Правовые акты Красноярского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 04.07.2024 N 7-2932П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2023 год"

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

04.07.2024

N 7-2932П

 

о резолюции публичных слушаний по вопросу

 "ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ЗА 2023 ГОД"

 

 

В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2023 год", проведенных 18 июня 2024 года, Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2023 год".

2. Снять с контроля как исполненное постановление Законодательного Собрания края от 22 июня 2023 года N 5-1925П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2022 год".

3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан (Чащин В.Ф.).

 

 

Председатель

 

Законодательного

 

Собрания края

А.И. Додатко

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Законодательного Собрания

Красноярского края

от 4 июля 2024 г. N 7-2932П

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

публичных слушаний по вопросу

"Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2023 год"

 

 

Реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики в крае сохраняла преемственность с федеральной политикой и учитывала задачи по поддержанию суверенитета и самостоятельности России. Она была ориентирована на обеспечение финансовой и ценовой стабилизации, содействие структурной трансформации экономики с минимальными потерями для экономического развития, социальную поддержку населения, в том числе сохранение поддержки наиболее уязвимых категорий населения, семей с детьми, а меры бюджетного и налогового регулирования сопровождались принятием стимулирующих и смягчающих решений.

Обеспечению финансовой устойчивости способствовали механизмы, направленные на создание суверенной финансовой инфраструктуры, ведение эффективной контрциклической бюджетной и денежно-кредитной политики, что позволило стабилизировать ситуацию в экономической сфере, восстановить деловую активность, а так же способствовало перестройке хозяйственных связей, поддержке базовых отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса с одновременной трансляцией в экономику бюджетного импульса за счет предоставления бюджетных и межгосударственных кредитов, инвестиций Фонда национального благосостояния в финансовые активы российских организаций и воздействию на нефинансовый сектор.

Антикризисные меры привели к формированию устойчивой и предсказуемой экономической среды, придали ускорение трансформации за счет структурных изменений экономики в доходах и расходах, обеспечили реализацию государственных гарантий граждан и последовательное повышение качества их жизни, что содействовало сохранению рабочих мест, продолжению реализации инвестиционных проектов и выстраиванию новых хозяйственных связей в условиях внешнего давления и санкционных ограничений.

В отчетном году отмечалось ослабление национальной валюты. Средний номинальный курс доллара США в 2023 году составил 84,7 рубля, что на 25,5 % выше, чем в 2022 году.

Среднегодовая цена нефти марки "Ural’s" уменьшилась на 17,2 % – с 76,1 доллара США за баррель в 2022 году до 63 долларов США в 2023 году.

Наблюдалось снижение цен на цветные металлы: алюминий подешевел на 16,8 %, никель – на 16,1 %, медь – на 3,8 %.

Цены на драгоценные металлы имели разнонаправленную динамику. Стоимость тройской унции золота на мировом рынке увеличилась на 7,9 %, платины – на 0,6 %, при этом отмечено снижение цен на палладий на 36,5 %.

На развитие промышленного сектора в отчетном году оказали влияние ограничивающие факторы, имеющие в большей степени временный характер и не являющиеся прямым следствием санкций.

В отчетном году индекс промышленного производства края составил 94,4 % относительно 2022 года. На результаты деятельности предприятий промышленной сферы, с учетом структуры экономики, традиционно повлияла деятельность в секторе добычи нефти и металлургии.

В добывающем секторе отмечается сокращение объема добычи нефти в условиях естественной выработки запасов Ванкорского месторождения и влияния на деятельность компаний принятых ограничений сделки ОПЕК+.

Металлургическое производство уменьшилось на 9,0 % к уровню 2022 года преимущественно за счет сокращения производства цветных металлов в связи с проведением плановых ремонтных работ, настройкой вводимого в эксплуатацию нового оборудования в рамках реализации инвестиционных проектов в Норильском промышленном районе.

При этом в отраслях, ориентированных на внутренний спрос, в 2023 году выпуск сложился выше уровня предыдущего года. Увеличилось производство пищевых продуктов и напитков, резиновых и пластмассовых изделий, продуктов химической промышленности, строительных материалов. Положительная динамика также отмечена в добыче угля и в сфере энергетики.

В сельском хозяйстве края по итогам 2023 года объем произведенной продукции в хозяйствах всех категорий составил 122,5 млрд рублей, или 96,4 %, в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. Основное влияние на индекс производства оказало снижение сбора зерновых и технических культур после рекордно высоких производственных показателей в 2022 году.

В условиях реализации крупных капиталоемких проектов объем инвестиций по итогам 2023 года увеличился в сопоставимых ценах на 9,6 % и составил 926,4 млрд рублей. Основные объемы инвестиционных вложений направляются в нефтегазовый сектор, металлургию и энергетику.

В условиях высокого уровня инвестиционной активности в производственном секторе, положительной динамики ввода жилья объем строительных работ в 2023 году увеличился в сопоставимых ценах на 1,6 % к уровню 2022 года.

По итогам 2023 года введено 1,63 млн кв. метров общей площади жилых домов, что составило 116,8 % к уровню 2022 года.

На потребительском рынке края отмечено постепенное восстановление спроса на товары и услуги на фоне роста доходов населения и удовлетворения отложенного спроса. В 2023 году оборот розничной торговли увеличился по отношению к 2022 году на 8,4 %. Объем платных услуг населению в 2023 году увеличился на 3,2 % к уровню 2022 года.

Индекс потребительских цен в крае в декабре 2023 года сложился на уровне 107,8 % к декабрю 2022 года, что на 4,3 процентного пункта ниже аналогичного показателя предыдущего года. Краевой показатель инфляции сложился ниже среднего значения по Сибирскому федеральному округу на 0,2 процентного пункта и выше среднероссийского уровня на 0,4 процентного пункта.

На рынке труда в 2023 году сохраняется стабильная ситуация. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на начало и на конец отчетного года составлял 0,7 %, что соответствует среднероссийскому уровню, составляющему 0,6 %.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в 2023 году увеличилась в действующих ценах на 13,0 % к уровню 2022 года и составила 81,1 тыс. рублей (в России – на 14,6 %, 74,9 тыс. рублей). Темп роста заработной платы в сопоставимых ценах составил 106,7 % (в России – 108,2 %). Положительную динамику заработной платы обеспечило повышение оплаты труда работников предприятий производственных отраслей, организаций бюджетной сферы, а также повышение с 1 января 2024 года минимального размера оплаты труда.

В крае отмечено увеличение численности постоянного населения в результате влияния демографических факторов. С 1 января 2024 года численность населения края увеличилась на 0,6 тыс. человек, или на 0,02 % (в России снизилась на 0,2 %), и составила 2 846,1 тыс. человек.

В связи с сокращением смертности населения ожидаемая продолжительность жизни в крае увеличилась до 71,3 лет, в 2022 году этот показатель составил 70,6 лет.

В 2023 году бюджетные параметры по доходам и расходам впервые превысили 400,0 млрд рублей. Фактическое поступление доходов краевого бюджета в отчетном году составило 427,4 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 382,7 млрд рублей. Расходы краевого бюджета профинансированы на 407,9 млрд рублей, в том числе за счет целевых средств федерального бюджета – на 41,5 млрд рублей и собственных средств – на 366,4 млрд рублей. При этом в ходе исполнения краевого бюджета были приняты две корректировки краевого бюджета, которые увеличили параметры доходной части в 2023 году на 35,9 млрд рублей, расходной части – на 34,9 млрд рублей.

Таким образом, по итогам 2023 года краевой бюджет исполнен без дефицита – с превышением доходов над расходами на 19,5 млрд рублей.

Все решения бюджетной политики были ориентированы на содействие структурной трансформации и результативности бюджетных расходов. В течение 2023 года в приоритетном порядке финансировались социальные расходы, мероприятия национальных проектов, осуществлялось инфраструктурное и территориальное развитие.

Расходы краевого бюджета по функциональному разрезу распределились следующим образом:

отрасли социальной сферы, включающие здравоохранение, спорт, образование, культуру и кинематографию, социальную политику – 260,5 млрд рублей, или 63,9 % общего объема расходов;

отрасли национальной экономики, включающие сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, водные ресурсы, лесное хозяйство – 91,6 млрд рублей, или 22,4 % общего объема расходов;

прочие отрасли, включающие охрану окружающей среды, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, общегосударственные вопросы, средства массовой информации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты общего характера – 55,9 млрд рублей, или 13,7 % общего объема расходов.

На финансирование социальных расходов в отчетном году направлено 54,0 % всех расходов краевого бюджета, что составило 220,0 млрд рублей, включая расходы на оплату труда работников бюджетной сферы в сумме 144,0 млрд рублей, или 35,0 %, и выполнение социальных обязательств перед населением в сумме 76,0 млрд рублей, или 19,0 %.

Публичные нормативные обязательства исполнены в сумме 20,5 млрд рублей, или на 98,4 % уточненных плановых ассигнований.

Для реализации мероприятий национальных проектов выделено 30,6 млрд рублей, в том числе 13,9 млрд рублей – за счет средств федерального бюджета и публично-правовой компании "Фонд развития территорий", 16,7 млрд рублей – за счет средств краевого бюджета.

На осуществление расходов капитального характера (бюджет развития края) в 2023 году направлено 77,4 млрд рублей, или 19,0 % расходов краевого бюджета, что превышает показатели 2022 года на 6,8 млрд рублей. В первую очередь это связано с решением вопросов по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, строительством социальных объектов, реализацией крупных инфраструктурных проектов.

Кроме того, с учетом текущей ситуации в течение 2023 года около 6,0 млрд рублей было направлено на реализацию решений, связанных с проведением специальной военной операции, в том числе на предоставление мер поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей, а также на проведение восстановительных работ в Луганской Народной Республике.

По состоянию на 1 января 2024 года размер государственного долга края составил 51,0 млрд рублей. Его доля по отношению к налоговым и неналоговым доходам краевого бюджета сложилась на уровне 13,3 %, доля коммерческого долга достигла исторического минимума – 3,9 % к налоговым и неналоговым доходам краевого бюджета.

По итогам 2023 года сохранена стабильность финансовой системы края, сбалансированность краевого бюджета, поставленные при формировании краевого бюджета и в процессе его исполнения задачи обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами.

Одной из стратегических целей является разработка эффективной инфраструктурной политики, которая предопределяется устойчивой тенденцией экономического роста, создает необходимые условия для социально-экономического развития и повышения качества жизни населения. В числе ключевых моментов – расширение механизмов для развития инфраструктуры в крае, строительство жилья и улучшение жилищных условий граждан, приведение в нормативное состояние дорог. Возможности для масштабного и эффективного развития строительного, транспортного, жилищно-коммунального и информационно-коммуникационного комплексов способствуют обеспечению перспективных потребностей населения и экономики, росту социально-экономического потенциала региона.

Дополнительный импульс инфраструктурному росту придает возможность использования новых инструментов территориального развития, определенных на федеральном уровне. На обеспечение реализации инфраструктурных проектов в крае направлен федеральный проект "Инфраструктурное меню", включающий механизмы государственной поддержки, которые позволяют осуществить наиболее значимые для социально-экономического развития регионов Российской Федерации инфраструктурные проекты.

Основные направления инфраструктурного развития, в том числе с использованием федеральных механизмов, отражены в государственных программах Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", "Развитие транспортной системы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности", "Развитие информационного общества". Мероприятия государственных программ Красноярского края синхронизированы с реализацией национальных проектов "Безопасные качественные дороги", "Жилье и городская среда", "Цифровая экономика Российской Федерации".

Финансовый потенциал края позволяет реализовывать инфраструктурные проекты в сфере развития транспортной системы, дорожной сети, жилищного строительства, а также возводить жизненно важные объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, развивать инфраструктуру связи преимущественно с применением традиционных бюджетных механизмов, таких как предоставление средств дорожного фонда края, межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета, субсидирование юридических лиц.

Вместе с тем с 2022 года началась реализация крупных инфраструктурных проектов с использованием федеральных механизмов "Инфраструктурного меню". Среди мер стимулирования инфраструктурного развития регионов:

предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на 15 лет по ставке 3,0% годовых;

реструктуризация бюджетных кредитов, предусматривающая направление регионами высвобождающихся средств на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также возможность списания кредитов за счет увеличения налоговых поступлений от реализации новых инвестиционных проектов в федеральный бюджет;

предоставление бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований регионов и муниципальных образований со сроком погашения до 2029 года включительно;

предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также на пополнение остатков на едином счете субъектов Российской Федерации (в целях опережающего финансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации);

выпуск инфраструктурных облигаций "ДОМ.РФ" с последующим предоставлением льготных займов регионам на инфраструктурные проекты, связанные со строительством и (или) реконструкцией объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе реализуемых при жилищном строительстве;

вложение средств Фонда национального благосостояния в Фонд развития территорий для финансирования проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Общий объем бюджетных средств на реализацию крупных проектов в рамках "Инфраструктурного меню" в крае в 2022–2026 годах запланирован в объеме 104,0 млрд рублей.

В 2023 году в крае на реализацию проектов с использованием "Инфраструктурного меню" было направлено 16,9 млрд рублей, в том числе на реализацию проекта по строительству первого этапа линии скоростного подземно-надземного транспорта в г. Красноярске, реконструкцию перрона Международного аэропорта Красноярск, реконструкцию автомобильной дороги "Енисейск-Высокогорский" на участке км 27 – км 57, строительство автодорожного моста через реку Енисей в районе поселка Высокогорский Енисейского района и другие. Реализация данных проектов позволит решить несколько задач, связанных с экономическим развитием региона, включая транспортную доступность населенных пунктов и реализацию инвестиционных планов добывающих и обрабатывающих компаний Мотыгинского, Енисейского и Северо-Енисейского районов.

В 2023 году краем впервые применен такой инструмент как специальный казначейский кредит, который составил 2,2 млрд рублей. Средства в сумме 1 млрд рублей были направлены в отчетном году на обновление подвижного состава междугороднего транспорта, то есть приобретение автобусов, остальные – на реализацию проектов в жилищно-коммунальной сфере, в том числе на ремонт котельных в Богучанском районе и в ЗАТО г. Железногорск.

Кроме того, с привлечением частных инвестиций и займов Фонда национального благосостояния продолжилась реализация проектов по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей. Такие проекты реализуются ресурсоснабжающими организациями.

В 2023 году инфраструктурное развитие края осуществлялось с учетом подходов, определенных на федеральном уровне. Реализация крупных проектов была направлена прежде всего на стимулирование градостроительного развития, повышение транспортной доступности, ускоренную реализацию инвестиционных планов хозяйствующих субъектов, обеспечение решения наиболее актуальных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

На протяжении последних лет одним из основных направлений деятельности органов государственной власти края является содействие развитию муниципальных образований края. При реализации данной задачи используются финансовые инструменты, механизмы стимулирующей инвестиционной и экономической политики, которые сопровождаются созданием необходимых социальных и инфраструктурных условий.

Предоставление муниципальным образованиям края финансовых ресурсов из краевого бюджета осуществляется в виде различных форм межбюджетных трансфертов, которые направляются на финансирование объектов капитального строительства, перспективных отраслей экономики и развитие материально-технической базы учреждений, находящихся в муниципальных образованиях.

В 2023 году объем межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края, составил 134,3 млрд рублей, или 32,9 % от общего объема расходов краевого бюджета, что в абсолютном значении превышает фактические значения 2022 года на 5,2 млрд рублей. Финансовые ресурсы для муниципальных образований сконцентрированы в 22 из 23 государственных программ Красноярского края.

Социально-экономическому развитию и повышению качества жизни местного населения способствовали также выработанные в предыдущие годы механизмы территориального развития и развития локальной экономики в рамках Закона Красноярского края от 11 июля 2019 года N 7-2919 "Об инвестиционной политике в Красноярском крае".

В 2023 году была продолжена реализация и финансирование муниципальных комплексных проектов развития, направленных на создание объектов инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности. Государственная поддержка осуществлялась в рамках государственной программы Красноярского края "Комплексное территориальное развитие Красноярского края". На указанные цели в 2023 году направлены средства краевого бюджета в сумме 539,6 млн рублей, что позволило провести работы на объектах инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности в десяти населенных пунктах. В результате в отчетном году отремонтированы 12,8 км автомобильных дорог общего пользования местного значения в Балахтинском, Канском, Минусинском, Ужурском, Шушенском районах и Пировском муниципальном округе и объект муниципальной коммунальной инфраструктуры в Березовском районе, выполнены капитальный ремонт здания школы в Шушенском районе и устройство муниципального спортивного сооружения в Краснотуранском районе.

В отчетном году поддержка муниципальных образований продолжалась также в рамках следующих государственных программ Красноярского края: "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности", "Развитие транспортной системы", "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", "Содействие развитию местного самоуправления".

В 2023 году в качестве действенного и своевременного механизма поддержки экономики, в том числе поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечения занятости населения, сохранялось формирование и использование средств бюджета развития края (капитальные расходы, в том числе на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, улучшение материально-технической базы и иные расходы капитального характера). В отчетном году бюджет развития края составил 77,4 млрд рублей, в том числе 12,4 млрд рублей за счет средств федерального бюджета и 65,0 млрд рублей за счет средств краевого бюджета.

В структуре бюджета развития края:

44,4 млрд рублей, или 57,4 %, составили расходы на развитие и поддержку отраслей экономики, в том числе в сфере транспорта 18,1 млрд рублей и расходы дорожного фонда – 13,5 млрд рублей;

27,2 млрд рублей, или 35,1 %, – бюджетные ассигнования на развитие социальной сферы, основная часть которых была направлена на ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений, включая объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также социальной защиты населения;

5,8 млрд рублей, или 7,8 %, – прочие направления.

Основная часть бюджета развития края направлена в муниципальные образования в форме межбюджетных трансфертов и строительства социальных объектов в рамках перечня строек и объектов.

В 2023 году осуществлялось строительство (реконструкция) и разработка проектной документации в отношении 159 объектов в 45 муниципальных образованиях Красноярского края, в том числе 34 объектов здравоохранения, 31 объекта образования, 20 объектов культуры, 19 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 14 спортивных объектов, 14 дорог, 27 прочих объектов. Объем расходов составил 32,2 млрд рублей.

В 2023 году состоялось празднование 200-летия города Минусинска. В отчетном году на подготовку к юбилею города из краевого бюджета направлено порядка 2,6 млрд рублей, а общий объем средств в период 2020–2023 годов составил 6,3 млрд рублей по направлениям, связанным с сохранением объектов культурного наследия, благоустройством общественных пространств, строительством и ремонтом улично-дорожной сети, ремонтом многоквартирных домов, организацией культурно-массовых мероприятий, обеспечением безопасности дорожного движения.

Таким образом, в целях содействия устойчивому развитию местного самоуправления в крае постепенно сформировался комплекс инструментов, призванных ускорить социально-экономическое развитие территорий, целью которого является достижение высокого качества жизни местного населения. В их числе поддержка муниципальных комплексных проектов развития, строительство социальных объектов в муниципальных образованиях, реализация комплексных проектов по благоустройству административных центров муниципальных образований, поддержка малых городов и населенных пунктов, являющихся локальными центрами притяжения, приобретение техники для нужд муниципальных образований и другие.

Одной из важнейших задач в 2023 году стало вовлечение граждан в бюджетный процесс, что осуществляется на основании Закона края от 7 июля 2016 года N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края". Мероприятия с участием граждан нашли свое отражение в государственных программах Красноярского края "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", "Содействие развитию местного самоуправления", "Развитие физической культуры и спорта".

По итогам 2023 года объем финансирования мероприятий с участием граждан, предусмотренный в указанных государственных программах Красноярского края, составил 2,6 млрд рублей. С учетом реализации локальных проектов по вовлечению населения в принятие бюджетных решений в муниципальных образованиях края общий объем расходов бюджетов, распределенных с участием граждан в отчетном году, составил 5,0 млрд рублей.

При этом вовлечение в бюджетный процесс институтов гражданского общества осуществляется с использованием широкого спектра механизмов, важнейшим из которых является инициативное бюджетирование. Реализация данного проекта осуществляется в крае в рамках подпрограммы "Поддержка местных инициатив" государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" начиная с 2017 года.

В 2023 году в конкурсе приняли участие 43 муниципальных района и муниципальных округа. Общий объем средств, направленных на реализацию проектов, отобранных при участии населения, составил 359,6 млн рублей, в том числе средства краевого бюджета – 293,1 млн рублей, или 81,5 % от общего объема финансирования данных мероприятий, местного бюджета – 26,0 млн рублей, или 7,2 %, средства юридических лиц – 24,2 млн рублей, или 6,7 %, вклад населения – 16,3 млн рублей, или 4,6 %.

За счет указанных средств в 2023 году было реализовано 297 проектов, связанных с развитием объектов общественной инфраструктуры, в том числе устройство детских и спортивных площадок – 98 проектов, благоустройство территорий (скверы, парки, площади) – 94 проекта, приобретение основных средств (машины, оборудование) – 22 проекта, ремонт уличного освещения – 35 проектов, ремонт домов культуры, объектов спорта и молодежной политики – 33 проекта, ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и пожарных постов – 15 проектов.

Кроме того, одной из форм добровольного участия населения в решении вопросов местного значения является практика самообложения граждан для решения вопросов местного значения. В дополнение к средствам самообложения граждан размер краевой поддержки в 2023 году составил 2,8 млн рублей. Это позволило провести работы, направленные на развитие объектов общественной инфраструктуры, в 37 поселениях, в том числе провести благоустройство территории (дороги, пешеходные зоны), ремонт зданий и уличного освещения, обустройство мест отдыха (детские и спортивные площадки), благоустройство мест захоронения, приобрести и установить пожарные гидранты и информационные стенды.

Наряду с традиционными механизмами, закрепленными в нормативных правовых актах, включая проведение публичных слушаний или общественных обсуждений законопроектов (проектов решений) о бюджете (об исполнении бюджета), вовлечение общественности в обсуждение бюджетных вопросов, появились новые инструменты. Основным из них стало использование информационной системы "Инцидент Менеджмент", которая помогает органам власти узнать мнение граждан на разных цифровых площадках, в том числе в социальных сетях, решать их проблемы, координировать реализацию национальных проектов и программ помощи.

На этапе формирования проекта краевого бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов в отдельное направление бюджетной политики Красноярского края выделена задача по вовлечению граждан в бюджетный процесс и развитию инициативного бюджетирования, что потребовало принятия организационных решений, в том числе таких как расширение механизмов прямого участия граждан в бюджетном процессе и внесение изменений в порядки предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям края, и увеличения объемов финансирования.

Плановые назначения краевого бюджета в 2023 году по доходам составили 375,6 млрд рублей, по расходам – 421,3 млрд рублей, дефицит – 45,6 млрд рублей. Фактическое исполнение в отчетном году сложилось по доходам в размере 427,4 млрд рублей, или 113,8 % к плановым назначениям, по расходам – 407,9 млрд рублей, или 96,8 %. По итогам исполнения краевого бюджета сложился профицит в размере 19,4 млрд рублей.

Исполнение краевого бюджета в 2023 году осуществлялось в программном формате. На краевом уровне реализовывались 23 государственные программы, доля программных расходов составила 96,0 %, высокое исполнение – более 95,0 % – сложилось по 18 программам.

Заслушав и обсудив доклады заместителя председателя Правительства края – министра финансов края, министра экономики и регионального развития края, председателя Счетной палаты края, участники публичных слушаний рекомендуют:

1. Законодательному Собранию края утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2023 год.

2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:

2.1) продолжить работу по взаимодействию с федеральными органами власти для обеспечения эффективной реализации на территории края новых национальных проектов;

2.2) уделять внимание дальнейшему развитию эффективных инструментов обратной связи с целью изменения подходов к работе с жителями края;

2.3) обеспечить участие края в федеральном проекте "Государство для людей" с учетом повышения качества жизни и уровня доверия граждан к государству через изменение подходов к работе с людьми для простого и быстрого решения их проблем в конкретных жизненных ситуациях, при которых особое внимание уделяется сопровождению многодетных семей;

2.4) создать условия для наращивания доли инвестиций в высокие технологии с целью расширения перерабатывающего сектора, проведения технологических модернизаций, усиления кооперации между отраслями, создания высокотехнологичных производств, которые обеспечат качественно новый уровень структуры экономики в крае.

3. Правительству края:

3.1) усилить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, направленное на увеличение объема финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на исполнение переданных полномочий Российской Федерации и реализацию приоритетных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также взаимодействие в целях совершенствования федерального законодательства, оказывающего влияние на краевой бюджет;

3.2) продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по установлению моратория на повышение цен или принятию иных мер по сдерживанию цен на удобрения и горюче-смазочные материалы, закупаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, в период весенне-осенних полевых работ;

3.3) организовать работу с органами государственной власти Российской Федерации по привлечению средств из федерального бюджета на софинансирование мер государственной поддержки управляющих компаний промышленных и технологических парков края;

3.4) продолжить внедрение и развитие цифровых сервисов и информационных систем в рамках национального проекта "Экономика данных" для развития ключевых отраслей экономики и социальной сферы, их цифровой трансформации, что позволит качественно улучшить работу государственного сектора, бюджетной сферы, создать универсальную цифровую платформу управления государственными и муниципальными программами, сделать этот процесс прозрачным и повысить его эффективность;

3.5) продолжить работу по привлечению инвестиций государственного и негосударственного секторов экономики для реализации инвестиционных проектов на территории края, дающих возможности для создания новых рабочих мест, расширения производственных мощностей, развития сервисных отраслей, обеспечения положительной динамики в строительной сфере, восстановления потребительского сектора и роста производства в отраслях, ориентированных на внутренний спрос;

3.6) усилить контроль за реализацией инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты;

3.7) продолжить работу, направленную на развитие территорий с особым режимом осуществления инвестиционной деятельности;

3.8) продолжить совершенствование системы мер стимулирования и поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, направленных на опережающее развитие отраслей промышленности, запуск собственного производства критически важной, в том числе высокотехнологичной, продукции;

3.9) разработать предложения по развитию промышленных парков в крае с учетом потенциала опорных городов для размещения в них новых высокотехнологичных производств, создания инфраструктуры и экосистем для развития технологичных и инновационных компаний;

3.10) разработать систему мероприятий по устранению дефицита кадров по востребованным в крае профессиям и специальностям как для реального сектора экономики, так и для бюджетной сферы;

3.11) усилить работу по созданию условий для выравнивания экономического развития муниципальных образований края в целях стимулирования инвестиционной активности в муниципалитетах, эффективного размещения производительных сил с одновременным сохранением и развитием системы поддержки отраслей, обеспечивающих массовую занятость и сохраняющих схему расселения в сельской местности и малых городах;

3.12) продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на сохранение достигнутого уровня поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет края, повышение эффективности бюджетных расходов, использования государственной собственности, а также на совершенствование долговой политики края в целях сохранения объема государственного долга Красноярского края на экономически безопасном уровне;

3.13) продолжить работу совместно с территориальными органами Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю и Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю по системному мониторингу и анализу динамики задолженности по платежам в консолидированный бюджет края и принятию мер для ее сокращения;

3.14) продолжить работу по реализации соглашения о взаимодействии между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительством края, предусматривающего организацию информационного взаимодействия для обмена сведениями в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда";

3.15) повысить эффективность планирования расходов краевого бюджета, предусмотрев разработку и утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования и представления главными распорядителями средств краевого бюджета обоснований объемов бюджетных ассигнований, и методики планирования бюджетных ассигнований;

3.16) актуализировать план мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края;

3.17) продолжить совершенствование механизмов проведения мониторинга эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, а также доведения их до конечного получателя, в том числе с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";

3.18) рассмотреть возможность изменения подходов к распределению межбюджетных трансфертов местным бюджетам в связи с естественным сокращением постоянной численности населения в муниципальных образованиях края;

3.19) усилить контроль за выполнением проектных и строительных работ в рамках государственных и муниципальных контрактов;

3.20) обеспечить ввод в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции в установленные сроки с целью снижения рисков роста общей сметной стоимости строительства (реконструкции);

3.21) установить критерии отбора объектов капитального строительства для включения в перечень строек и объектов с целью повышения прозрачности его формирования;

3.22) ускорить переход к формированию перечня строек и объектов на базе информационного ресурса, содержащего в том числе информацию о потребности в строительстве (реконструкции) объектов социальной сферы в разрезе муниципальных образований края;

3.23) сформировать нормативную правовую базу, регулирующую вопросы инвентаризации, распоряжения и списания в отношении объектов незавершенного строительства;

3.24) обеспечить согласованность значений показателей, установленных государственными программами края и соглашениями о предоставлении из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края межбюджетных трансфертов;

3.25) обеспечить контроль за полнотой проведения инвентаризации государственного имущества при принятии решений о ликвидации или реорганизации краевых унитарных предприятий;

3.26) разработать и реализовать комплекс мер по недопущению злоупотреблений в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в процессе технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также по сокращению значительных разрывов предельных значений тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям, установленных на территории края;

3.27) продолжить работу по актуализации плана мероприятий, направленных на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в целях реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части использования экологических платежей с 1 сентября 2022 года;

3.28) обеспечить развитие инфраструктуры по обращению с отходами производства и потребления в рамках реализации государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов";

3.29) обратить внимание на необходимость нормативно-правового регулирования обращения с отходами производства на территории Красноярского края, в том числе с отходами, образующимися в ходе строительства и сноса зданий, сооружений;

3.30) оказать содействие органам местного самоуправления в организации раздельного накопления твердых коммунальных отходов с целью сокращения объема твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение;

3.31) обеспечить реализацию комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Красноярске и Норильске, а также разработку и принятие комплексных планов малых городов (Канск, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово);

3.32) усилить взаимодействие с крупными промышленными предприятиями региона в целях привлечения внебюджетных источников финансирования на выполнение комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах Красноярске и Норильске, реализуемых в рамках регионального проекта "Чистый воздух";

3.33) обеспечить участие Красноярского края в федеральном проекте "Генеральная уборка" на постоянной основе с целью ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде;

3.34) продолжить работу по созданию устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, актуализации территориальной схемы обращения с отходами с целью отказа от создания объектов малой мощности и создания экотехнопарков в области обращения с отходами, созданию и наращиванию мощностей по их сортировке;

3.35) сформировать предложения, направленные на решение вопроса обновления парка специализированной дорожной техники предприятий дорожной отрасли края;

3.36) проработать вопрос формирования и нормативного утверждения перечня и периодичности выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, используемых при расчете норматива финансовых затрат на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в целях эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на эти цели;

3.37) обеспечить соблюдение сроков поэтапного перехода на нормативный уровень финансирования затрат на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, установленных постановлением Правительства края от 9 апреля 2015 года N 162-п "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Красноярского края и Правил расчета размера ассигнований краевого бюджета на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Красноярского края";

3.38) принять меры, направленные на увеличение доли автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям;

3.39) рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на финансирование развития дорожной сети в муниципальных образованиях края в целях обеспечения необходимой инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям;

3.40) обеспечить разработку и утверждение регионального стандарта транспортного обслуживания населения на территории края с учетом требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2023 года N 2086 "Об утверждении требований к региональному стандарту транспортного обслуживания населения";

3.41) завершить работу по формированию и утверждению программы научно-технологического развития агропромышленного комплекса (включая системную увязку федеральных и краевых мер поддержки, все источники финансирования), объединив в ее составе такие направления, как биоэкономика, продовольственная безопасность, сбережение здоровья граждан, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, перспективные космические технологии и сервисы;

3.42) оценить действующие меры поддержки агропромышленного комплекса на предмет повышения эффективности производства и достижения уровня самообеспеченности региона мясом, молоком и овощами, уделив особое внимание перерабатывающим отраслям;

3.43) предусмотреть увеличение объемов бюджетных ассигнований на поддержку и развитие сельского хозяйства в целях смягчения влияния диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию для агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности;

3.44) рассмотреть возможность создания агробиотехнопарка в крае в целях внедрения современных технологий глубокой переработки сырья, развития селекции и семеноводства, применения технологии всесезонного выращивания сельскохозяйственных культур, возрождения агропромышленного машиностроения;

3.45) определить орган исполнительной власти края, уполномоченный на координацию действий органов исполнительной власти края и местного самоуправления в области комплексного развития сельских территорий;

3.46) завершить инвентаризацию объектов инфраструктуры и благоустройства сельских территорий края в целях формирования общей потребности в средствах на их реконструкцию, капитальный ремонт и обновление, а при необходимости – на строительство;

3.47) рассмотреть возможность увеличения предельного размера гранта социально ориентированным некоммерческим организациям, установленного Законом края от 9 июля 2020 года N 9-4044 "О краевых социальных грантах" на реализацию территориальных долгосрочных социальных проектов в крае;

3.48) продолжить обновление инфраструктуры образовательных учреждений в целях приведения ее в соответствие с требованиями норм пожарной, санитарной, антитеррористической безопасности;

3.49) продолжить строительство школ в новых микрорайонах, а также взамен ветхих зданий школ в муниципальных образованиях края;

3.50) увеличить охват детей, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, позволяющим осваивать современные знания и умения в области технических и естественных наук; выстроить целостную систему кураторства и сопровождения одаренных детей по цепочке "школа – вуз – работодатель"; ввести в образовательных организациях профориентацию начиная с 6 класса;

3.51) создать в крае центры выявления и поддержки одаренных детей в целях развития в детях интеллектуального, творческого или спортивного потенциала по таким направлениям, как наука (космос, биосфера, климат, искусственный интеллект), искусство (хореография, изобразительное и музыкальное искусство) и спорт (регби, биатлон, вольная борьба);

3.52) продолжить ремонт, укрепление и модернизацию материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования (в том числе центров проведения демонстрационного экзамена), включая оснащение их современным оборудованием, приобретение технических средств обучения, наглядных учебных и методических материалов для наполнения учебных кабинетов и проведения практических занятий, а также тренажеров для реализации программ среднего профессионального образования;

3.53) продолжить ремонт зданий детских дошкольных образовательных организаций;

3.54) продолжить работу по строительству и обновлению (реконструкции, капитальному ремонту) учреждений культурно-досугового типа на сельских территориях края;

3.55) продолжить реализацию программы модернизации (реконструкции) краевых государственных бюджетных учреждений социального обслуживания и социальной помощи семье и детям в целях их комплексного развития в рамках единого проекта;

3.56) продолжить работу по распространению практики инициативного бюджетирования и поддержки местных инициатив, а также рассмотреть возможность дальнейшего увеличения объемов финансирования государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления", направленной на поддержку реализации инициативных проектов;

3.57) рассмотреть возможность сокращения сроков распределения субсидий бюджетам муниципальных образований края в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств;

3.58) рассмотреть возможность увеличения предельной штатной численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, учитываемой при формировании предельного размера фонда оплаты труда в соответствии с постановлением Совета администрации Красноярского края от 29 декабря 2007 года N 512-п "О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих", для реализации полномочий в сфере земельно-имущественных отношений, решения задач по постановке на учет и оформлению прав на объекты земельно-имущественного комплекса, усилению контроля в этой сфере и формированию дополнительных доходов местных бюджетов;

3.59) продолжить работу по реализации мероприятий программ и проектов стимулирования жилищного строительства, улучшению жилищных условий нуждающихся категорий граждан, обеспечению жильем работников бюджетной сферы, повышению доступности ипотечного кредитования, реализации с участием федеральных институтов развития проектов строительства жилищного фонда коммерческого найма;

3.60) продолжить совершенствование механизма комплексного развития территорий с переходом к экономически обоснованному закреплению обязательств с разделением их между органами власти и инвесторами, обеспечением в новых проектах застройки синхронизации развития жилищного строительства и создания объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

3.61) продолжить работу по модернизации систем водоснабжения и водоотведения в крае, в том числе с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

3.62) провести работу по формированию новой территориальной модели здравоохранения, которая будет обеспечивать единые стандарты качества и безопасности оказания медицинской помощи на всех уровнях в муниципальных образованиях, включая укрепление материально-технической базы и кадрового состава во всех медицинских учреждениях на территории края, и прежде всего в межрайонных медицинских центрах;

3.63) продолжить работу по укреплению антитеррористической защищенности образовательных организаций, в том числе в сфере культуры;

3.64) продолжить работу по стимулированию органов местного самоуправления к расширению сети детских школ искусств на территории края, в том числе за счет увеличения ассигнований из краевого бюджета на проектирование и строительство школ, а также на модернизацию их материально-технической базы;

3.65) продолжить работу по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также реализацию Закона края от 8 июля 2021 года N 11-5328 "О мере социальной поддержки граждан, достигших возраста 21 года и старше, имевших в соответствии с федеральным законодательством статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с востребованностью предоставляемых в соответствии с указанным Законом края сертификатов;

3.66) разработать предложения по совершенствованию законодательства в области духовно-нравственного воспитания граждан исходя из целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

3.67) усилить работу по патриотическому воспитанию в рамках федерального проекта "Твой герой" с привлечением участников специальной военной операции в качестве наставников, руководителей учреждений и организаций; предусмотреть проведение различного вида сборов, соревнований и мероприятий с патриотической тематикой;

3.68) продолжить работу по оказанию поддержки участникам специальной военной операции и членам их семей, созданию условий для социальной, трудовой, медицинской реабилитации;

3.69) разработать мероприятия по созданию центров спортивно-социальной реабилитации и мест их размещения в городах Ачинске, Канске, Лесосибирске, Минусинске, Норильске;

3.70) продолжить работу по обновлению инфраструктуры молодежных центров, проводя модернизацию помещений как за счет средств краевого бюджета, так и с привлечением средств федеральной программы "Регион для молодых", создавая новые точки притяжения в населенных пунктах края;

3.71) продолжить работу по увеличению числа спортивных клубов по месту жительства;

3.72) продолжить работу по финансированию учреждений спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки и программ спортивной подготовки;

3.73) продолжить работу по реализации комплекса мероприятий по строительству быстровозводимых многофункциональных сооружений для использования их молодежными центрами, учреждениями спорта и культуры;

3.74) рассмотреть вопрос о возможности модернизации существующих объектов спорта советского периода, расположенных в муниципальных образованиях края;

3.75) рассмотреть вопрос о приобретении автобусов для спортивных учреждений края;

3.76) рассмотреть вопрос увеличения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований края на введение дополнительных ставок тренеров в муниципальных спортивных учреждениях и на повышение заработной платы тренеров;

3.77) оказывать содействие в развитии корпоративного спорта на территории края.

4. Органам местного самоуправления края:

4.1) обеспечить реализацию на территориях муниципальных образований национальных (федеральных, региональных) проектов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

4.2) обеспечить выполнение задач, связанных с реализацией муниципальных комплексных проектов развития на территориях муниципальных образований, в целях стимулирования инвестиционной активности;

4.3) продолжить работу по совершенствованию территориальной организации местного самоуправления путем преобразования поселений края и создания муниципальных округов в целях улучшения их социально-экономического положения;

4.4) продолжить работу по развитию механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан в городских и сельских поселениях края в целях повышения уровня участия граждан в решении вопросов местного значения и вовлечения граждан в бюджетный процесс;

4.5) продолжить реализацию мероприятий по увеличению доходов и повышению эффективности бюджетных расходов бюджетов муниципальных образований;

4.6) обеспечить своевременную и эффективную реализацию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключенных с субъектами агропромышленного комплекса в целях привлечения внебюджетных источников финансирования для обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы, благоустройства территорий и улучшения качества жизни сельского населения;

4.7) продолжить работу, направленную на снижение размера муниципального долга;

4.8) продолжить реализацию мер, направленных на увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, сокращение задолженности по платежам в местные бюджеты;

4.9) продолжить совместную работу органов местного самоуправления, налоговых и регистрирующих органов края по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в целях включения в налогооблагаемую базу максимального количества имущественных объектов, расположенных на территории края;

4.10) провести работу по анализу сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, а также о переданных в аренду земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и работу по организации взаимодействия с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для уточнения характеристик объектов недвижимости в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в целях определения кадастровой стоимости;

4.11) организовать разъяснительную работу с администрациями поселений края и собственниками объектов недвижимости по уточнению характеристик объектов недвижимости в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в целях определения кадастровой стоимости;

4.12) обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, обеспечить их эффективность и результативность;

4.13) продолжить работу по учету и ведению реестров муниципального имущества в государственной межведомственной информационной системе централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса Красноярского края, внедренной во всех муниципалитетах края;

4.14) продолжить межведомственное взаимодействие по актуализации реестровых данных, используемых налоговыми и регистрирующими органами края, в целях включения в налогооблагаемую базу максимального количества имущественных объектов, расположенных на территории края;

4.15) активизировать проведение комплексных кадастровых работ;

4.16) продолжить работу по инвентаризации земельных участков в целях определения их кадастровой стоимости;

4.17) продолжить работу по повышению эффективности муниципального земельного и имущественного контроля;

4.18) рассмотреть возможность передачи полномочий по земельному контролю с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов;

4.19) проводить регулярный мониторинг сведений о правообладателях объектов недвижимости (в том числе ранее учтенных) с последующим их сопоставлением с поступившими от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю перечнями объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4.20) продолжить проведение организационных мероприятий, направленных на реализацию Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Закона края от 17 марта 2022 года N 3-574 "О составе мероприятий, направленных на выявление лиц, использующих гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, оказание содействия гражданам в приобретении прав на гаражи и земельные участки, и порядке их осуществления", в том числе разъяснительной работы с владельцами гаражей о возможности оформления ими прав на гаражи и соответствующие земельные участки в упрощенном порядке;

4.21) продолжить работу по повышению финансовой культуры населения муниципальных образований края;

4.22) продолжить работу, направленную на повышение открытости и прозрачности местных бюджетов;

4.23) продолжить работу по развитию, с учетом положительного опыта иных муниципальных образований, эффективных инструментов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

5. Счетной палате края продолжить взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами в целях укрепления и повышения эффективности и результативности внешнего муниципального финансового контроля в крае.

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "Об отчете об исполнении краевого бюджета за 2023 год" от 04.07.2024 N 7-2932П