Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 22.12.2023 N 6-2422П "О проблемах реализации проектов комплексного развития территорий в Красноярском крае и мерах по обеспечению жилищных прав граждан"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22.12.2023 | N 6-2422П |
О ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ КОМПЛЕСНОГО
РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
И МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Повышение качества городской среды, улучшение внешнего облика городов, обеспечение прав граждан на благоприятные жилищные условия, создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, в том числе путем вовлечения неиспользуемых или неэффективно используемых территорий, являются ключевыми задачами государства, выполняемыми также посредством реализации механизма комплексного развития территории.
Комплексное развитие территории (далее – КРТ) направлено в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексный учет потребностей населения и территорий и может быть успешным при сбалансированности государственных, общественных и частных интересов в данной области.
В Красноярском крае создана необходимая правовая база для реализации решений о КРТ: принят Закон края от 8 июля 2021 года N 11-5320 "О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий" (далее – Закон края N 11-5320), иные нормативные правовые акты о порядке реализации КРТ.
Одним из главных вопросов реализации решений о КРТ является вопрос обеспечения жилищных прав граждан, которые переселяются из занимаемых ими жилых помещений на преобразуемой территории. Данный вопрос урегулирован статьей 321 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормы которой применяются к правоотношениям по обеспечению жилищных и иных имущественных прав собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах.
Однако вопрос обеспечения жилищных прав граждан урегулирован не в полной мере, в частности, в Жилищном кодексе Российской Федерации не урегулировано обеспечение жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений в домах блокированной застройки, объектах индивидуального жилищного строительства и садовых домах.
В рамках реализации решений о КРТ в городе Красноярске выявлены следующие проблемы: при предоставлении гражданам жилья взамен изымаемого не учитывается их желание жить, получать образование и медицинские услуги в привычном для них районе; собственники жилых помещений в домах блокированной застройки, индивидуальных жилых домах не имеют права (в отличие от собственников жилых помещений в многоквартирных домах) решать вопрос участия в КРТ, а в случае изъятия жилых помещений – получать взамен жилые помещения, если в семье имеются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане и инвалиды; планируемые объекты социальной инфраструктуры не являются юридически закрепленным обязательством застройщика, и, следовательно, создание социальных объектов не гарантировано; не обеспечивается ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры одновременно с вводом жилья.
В случае недостижения соглашения между инвесторами или органами местного самоуправления с собственниками жилых помещений в домах блокированной застройки, в объектах индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях КРТ, окончательное решение принимается в судебном порядке.
Также следует отметить, что при принятии решений о КРТ не всегда учитывается возможность размещения дополнительных объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктур, которые необходимы в дальнейшем для комфортного проживания граждан, либо не учитывается, что площадь территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, не позволяет разместить необходимые объекты социальной инфраструктуры. Реализация таких решений о КРТ впоследствии создаст нагрузку на существующую и без того перегруженную инфраструктуру рядом с территорией КРТ.
Таким образом, есть риск недостижения целей КРТ по принятым главами местных администраций решениям о КРТ. В свою очередь эффективность реализации КРТ зависит от обеспечения баланса прав и законных интересов частных собственников, публичных образований, а также жителей территорий.
На основании изложенного, с учетом предложений рабочей группы (создана постановлением Законодательного Собрания края от 26 октября 2023 года N 6-2144П), высказанных в ходе обсуждения проблем, возникших при реализации решений о КРТ, в целях повышения эффективности реализации механизма КРТ и обеспечения жилищных прав граждан при реализации решений о КРТ в Красноярском крае Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Предложить Правительству края рассмотреть возможность:
1.1) внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства края, регулирующие порядок согласования и определения границ территорий, подлежащих комплексному развитию, по актуализации требований к перечню документов, прилагаемых к проекту решения о КРТ, в части обоснования достаточных гарантий жилищных прав граждан, в том числе граждан, которые переселяются из занимаемых ими жилых помещений в домах блокированной застройки и объектах индивидуального жилищного строительства и для которых указанные жилые помещения являются единственным местом жительства;
1.2) создания межведомственной рабочей группы по рассмотрению проектов решений о КРТ и согласованию проектов решений о КРТ, принимаемых главами местных администраций;
1.3) представления в Законодательное Собрание края (с учетом складывающейся практики реализации Закона края N 11-5320) предложений по уточнению критериев, установленных для многоквартирных домов, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется КРТ жилой застройки, а также критериев, установленных для домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, которые не признаны аварийными и которые подлежат изъятию для государственных и муниципальных нужд в целях КРТ жилой застройки;
1.4) включения в решение о КРТ, принимаемое Правительством края в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения о необходимости строительства на территории, подлежащей комплексному развитию, многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, в которых все жилые помещения или указанное в таком решении минимальное количество жилых помещений соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и (или) строительства наемного дома;
1.5) включения в договор о КРТ с участием органа государственной власти края обязательства лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную (муниципальную) собственность после окончания строительства объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств лица, заключившего договор, а также перечня данных объектов и условий их передачи (при этом перечень объектов должен включать дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, медицинские организации);
1.6) включения в договор о КРТ с участием органа государственной власти края положений о распределении обязанностей сторон договора по обеспечению строительства и (или) реконструкции, в том числе за границами территории комплексного развития или части такой территории, являющейся предметом договора, объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, необходимых для реализации решения о комплексном развитии территории, и о сроке выполнения указанных обязанностей;
1.7) включения на основании части 5 статьи 68 Градостроительного кодекса Российской Федерации в договор о КРТ с участием органа исполнительной власти края обязательства инвестора по предоставлению жилых помещений для граждан, у которых изымаемое жилое помещение в домах блокированной застройки, объектах индивидуального жилищного строительства и садовых домах является единственным, а также в случае, если в таких жилых помещениях проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
1.8) разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания края проект закона края о внесении изменений в Закон края от 16 марта 2023 года N 5-1641 "О налоге на имущество организаций" в части установления для юридических лиц льгот по налогу на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на территории КРТ и подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента включения данного имущества в границы территории КРТ до момента его изъятия.
2. Комитету по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС Законодательного Собрания края:
2.1) подготовить проект закона края о внесении изменения в статью 9 Закона края N 11-5320, предусмотрев на основании части 7 статьи 321 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах на получение равнозначного жилого помещения;
2.2) проработать совместно с Правительством края вопрос о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленных на обеспечение равных жилищных прав собственников объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки, садовых домов и собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
3. Предложить органам местного самоуправления края:
3.1) включать в договор о КРТ с участием органа местного самоуправления края обязательства лица, заключившего договор, безвозмездно передать в муниципальную (государственную) собственность после окончания строительства объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств лица, заключившего договор, а также перечень данных объектов и условия их передачи (при этом перечень объектов должен включать дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, медицинские организации);
3.2) предусмотреть обязанность органа местного самоуправления края за свой счет обеспечить строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, необходимых для реализации решения о КРТ, срок выполнения указанной обязанности (при этом перечень объектов должен включать объекты для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций);
3.3) предусмотреть в решении о КРТ, принимаемом главой местной администрации в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положение о необходимости строительства на территории, подлежащей комплексному развитию, многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, в которых все жилые помещения или указанное в таком решении минимальное количество жилых помещений соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и (или) строительства наемного дома;
3.4) предусмотреть на основании части 5 статьи 68 Градостроительного кодекса Российской Федерации в договоре о КРТ обязательства лица, заключившего договор, предоставить равнозначное жилое помещение не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, для граждан, у которых изымаемое жилое помещение в домах блокированной застройки, объектах индивидуального жилищного строительства и садовых домах является единственным, а также в случаях, если в таких жилых помещениях проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, участники специальной военной операции, члены их семей;
3.5) рассмотреть возможность установления льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося на территории КРТ и подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд.
4. Предложить Главе города Красноярска:
4.1) создать в кратчайшие сроки комиссию по рассмотрению обращений граждан, разрешению спорных ситуаций и оказанию адресной социальной помощи в связи с принятием решений о КРТ в городе Красноярске с привлечением к работе указанной комиссии депутатов Законодательного Собрания края, избранных от соответствующей территории;
4.2) принять действенные меры по защите жилищных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, инвалидов, семей участников специальной военной операции, которые переселяются из занимаемых ими жилых помещений в домах блокированной застройки и в объектах индивидуального жилищного строительства, расположенных в границах территории жилой застройки, подлежащей КРТ в городе Красноярске, а также иных граждан, для которых такие жилые помещения являются единственным местом жительства.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС (Кулеш А.В.).
Председатель |
|
Законодательного |
|
Собрания края | А.И. Додатко |