогнозном периоде, а также реализации социальной политики, направленной на обеспечение повышения уровня жизни населения края. Структура денежных доходов в прогнозном периоде существенно не изменится. Оплата труда сохранится в качестве основного источника формирования денежных доходов населения края (около 70 %). Социальные выплаты составят более 20 % общего объема денежных доходов населения, основной составляющей частью которых будут являться пенсии.
В крае прогнозом предусмотрено увеличение среднемесячной заработной платы работников организаций с 80,7 тыс. рублей в 2023 году (по предварительной оценке) до 88,6 тыс. рублей в 2024 году и 100,7 тыс. рублей в 2026 году. Прирост заработной платы прогнозируется темпами, опережающими инфляцию, в результате реальная заработная плата будет увеличиваться в среднем на 2,5 % ежегодно.
В отрасли здравоохранения в крае в прогнозном периоде будут предприняты меры, направленные на снижение показателей смертности населения, создание эффективной системы профилактики заболеваний, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, внедрение высокотехнологичной медицинской помощи, информатизацию, развитие инфраструктуры, обеспечение медицинскими кадрами. Развитию сферы здравоохранения в крае будет способствовать реализация
мероприятий государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения", региональных проектов, разработанных в рамках национальных проектов "Демография", "Здравоохранение". В крае продолжится реализация мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи и сети центров здоровья, проведению диспансеризации и профилактического медицинского осмотра, обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами на льготных условиях.
Стратегической целью политики в области образования в крае является повышение доступности и качества образования, отвечающего потребностям граждан и требованиям развития экономики региона. Развитию сферы образования в крае будет способствовать реализация мероприятий государственной программы Красноярского края "Развитие образования", региональных проектов, разработанных в рамках национальных проектов "Демография", "Образование".
Приоритетной задачей системы дошкольного образования является обеспечение доступности и качества предоставляемых услуг в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В целях обеспечения доступности и качества общего образования в Российской Федерации реализуется национальный проект "Создание современной образовательной среды для школьников". Средства направляются на строительство зданий общеобразовательных организаций.
Деятельность образовательных организаций в прогнозируемом периоде будет направлена на увеличение охвата детей различных социальных категорий программами дополнительного образования, на самореализацию и самопрезентацию одаренных детей и талантливой молодежи (проведение конкурсов, выставок, фестивалей, конференций, форумов, олимпиад, спартакиад).
В сфере профессионального образования основной задачей является совершенствование непрерывного образования, включая развитие системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на решение задач региональной экономики.
Приоритетом региональной социальной политики является безусловное исполнение установленных федеральным и региональным законодательством обязательств по предоставлению социальной поддержки и социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан, создание эффективной организационной структуры сети учреждений социальной защиты населения, привлечение негосударственных организаций.
Меры социальной защиты населения осуществляются путем реализации мероприятий в рамках двух региональных проектов: "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Красноярский край)" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения ("Старшее поколение")", разработанных в соответствии с национальным проектом "Демография" и государственной программой Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан". В прогнозном периоде в крае запланировано сохранение всех предоставляемых мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям с детьми.
Стратегической целью политики в области культуры в крае в прогнозном периоде остается обеспечение максимальной доступности оказываемых услуг, возможности для самореализации и удовлетворения культурных потребностей жителей, вовлечение в культурные мероприятия как можно большего их числа, сохранение исторического и культурного наследия края. Создание условий для получения населением туристских, рекреационных услуг на территории региона является задачей предстоящего трехлетнего периода. Для достижения вышеуказанных целей и задач будет продолжена реализация государственной программы Красноярского края "Развитие культуры и туризма", региональных проектов "Культурная среда", "Творческие люди", национального проекта "Культура", "Развитие туристической инфраструктуры" и "Повышение доступности туристических продуктов" национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Приоритетными направлениями развития в сфере физической культуры и спорта в крае остаются развитие массовой физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и поддержка спорта высших достижений. Мероприятия, направленные на создание для всех категорий и групп населения условий для занятия физической культурой и спортом, массовым спортом, будут реализованы в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие физической культуры и спорта", регионального проекта "Спорт – норма жизни". В прогнозном периоде продолжится создание современной спортивной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы физкультурно-спортивных организаций, устройство спортивных сооружений, в том числе предусматривается строительство и реконструкция спортивных объектов.
Исходя из прогноза социально-экономического развития, сформированы цели налоговой и бюджетной политики края на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов.
Целью современной налоговой политики Российской Федерации является стимулирование роста экономики государства и регионов, формирование доходов бюджетов, обеспечивающих достижение целей и задач национальных интересов страны.
Налоговая политика края учитывает особенности социально-экономической структуры региона и направлена на максимальное раскрытие экономического потенциала субъекта и социальную поддержку населения. Традиционные направления налоговой политики края включают: совершенствование налогового, бюджетного законодательства и системы администрирования доходов; стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, наращивание экономического потенциала края; поддержку развития субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса и доходного потенциала муниципальных образований края. В целом в налоговой политике края акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
Основные направления бюджетной политики в крае обеспечивают сохранение преемственности целей, обозначенных в предыдущие годы. Особенностью предстоящего периода станет развитие проектных принципов управления и переход на новую систему управления государственными программами края, а также реализация документов стратегического планирования с ориентацией на повышение качества государственного управления по показателям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации".
В целях сохранения сбалансированного развития края, а также благосостояния и качества жизни граждан в 2024–2026 годах акценты бюджетной политики будут сконцентрированы на следующих направлениях:
участие в реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, с учетом приоритетного развития социальной сферы и экономики;
взаимодействие с федеральными органами власти, в том числе по вопросам увеличения объема финансовой поддержки из федерального бюджета, совершенствования федерального законодательства, оказывающего влияние на формирование бюджетов субъектов Российской Федерации, активного участия в федеральных (пилотных) проектах;
реализация проектов инфраструктурного развития, способствующих росту социально-экономического потенциала края;
содействие комплексному развитию муниципальных образований края;
повышение эффективности бюджетных расходов;
вовлечение граждан в бюджетный процесс, включая развитие инициативного бюджетирования, повышение финансовой грамотности населения.
К настоящему моменту федеральными органами исполнительной власти реализуются 77 федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, а также 9 проектов в рамках транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
Красноярский край принимает участие в 12 национальных проектах и реализует 47 региональных проектов, направленных на достижение показателей и результатов соответствующих федеральных проектов.
В 2024 году на реализацию национальных проектов в крае планируется направить 30,2 млрд рублей, в том числе 16,4 млрд рублей за счет средств краевого бюджета, 13,8 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.
Более 60 % ресурсов сконцентрировано в двух национальных проектах экономического блока: "Безопасные и качественные дороги", "Жилье и городская среда". Свыше 30 % ресурсов планируется направить на три национальных проекта социального блока: "Здравоохранение", "Образование", "Демография".
С национальными целями развития синхронизировано функционирование на федеральном и региональном уровне Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", который обеспечивает комплексное сопровождение, социальную адаптацию, интеграцию и ресоциализацию, оказание психолого-психотерапевтической помощи, бесплатной юридической помощи по вопросам оформления и предоставления мер социальной поддержки, реализацию дополнительных финансовых механизмов обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации, адаптацию жилых помещений под индивидуальные потребности.
Важным событием для определения стратегических перспектив края стала встреча Президента Российской Федерации с Губернатором края и членами Правительства Российской Федерации, состоявшаяся 31 августа 2023 года, на которой были обозначены и поддержаны цели и задачи социально-экономического развития края, главными из которых являются:
углубление переработки сырья, выпуск продукции высоких переделов как для внутреннего рынка, так и на экспорт, в том числе в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексе, горнодобывающей и лесной промышленности;
развитие транспортной инфраструктуры – строительство линии скоростного подземно-надземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске, развитие транспортно-логистического терминала на базе аэропорта Красноярск, расширение Транссибирской магистрали, наращивание возможностей Северного морского пути, арктических морских и речных портов, воздушных гаваней;
развитие социальной инфраструктуры, в том числе в малых населенных пунктах края, в целях повышения качества и доступности услуг, включая медицинские услуги, модернизации школ, расселения ветхого и аварийного жилья, развития инфраструктуры спорта;
развитие единой системы газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Соответствующие поручения были даны федеральным ведомствам. В ближайшее время необходимо принять согласованные решения, дорожные карты по достижению поставленных задач, выполнение которых в конечном итоге повысит качество жизни и благосостояние граждан края.
Среди приоритетных направлений – выполнение поставленной Губернатором края задачи по привлечению средств федерального бюджета для решения актуальных для региона вопросов, в том числе в рамках реализации крупных проектов.
В современных условиях одной из стратегических целей на всех уровнях управления становится выработка эффективной инфраструктурной политики, которая предопределяет устойчивые тенденции экономического роста, создает необходимые условия для социально-экономического развития и повышения качества жизни населения. Дополнительный импульс этому дает возможность использования новых инструментов территориального развития, определенных на федеральном уровне.
На обеспечение финансирования реализации в крае инфраструктурных проектов направлен федеральный проект "Инфраструктурное меню", включающий механизмы государственной поддержки, которые позволяют осуществить наиболее дорогостоящие и значимые для социально-экономического развития регионов инфраструктурные проекты. Инструменты "Инфраструктурного меню" позволяют реализовывать крупные инфраструктурные проекты в социальной и транспортной сфере, в области дорожного хозяйства, жилищного строительства, развивать инженерную, промышленную, туристическую и коммунальную инфраструктуры. При этом в изменившихся внутренних и внешних условиях создание современной инфраструктуры с использованием механизмов "Инфраструктурного меню" рассматривается в качестве эффективной меры поддержки строительного сектора и важного направления стимулирования спроса и предложения для формирования комфортной и безопасной среды для жизни.
Основные направления инфраструктурного развития, в том числе с использованием федеральных механизмов, нашли отражение в таких государственных программах Красноярского края, как "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", "Развитие транспортной системы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности", "Развитие информационного общества".
Мероприятия государственных программ Красноярского края синхронизированы с реализацией национальных проектов "Безопасные качественные дороги", "Жилье и городская среда", "Цифровая экономика Российской Федерации".
В 2023 году краем впервые применен такой инструмент, как специальный казначейский кредит в сумме 2,2 млрд рублей, из которых 1,0 млрд рублей в текущем году предусмотрен на приобретение 93 автобусов для междугородних маршрутов. Остальные средства планируется направить на реализацию проектов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе 0,4 млрд рублей в 2023 году и 0,8 млрд рублей в 2024 году.
На протяжении последних лет одним из основных направлений краевой бюджетной политики является содействие развитию муниципальных образований края. При реализации данной задачи используются финансовые инструменты, механизмы стимулирующей инвестиционной и экономической политики, управленческие решения и меры организационного характера.
Для сохранения сбалансированности местных бюджетов в условиях внешних вызовов важное значение имеют решения, сфокусированные на формировании собственной ресурсной базы и поддержании финансовой устойчивости местных бюджетов.
Предоставление муниципальным образованиям края финансовых ресурсов из краевого бюджета осуществляется в виде различных форм межбюджетных трансфертов, которые направляются на достижение национальных целей развития страны, на финансирование объектов капитального строительства, перспективных отраслей экономики и развитие материально-технической базы муниципальных учреждений.
В 2024 году объем межбюджетных трансфертов составит 131,6 млрд рублей, или более 30 % расходов краевого бюджета.
В 2024 году финансовые ресурсы в общем объеме 131,2 млрд рублей для муниципальных образований сконцентрированы во всех государственных программах Красноярского края (доля программных расходов для местных бюджетов – 99,7 %) и распределены по направлениям следующим образом:
на повышение качества жизни населения – 72,4 млрд рублей, или 55,2 % от общего объема;
на развитие экономики – 25,5 млрд рублей, или 19,4 % от общего объема;
на повышение качества государственного и муниципального управления в муниципальных образованиях – 33,3 млрд рублей, или 25,4 % от общего объема.
В крае к настоящему времени сформирован комплекс инструментов, призванных ускорить социально-экономическое развитие территорий, целью которого является достижение высокого качества жизни местного населения. В их числе поддержка муниципальных комплексных проектов развития, строительство социальных объектов в муниципальных образованиях, реализация комплексных проектов по благоустройству административных центров муниципальных образований, поддержка малых городов и населенных пунктов, являющихся локальными центрами притяжения, приобретение техники для нужд муниципальных образований и другие.
В предстоящем бюджетном периоде запланировано сохранение действующих мер государственной поддержки муниципальных образований края и увеличение расходов по отдельным направлениям, в том числе на содержание уличной дорожной сети и благоустройство территорий. Кроме того, появятся новые направления поддержки, такие как предоставление средств краевого бюджета местным бюджетам на капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений.
В сложившихся условиях в качестве действенного и своевременного механизма поддержки экономики, малого и среднего бизнеса, обеспечения занятости населения сохраняется формирование и использование средств бюджета развития края, представляющие собой капитальные расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, улучшение материально-технической базы и иные расходы капитального характера.
Основная часть бюджета развития края направляется в муниципальные образования в форме межбюджетных трансфертов и на строительство социальных объектов в рамках краевого перечня строек и объектов.
В 2024 году на строительство (реконструкцию) социальных и инфраструктурных объектов, разработку проектной документации планируется направить более 50 % бюджета развития края. Ожидается, что география строительства охватит 80 % муниципальных образований края.
Кроме того, продолжится создание инфраструктуры в рамках региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения края, период действия которой 20212025 годы. Данная программа направлена на обеспечение доступности медицинской помощи для жителей малых населенных пунктов и отдаленных территорий в регионе.
В дополнение к объектам, включенным в краевой перечень строек и объектов, запланировано возведение фельдшерско-акушерских пунктов, проведение капитального ремонта в медицинских организациях, продолжится оснащение (переоснащение) медицинских организаций оборудованием, дополнительное приобретение автомобилей. Мероприятия реализуются в рамках регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" государственной программы Красноярского края "Развитие здравоохранения".
В крае сохранится практика реализации муниципальных комплексных проектов развития, которая сопровождается созданием необходимых социальных и инфраструктурных условий в муниципальных образованиях. С использованием данного механизма планируется ремонт дорог, объектов образования, культуры, спорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также разработка проектной документации. К реализации в крае было отобрано 19 проектов, в том числе 3 проекта в 2023 году. На поддержку муниципальных комплексных проектов развития в 2024–2026 годах планируется направить 1,7 млрд рублей, в том числе в 2024 году – 0,9 млрд рублей.
Особенностью предстоящего периода станет начало реализации проектов развития опорных населенных пунктов, на базе которых будет осуществляться ускоренное развитие инфраструктуры сельских территорий. Перечень опорных населенных пунктов и прилегающих территорий края определен постановлением Правительства края от 31 марта 2023 года N 235-п "Об определении перечня опорных населенных пунктов и прилегающих территорий Красноярского края" и включает 38 муниципальных образований.
С 2024 года в крае будет обеспечен переход на новую систему управления государственными программами с изменением структуры программного бюджетирования, которая предусматривает перевод их на единые проектные принципы управления с повышением управленческой гибкости, совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития, цифровой формат взаимодействия, усиление инструментов контроля и мониторинга, более четкое разграничение полномочий участников бюджетного процесса, определение более гибкого формата и уровня принятия решений в зависимости от масштаба изменяемых параметров государственных программ.
Совершенствование управления государственными программами предполагается обеспечить путем обособления проектной и процессной деятельности, проведения детализации до конкретных, измеряемых результатов (мероприятий); упрощения формата и разграничения полномочий по управлению в зависимости от масштаба принимаемых решений; осуществления поэтапного полного перевода процедур разработки и реализации госпрограмм и их структурных элементов в цифровой формат; координации достижения целей и приоритетов на федеральном и региональном уровнях за счет возможности заключения нефинансового соглашения, в котором фиксируется обязательство субъекта Российской Федерации по достижению значения показателя.
В дальнейшем в целях обеспечения дополнительной оперативности и гибкости осуществления бюджетных расходов предполагается установить правила принятия решений о корректировке параметров финансового обеспечения государственных программ и единую методику оценки эффективности государственных программ; продолжить совершенствование механизма государственных программ федерального и регионального уровней с повышением самостоятельности субъектов Российской Федерации в выборе инструментов достижения целей и показателей государственных программ; установить порядок планирования финансового обеспечения государственных программ за счет внебюджетных источников финансирования.
Переход на новую систему управления государственными программами сопровождается изменением краевого законодательства. В настоящее время уже принято постановление Правительства края от 20 сентября 2023 года N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации", внесены изменения в 23 государственные программы Красноярского края.
Около 60 % программных расходов сконцентрированы на социальной политике и развитии человеческого капитала в таких отраслях, как образование и здравоохранение.
В предстоящем бюджетном периоде продолжится корректировка государственных программ, в том числе с учетом реализации антикризисных мер в условиях геополитического и санкционного давления на развитие экономики, а также доработки системы их целеполагания для повышения качества планирования значений показателей государственных программ и их структурных элементов и обеспечения их согласованности. На федеральном уровне запланированы новые дополнительные направления работы, такие как разработка новых критериев для определения типа государственного учреждения при его создании, уточнение порядка расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания. По мере реализации данных мероприятий будет рассмотрена необходимость совершенствования действующей региональной системы финансового обеспечения оказания государственных услуг.
Параллельно в целях повышения эффективности и качества оказания государственных услуг продолжается развитие новых механизмов оказания государственных услуг (выполнения работ), а также развитие конкуренции на рынке оказания государственных услуг (выполнения работ), в том числе путем привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг (выполнению работ) в социальной сфере (образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура, спорт и туризм), что предоставит гражданам право выбора исполнителя услуг по своему усмотрению. В предстоящем периоде на федеральном уровне продолжится развитие механизмов оказания услуг в социальной сфере, направленных на повышение качества и доступности услуг для их получателей, а также эффективности использования бюджетных средств.
В 2024 году будет продолжена работа по повышению открытости бюджетного процесса. На федеральном уровне планируется:
расширение каналов распространения и представления информации о бюджете в доступной и понятной для граждан форме, в том числе посредством средств массовой информации и иных каналов в сети Интернет;
расширение инструментов и подходов к участию граждан в бюджетном процессе, в том числе цифровизация практик инициативного бюджетирования, развитие новых практик в сфере молодежной политики, определение стратегической концепции развития инструментов участия граждан в бюджетном процессе на среднесрочную перспективу, включение мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы.
В крае вовлечение граждан в бюджетный процесс осуществляется на основании Закона края от 7 июля 2016 года N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края".
Мероприятия с участием граждан в бюджетном процессе отражены в следующих государственных программах Красноярского края: "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды" (региональный проект "Формирование комфортной городской среды", ведомственный проект "Благоустройство сельских территорий"); "Содействие развитию местного самоуправления" (ведомственные проекты "Благоустройство территорий муниципальных образований", "Вовлечение населения в решение вопросов местного значения", "Стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований к повышению эффективности деятельности"); "Развитие физической культуры и спорта" (ведомственный проект "Развитие физической культуры и массового спорта").
В 2024–2026 годах общий объем финансирования мероприятий с участием граждан, предусмотренный в вышеуказанных государственных программах, составляет 6 375,3 млн рублей, в том числе 2 970,5 млн рублей в 2024 году. При этом в 2024 году объем бюджетных ассигнований на указанные цели по сравнению с 2023 годом увеличен на 448,6 млн рублей, в том числе в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" на 410,5 млн рублей.
В государственной программе Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды" на реализацию мероприятий с участием граждан в 2024 году планируется направить 1 737,0 млн рублей (в рамках межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на софинансирование программ формирования комфортной городской среды, поощрение победителей конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, реализацию комплексных проектов по благоустройству территорий, а также на софинансирование программ формирования современной городской (сельской) среды в поселениях).
Основным механизмом прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды является рейтинговое голосование, в ходе которого жители определяют, какие объекты необходимо благоустроить в первоочередном порядке и включить в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, и которое станет постоянной ежегодной процедурой.
Таким образом, развитие инициативного бюджетирования и расширение механизмов учета мнения (инициатив) граждан обеспечиваются в результате принятия организационных решений (сопровождающихся в том числе внесением изменений в порядки предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края) и увеличения объемов финансирования. В основе изменений – высокая заинтересованность жителей края в реализации инициативных проектов и участии в решении вопросов локального характера с использованием иных механизмов.
Новым ключевым инструментом прозрачности стало использование информационной системы инцидент-менеджмента, которая помогает органам власти "услышать" граждан на разных цифровых площадках, решать их проблемы, координировать реализацию национальных проектов и программ помощи. Система мониторинга и реагирования на комментарии и публикации граждан в социальных сетях выстроена на основе сервисного подхода: все сообщения, содержащие проблемы, решение которых среди прочего требует бюджетного финансирования, автоматически фиксируются алгоритмами мониторинга, затем перенаправляются в профильные ведомства, где отрабатываются, после чего гражданин в кратчайшие сроки получает ответ в комментариях к своему обращению в социальных сетях.
В последние годы долговая политика края была направлена на снижение государственного долга и поддержание его объема на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Сформированы следующие параметры краевого бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов:
на 2024 год прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета в сумме 379 027 483,2 тыс. рублей; общий объем расходов краевого бюджета в сумме 431 967 958,0 тыс. рублей; дефицит краевого бюджета в сумме 52 940 474,8 тыс. рублей;
прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета на 2025 год в сумме 379 435 615,4 тыс. рублей и на 2026 год в сумме 349 993 410,0 тыс. рублей; общий объем расходов краевого бюджета на 2025 год в сумме 411 099 834,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 15 888 844,4 тыс. рублей, и на 2026 год в сумме 364 021 557,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 23 714 072,2 тыс. рублей; дефицит краевого бюджета на 2025 год в сумме 31 664 219,4 тыс. рублей и на 2026 год в сумме 14 028 147,0 тыс. рублей.
Верхний предел государственного внутреннего долга Красноярского края установлен:
на 1 января 2025 года в сумме 74 698 303,6 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2 000 000,0 тыс. рублей;
на 1 января 2026 года в сумме 119 502 874,6 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2 000 000,0 тыс. рублей;
на 1 января 2027 года в сумме 119 502 874,6 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2 000 000,0 тыс. рублей.
Участники публичных слушаний рекомендуют:
1. Законодательному Собранию края:
1.1) принять проект закона края "О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов";
1.2) усилить парламентский контроль за исполнением краевого бюджета в целях эффективной реализации задач по социально-экономическому развитию края.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
2.1) продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по решению наиболее актуальных для края вопросов с определением курса на поддержание финансовой устойчивости и развитие экономики края, в том числе инфраструктурного развития, на расширение участия края в реализации национальных проектов и совершенствование межбюджетных отношений, включая вопросы компенсации выпадающих доходов от принятых на федеральном уровне решений;
2.2) осуществлять мониторинг изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, оказывающего влияние на формирование и исполнение консолидированного бюджета края, с целью подготовки в случае необходимости предложений по его совершенствованию;
2.3) продолжить взаимодействие с федеральными органами власти по улучшению транспортной и экологической ситуации в городе Красноярске, а также разработать дополнительные меры и усилить контроль за реализацией в крае программ, направленных на улучшение экологической ситуации в целом;
2.4) проработать механизмы поддержки лучших муниципальных управленческих команд и их практик, а также механизмы стимулирования муниципальных образований к участию в мероприятиях в целях получения из краевого бюджета дотаций стимулирующего (поощрительного) характера в целях реализации посланий Президента Российской Федерации и популяризации муниципальной службы;
2.5) при принятии решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств края, установлению налоговых льгот (продлению ранее установленных) исходить из целей и задач долгосрочного развития края, определенных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года;
2.6) продолжить работу по изменению краевого законодательства в сферах государственной поддержки сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий в целях стимулирования развития сельских территорий и агропромышленного комплекса края на основе анализа правоприменительной практики и с учетом существующих экономических вызовов;
2.7) разработать межведомственный механизм формирования плана мероприятий, подготовка которого предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года N 1370 "О порядке разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации";
2.8) продолжить развитие специальной инфраструктуры с открытыми каналами связи в социальных сетях, открытые диалоги с населением в рамках личных приемов и поездок по муниципальным образованиям, которые помогают определять основные темы, требующие повышенного внимания при формировании бюджета.
3. Правительству края:
3.1) обеспечить исполнение краевого бюджета с учетом достижения в среднесрочной перспективе национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации, осуществление которых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с учетом изменений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года") возложено на субъекты Российской Федерации;
3.2) продолжить работу по содействию структурной трансформации экономики края, стимулированию инвестиционной и предпринимательской активности, наращиванию экономического потенциала края в новых условиях;
3.3) рассмотреть возможность разработки типовой модели антимонопольного комплаенса с последующим обязательным ее внедрением в органах исполнительной власти края с целью исключения формального подхода к системе управления и контроля рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, установленных правил и стандартов надзорных органов;
3.4) использовать новые механизмы регионального развития в инфраструктурных проектах, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные бюджетные кредиты из федерального бюджета;
3.5) продолжить практику привлечения специальных казначейских кредитов для реализации проектов в транспортной и жилищно-коммунальной сферах;
3.6) продолжить работу по совершенствованию системы проектного управления, улучшению функционирования регионального координационного органа национальных проектов, организации ежемесячного мониторинга хода реализации мероприятий региональных проектов;
3.7) продолжить практику реализации муниципальных комплексных планов развития отдельных территорий;
3.8) изучить возможность создания инвестиционных паспортов муниципальных образований края с целью стимулирования инвестиционной деятельности на территориях;
3.9) продолжить работу по улучшению администрирования доходов, повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджета и совершенствованию института единого налогового счета;
3.10) продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и методологии оценки эффективности налоговых расходов с использованием аналитической системы "Эффективность льгот";
3.11) провести оценку эффективности действующих налоговых расходов, по результатам которой рассмотреть возможность уточнения (отмены) налоговых льгот, не соответствующих критериям целесообразности и результативности c учетом изменившейся нормативной правовой базы в сфере налогового регулирования;
3.12) продолжить работу межведомственной комиссии по вопросам совершенствования краевого законодательства в сфере налоговых и неналоговых доходов, повышения собираемости платежей и сокращения задолженности по платежам в консолидированный бюджет края в целях осуществления единой политики в области доходов на территории края, координации межведомственного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления;
3.13) продолжить анализ решений представительных органов муниципальных образований в налоговой сфере в целях проведения единой налоговой политики на территории края в отношении местных налогов;
3.14) продолжить работу по координации межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления с Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в целях повышения качества управления земельно-имущественным комплексом края;
3.15) продолжить работу по уточнению данных о характеристиках земельных участков (категория, виды разрешенного использования) в Едином государственном реестре недвижимости, проведению инвентаризации адресов объектов адресации и земельных участков и внесению сведений в государственный адресный реестр; внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и населенных пунктов, о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости для максимального вовлечения объектов недвижимости в экономический оборот;
3.16) продолжить работу по внедрению государственной межведомственной информационной системы централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса края в целях повышения эффективности использования объектов муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена с 2019 года;
3.17) продолжить проведение комплексных кадастровых работ на территории края;
3.18) продолжить работу по совершенствованию краевого налогового законодательства, в том числе по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества, которые ранее не учитывались организациями в качестве основных средств и не подлежали налогообложению;
3.19) провести анализ эффективности мер государственной поддержки, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на краевом уровне, с целью сохранения стабильного экономического положения субъектов предпринимательства в отдельных отраслях экономики;
3.20) продолжить работу по созданию благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне края и увеличения количества самозанятых граждан;
3.21) изучить возможность создания:
3.21.1) проекта, учитывающего необходимые меры по возврату в реальную экономику традиционного недропользования, осуществляемого коренными и малочисленными народами, и меры по его государственной поддержке;
3.21.2) Арктического стандарта, как комплексного документа, включающего в себя основные требования, принципы и подходы к территориям, расположенным в районах Крайнего Севера, сохранению экологии природно-ландшафтной среды, социокультурному положению, сохранению этнологических, традиционно-хозяйственных условий проживания и деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечению транспортной, коммуникативной, медицинской и образовательной инфраструктурой;
3.22) продолжить настройку механизма импортозамещения в целях совершенствования осуществления государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая упрощение, повышение эффективности и оперативности процедур закупок;
3.23) изучить подходы и инструментарий для проведения комплексного анализа и оценки на системной основе состояния и прогнозов развития отраслей промышленности края, включая проведение мониторинга и анализа результатов реализации мер стимулирования и поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в разрезе отраслей, а также эффективности реализации программ импортозамещения;
3.24) провести анализ эффективности реализованных в крае мер поддержки и стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности, включая финансовую, в том числе оказываемую Государственным фондом развития промышленности края, имущественную в виде предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, без проведения торгов, и налоговую;
3.25) рассмотреть возможность увеличения объема ассигнований на предоставление субсидий Государственному фонду развития промышленности края в целях стимулирования инвестиционной деятельности субъектов в сфере промышленности;
3.26) продолжить внедрение в крае системных мер, направленных на развитие кооперации промышленных предприятий, локализующих производства на территории края, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства, включая реализацию мероприятий по выявлению и оценке малых и средних производственных предприятий, для включения в программы партнерства и "выращивания" субъектов малого и среднего предпринимательства в целях повышения результативности их участия в закупках крупных компаний;
3.27) активизировать работу в части формирования в крае практики заключения офсетных контрактов на поставку продукции (товаров), предусматривающих встречные инвестиционные обязательства, а также мер поддержки управляющих компаний и (или) резидентов индустриальных (промышленных) парков;
3.28) продолжить реализацию и совершенствование мер финансового стимулирования и поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, направленных на опережающее развитие отраслей промышленности, запуск собственного производства критически важной, в том числе высокотехнологичной, продукции, формирование сбалансированной структуры ее сбыта в пользу поставок на внутренний рынок с формированием соответствующего внутреннего спроса (потребления);
3.29) продолжить реализацию мероприятий, направленных на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, в том числе включенных в опорную сеть автомобильных дорог России;
3.30) усилить работу по привлечению инвестиций в проекты строительства арендных многоквартирных домов, развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, и создания жилищного фонда коммерческого использования в крае;
3.31) разработать комплекс мер, направленных на повышение доступности подключения субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных застройщиков жилья к электрическим сетям;
3.32) разработать совместно с органами местного самоуправления меры по стимулированию развития социального предпринимательства, в том числе в сферах социальной защиты населения, образования и спортивно-массовой деятельности;
3.33) продолжить реализацию утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, содержащей перечень мер по разработке новых и модернизации существующих инструментов и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, устранения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств;
3.34) продолжить работу по совершенствованию системы государственных программ в связи с внедрением принципов проектного управления, формированию системы управления налоговыми расходами, совершенствованию системы финансового обеспечения оказания государственных услуг, повышению эффективности и качества оказания государственных услуг в социальной сфере, комплексному планированию мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики;
3.35) организовать разработку отдельной самостоятельной государственной программы края по комплексному развитию сельских территорий, которая на основе всесторонних исследований о наличии в сельских территориях социальной, инженерной, транспортной инфраструктур обеспечивает мобилизацию и эффективное использование финансовых средств краевого бюджета, усиление координации деятельности органов исполнительной власти края, последовательное достижение установленных показателей и приоритетов социально-экономического развития сельских территорий;
3.36) продолжить работу по развитию новых механизмов оказания государственных услуг (выполнения работ), а также развитию конкуренции на рынке оказания государственных услуг (выполнения работ), в том числе путем привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг (выполнению работ) в социальной сфере;
3.37) продолжить работу по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения, в том числе:
3.37.1) в сфере личных финансов и финансовой безопасности на всех этапах жизненного цикла, а также в сфере общественных финансов, включая бюджетную, налоговую, пенсионную, инвестиционную грамотность;
3.37.2) по формированию ключевых элементов финансовой культуры (ценностей и установок), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи, общества и государства (его регионов);
3.37.3) по расширению опыта принятия финансовых решений посредством интеграции личных и общественных финансов, в том числе в рамках инициативного бюджетирования;
3.38) продолжить работу по повышению эффективности планирования расходов краевого бюджета, включая:
3.38.1) разработку и утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования и предоставления главными распорядителями средств краевого бюджета обоснований объемов бюджетных ассигнований;
3.38.2) разработку и утверждение методики планирования бюджетных ассигнований;
3.38.3) принятие нормативных правовых актов, формирующих расходные обязательства края;
3.38.4) формирование объемов бюджетных ассигнований на государственную поддержку агропромышленного комплекса края, обеспечивающих стабильное функционирование отрасли, закрепление специалистов в сельских территориях и создание условий для привлечения инвестиций;
3.38.5) мероприятия по внедрению программного продукта (информационного ресурса), предусматривающего консолидацию информации о капитальных вложениях из краевого бюджета и объектах незавершенного строительства;
3.38.6) выделение в приоритетном порядке финансирования на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на которые разработана проектная документация за счет бюджетных ассигнований;
3.38.7) принятие мер по устранению дисбаланса в оплате труда различных категорий работников бюджетной сферы после повышения минимального размера оплаты труда, предусматривающих привлечение дополнительных средств на эти цели;
3.38.8) реформирование бюджетной сети по отраслям с учетом потребности населения в предоставлении государственных и муниципальных услуг и повышения их качества в сферах социальной политики, здравоохранения, образования и ветеринарии;
3.39) предусмотреть в отраслевых и государственных программах края мероприятия, направленные на стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов в целях содействия привлечению инвестиций в сферу обращения с отходами в крае и развития необходимой инфраструктуры, а также рассмотреть вопрос об установлении разрешительных режимов перемещения отходов строительства на территории края;
3.40) усилить работу, направленную на защиту населения и объектов экономики края от негативного воздействия поверхностных вод, а также охрану поверхностных водных объектов, в том числе:
3.40.1) рассмотреть возможность увеличения финансирования на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) как гидротехнических, так и очистных сооружений;
3.40.2) провести работу с федеральными органами власти по включению водных объектов, расположенных на территории края, в федеральные программы по их сохранению и восстановлению, в том числе предусмотренные национальным проектом "Экология";
3.40.3) рассмотреть вопрос о поэтапном установлении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории края с учетом необходимого финансирования за счет средств бюджета края;
3.41) обеспечить на постоянной основе участие края в федеральном проекте "Чистая страна" с целью ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде путем своевременной разработки соответствующей проектной документации за счет бюджета края;
3.42) разработать совместно с проектным офисом федерального проекта "Чистый воздух" предложения по включению в комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Норильске пункта о приобретении электротранспорта (электробусов) за счет средств федерального бюджета;
3.43) принять меры по доведению финансового, кадрового и имущественного обеспечения реализации полномочий по охране лесов от пожаров до нормативного состояния;
3.44) продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание условий для выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований края;
3.45) продолжить работу по совершенствованию механизма предоставления бюджетам муниципальных образований края межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, в том числе совершенствованию практики предоставления стимулирующих трансфертов бюджетам муниципальных образований, демонстрирующих прирост налоговой базы, при этом не допуская снижения уровня их финансовой обеспеченности в последующие годы;
3.46) завершить совместно с органами местного самоуправления инвентаризацию объектов инфраструктуры и благоустройства сельских территорий края в целях формирования общей потребности в средствах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и обновление их материальной базы;
3.47) рассмотреть возможность предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам;
3.48) рассмотреть возможность увеличения финансовых средств, направляемых на приобретение либо строительство жилых помещений для работников агропромышленного комплекса и бюджетных организаций в сельских населенных пунктах;
3.49) продолжить практику стимулирования муниципальных образований, реализующих инициативы по преобразованию поселений, в рамках государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления";
3.50) продолжить работу по вовлечению граждан в реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках государственной программы края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды";
3.51) продолжить работу по совершенствованию механизма финансирования содержания общественных пространств, благоустраиваемых в рамках реализации проекта "Формирование комфортной городской среды";
3.52) рассмотреть возможность сохранения уровня финансирования проектов, реализуемых в рамках мероприятия по поддержке местных инициатив городскими и сельскими поселениями, ресурсные возможности которых ограничены по сравнению с городскими округами;
3.53) рассмотреть возможность выделения дополнительных финансовых средств для реализации мероприятия "Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований на благоустройство кладбищ" государственной программы края "Содействие развитию местного самоуправления";
3.54) рассмотреть возможность включения в государственные программы края мероприятия, направленного на создание и обслуживание электронной системы учета мест захоронений;
3.55) рассмотреть возможность выделения дополнительных финансовых средств с целью обеспечения эксплуатации специализированной техники, переданной органам местного самоуправления сельских поселений и сельских населенных пунктов в составе муниципальных округов края;
3.56) обеспечить стабильность условий распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований края в части условий (сроков) предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований края документов для участия в конкурсных отборах;
3.57) продолжить работу по оснащению пищеблоков и модернизации столовых общеобразовательных организаций в крае с обязательным мониторингом качества питания;
3.58) предусмотреть увеличение финансирования:
3.58.1) капитального ремонта и реконструкции зданий образовательных, культурно-досуговых организаций в сельской местности;
3.58.2) укрепления материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей, в том числе строительства новых корпусов;
3.58.3) проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности загородных оздоровительных лагерей, образовательных учреждений, в том числе в сфере культуры;
3.58.4) разработки проектной документации и строительство детских школ искусств
всех видов;
3.59) продолжить реализацию мероприятий по обеспечению развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек;
3.60) продолжить реализацию мероприятий по созданию равных условий для занятий населения края физической культурой и спортом с соблюдением принципов экономности и результативности использования бюджетных средств при достижении национальных целей в данной сфере, а также с учетом численности населения и типа возрастной структуры в населенных пунктах;
3.61) предусмотреть увеличение финансового обеспечения муниципальным образованиям края для устройства пяти быстровозводимых крытых конструкций;
3.62) рассмотреть возможность увеличения финансового обеспечения выполнения требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
3.63) продолжить работу по реализации комплекса мероприятий по строительству быстровозводимых многофункциональных сооружений для использования молодежными центрами, учреждениями спорта и культуры;
3.64) предусмотреть финансовое обеспечение на создание специализированного многофункционального реабилитационного физкультурно-оздоровительного комплекса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Красноярске.
4. Органам местного самоуправления:
4.1) при осуществлении долговой политики обеспечить сдерживание роста долговой зависимости и сохранение безопасного уровня долговой нагрузки на местные бюджеты;
4.2) обеспечить реализацию планов мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики муниципальных образований, исключив формальный подход;
4.3) осуществлять совместно с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти края работу по расширению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц посредством выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения в виде выплаты неучтенной ("теневой") заработной платы, а также работу по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах;
4.4) продолжить работу территориальных рабочих групп (комиссий) по снижению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края с участием налоговых органов, службы судебных приставов, а также территориальных комиссий по вопросам ликвидации во внебюджетном секторе экономики, рабочих групп (комиссий) по вопросам выявления и снижения неформальной занятости на территории края;
4.5) продолжить работу по проведению мероприятий с муниципальными объектами земельно-имущественного комплекса по внесению сведений в государственный адресный реестр, уточнению данных в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках без кадастровой стоимости в целях наращивания доходного потенциала местных бюджетов;
4.6) продолжить работу по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости, выморочного имущества, а также по отнесению помещений к общему имуществу многоквартирного дома;
4.7) продолжить работу по наполнению Единого государственного реестра недвижимости и государственного адресного реестра достоверными сведениями, в том числе по уточнению категории, вида разрешенного использования и адресов земельных участков, а также адресов объектов адресации, на системной основе в целях актуализации сведений и максимального вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимости;
4.8) продолжить работу по внедрению государственной межведомственной информационной системы централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса края в целях повышения эффективности использования объектов муниципальной собственности, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена с 2019 года;
4.9) продолжить комплексные кадастровые работы, мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон;
4.10) осуществлять мероприятия, направленные на выявление земельных участков (территорий) для вовлечения их в жилищное строительство;
4.11) продолжить работу по вовлечению объектов недвижимого имущества в налогооблагаемые базы муниципальных образований края в целях увеличения поступлений в местные бюджеты налоговых и неналоговых доходов от использования имущества, а также по осуществлению контроля за целевым использованием такого имущества;
4.12) осуществлять оценку социально-экономического состояния территорий муниципальных образований, включая мониторинг состояния предпринимательского климата, анализ экономических и социальных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, в целях улучшения инвестиционного и делового климата муниципальных образований;
4.13) продолжить работу по повышению эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса и доходного потенциала муниципальных образований края;
4.14) продолжить работу по реформированию (оптимизации) бюджетной сети (по отраслям) муниципальных учреждений с учетом потребности населения в предоставлении муниципальных услуг и повышения их качества;
4.15) обеспечить приведение решений представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах в соответствие с федеральным налоговым законодательством;
4.16) обеспечить проведение оценки налоговых расходов муниципальных образований в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
4.17) обеспечить своевременную и эффективную реализацию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемых с субъектами агропромышленного комплекса края в целях привлечения внебюджетных источников финансирования для обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы, благоустройства территорий и улучшения качества жизни сельского населения;
4.18) разработать совместно с Правительством края меры по стимулированию развития социального предпринимательства, в том числе в сферах социальной защиты населения, образования и спортивно-массовой деятельности;
4.19) предусмотреть за счет средств местных бюджетов расходы на содержание общественных пространств, благоустроенных или благоустраиваемых в рамках муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе с участием федерального бюджета.
5. Счетной палате края:
5.1) провести анализ эффективности управления просроченной дебиторской задолженностью главными администраторами доходов краевого бюджета в целях ее сокращения и недопущения дальнейшего роста;
5.2) продолжить взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами в целях укрепления и повышения эффективности и результативности внешнего муниципального финансового контроля в крае.