Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 21.11.2024 N 8-3188П "О резолюции публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21.11.2024 | N 8-3188П |
о резолюции публичных слушаний по вопросу
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2025 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2026-2027 ГОДОВ"
В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов", проведенных 14 ноября 2024 года, Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов".
2. Снять с контроля как исполненное постановление Законодательного Собрания края от 23 ноября 2023 года N 6-2178П "О Резолюции публичных слушаний по вопросу "О краевом бюджете на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов".
3. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан (Чащин В.Ф.).
Председатель |
|
Законодательного |
|
Собрания края | А.И. Додатко |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 21 ноября 2024 г. N 8-3188П
РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"О КРАЕВОМ БЮДЖЕТЕ НА 2025 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026-2027 ГОДОВ"
Заслушав и обсудив доклады об основных направлениях налоговой и бюджетной политики и подходах к формированию краевого бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов, заключение Счетной палаты края на представленный законопроект, выступления в прениях, депутаты Законодательного Собрания края отмечают следующее.
Сценарные условия развития российской и краевой экономики существенным образом определили ожидания по динамике цен и показателям объемов промышленного производства в базовых отраслях экономики края – добыче полезных ископаемых, металлургии, энергетике, а также в связанных с ними видах экономической деятельности.
Помимо внешних факторов при формировании прогноза в крае учтены внутренние базовые условия развития: итоги социально-экономического развития края в 2023 году и истекшем периоде 2024 года, результаты и планы по реализации отраслевых и государственных программ края, принимаемые в крае меры по стабилизации ситуации в экономике и социальной сфере в условиях введенных санкций, что предполагает активную реализацию государственной политики по адаптации российской экономики к новым макроэкономическим условиям, в том числе переориентацию российских экспортных поставок и развитие транспортно-логических коридоров, импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета и ускоренной цифровизации, стимулирование предпринимательской деятельности и частной инвестиционной активности, развитие финансовой системы, повышение гибкости рынка труда.
Такие подходы положительно сказываются на обеспечении устойчивости экономики, эффективной реализации государственных программ края и региональных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, своевременную реализацию инвестиционных планов компаний.
Оценка показателей исполнения краевого бюджета по доходам за истекший период 2024 года в целом показывает их соответствие утвержденным планам, что позитивно сказывается на ожиданиях достижения годового объема доходов по отношению к валовому региональному продукту. Расходы краевого бюджета относительно 2021–2023 годов демонстрируют значительный прирост. Соответственно значимость краевого бюджета в поддержании темпов роста экономики сохраняется.
Фискальная поддержка на региональном уровне в 2023–2024 годах была направлена на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, наращивание экономического потенциала региона в новых условиях, создание стабильных условий для ведения малого и среднего бизнеса, повышение уровня доходов граждан, в том числе на поддержку наиболее уязвимых категорий граждан, совершенствование федерального и краевого налогового и бюджетного законодательства, а также на повышение качества систем администрирования налоговых доходов и объектов земельно-имущественного комплекса, что положительно сказывается на ожидаемых показателях исполнения краевого бюджета за истекший период 2024 года, которые в целом находятся в рамках плановых значений, и способствует поддержанию устойчивости краевого бюджета.
При формировании расходной части краевого бюджета на 2025 год и плановый период ключевой задачей стало достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", а также приоритетов социально-экономического развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации. Абсолютно новыми приоритетами становятся экологическое благополучие и технологическое лидерство. Данным Указом Президента Российской Федерации установлены целевые показатели и задачи (в общей сложности их число составило 82), выполнение которых характеризует достижение национальных целей.
На содействие достижению национальных целей развития Российской Федерации будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики. Так, национальные проекты, включающие в себя меры по реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе Послания от 29 февраля 2024 года, подлежат приоритетному финансированию.
На федеральном уровне определено 19 новых национальных проектов, которые условно можно сгруппировать по четырем направлениям (обеспечение экономического роста, достижение технологического суверенитета, развитие человеческого капитала, развитие инфраструктуры).
Край в 2024 году активно принимает участие в 13 национальных проектах и реализует 48 региональных проектов, направленных на достижение показателей и результатов соответствующих федеральных проектов. Основные финансовые ресурсы сконцентрированы в национальных проектах "Безопасные и качественные дороги" и "Жилье и городская среда", а также в проектах "Здравоохранение" и "Образование".
В целом за период 2019–2024 годов общий объем финансирования мероприятий национальных проектов, реализуемых на территории региона, составил около 175 миллиардов рублей.
В представленном проекте краевого бюджета обеспечено в полном объеме выполнение всех социальных обязательств, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая наиболее социально уязвимые группы населения, семьи, имеющие детей, участников специальной военной операции и членов их семей.
В рамках развития системы межбюджетных отношений продолжена работа по сокращению различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований края, включая оказание финансовой поддержки тем территориям, у которых низкий уровень бюджетной обеспеченности, дальнейшее развитие адресных мер поддержки, а также их стимулирование к проведению ответственной долговой и бюджетной политики.
В последние годы долговая политика края была направлена на снижение государственного долга и поддержание его объема на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Складывающийся объем дефицита краевого бюджета существенно выше уровня 2024 года, что обусловлено привлечением инфраструктурного кредита в рамках реализации федерального проекта "Инфраструктурное меню".
На федеральном уровне сформированы основные подходы к инфраструктурному развитию, где в числе ключевых моментов предусмотрено расширение механизмов для развития инфраструктуры в регионах, повышение ресурсной эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительстве, включая улучшение жилищных условий граждан, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, то есть обеспечение граждан инфраструктурой нового качества. Данные подходы синхронизированы с такой национальной целью, определенной Указом Президента от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", как создание комфортной и безопасной среды для жизни.
На территории края подходы к инфраструктурному развитию определены в Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства края от 30 октября 2018 года N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года".
Основные направления инфраструктурного развития отражены в государственных программах края "Создание условий для обеспечения жильем граждан и формирование комфортной городской среды", "Развитие транспортной системы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства". Мероприятия государственных программ приведены в соответствие с новым национальным проектом "Инфраструктура для жизни", направленным на достижение цели национального развития по формированию комфортной и безопасной среды для жизни.
В предстоящем бюджетном периоде в крае планируется использование не только ранее выработанных механизмов "Инфраструктурного меню", в частности инфраструктурных бюджетных кредитов, но и принципиально новых. Так, с 2025 года в крае предполагается использовать вновь вводимый инструмент инфраструктурного развития регионов Российской Федерации, обозначенный на федеральном уровне, – списание двух третей задолженности по бюджетным кредитам с направлением высвободившихся средств на развитие жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инфраструктурных проектов или новых инвестиционных проектов.
Исходя из основных направлений социально-экономического развития, налоговой и бюджетной политики сформированы следующие параметры краевого бюджета на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов:
на 2025 год прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета в сумме 414 344 284,9 тыс. рублей; общий объем расходов краевого бюджета в сумме 492 745 332,9 тыс. рублей; дефицит краевого бюджета в сумме 78 401 048,0 тыс. рублей*;
прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета на 2026 год в сумме 411 826 022,0 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 404 013 514,8 тыс. рублей; общий объем расходов краевого бюджета на 2026 год в сумме 453 151 856,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 20 203 461,6 тыс. рублей, и на 2027 год в сумме 410 093 927,1 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 24 991 947,1 тыс. рублей; дефицит краевого бюджета на 2026 год в сумме 41 325 834,8 тыс. рублей и на 2027 год в сумме 6 080 412,3 тыс. рублей.
Верхний предел государственного внутреннего долга Красноярского края установлен:
на 1 января 2026 года в сумме 110 098 012,4 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2 000 000,0 тыс. рублей;
на 1 января 2027 года в сумме 123 259 568,7 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2 000 000,0 тыс. рублей;
на 1 января 2028 года в сумме 128 259 568,7 тыс. рублей, в том числе по государственным гарантиям Красноярского края 2 000 000,0 тыс. рублей.
Учитывая изложенное, участники публичных слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Законодательному Собранию края:
1.1) принять проект закона края "О краевом бюджете на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов";
1.2) усилить парламентский контроль за исполнением краевого бюджета в целях эффективной реализации задач по социально-экономическому развитию края.
2. Правительству края совместно с Законодательным Собранием края:
2.1) продолжить взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по решению наиболее актуальных для края вопросов с определением курса на поддержание финансовой устойчивости и развитие экономики края, в том числе инфраструктурного развития, на расширение участия края в реализации национальных проектов и совершенствование межбюджетных отношений, включая вопросы компенсации выпадающих доходов от принятых на федеральном уровне решений;
2.2) провести работу с органами государственной власти Российской Федерации, открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" по вопросу модернизации и увеличения пропускной способности железнодорожной ветки Красноярск – Лесосибирск;
2.3) проработать с органами государственной власти Российской Федерации возможность внесения изменений в нормативные правовые акты в части упрощения механизма использования вскрышных пород как попутного общераспространенного полезного ископаемого при добыче скальных пород и сокращения сроков оформления документации;
2.4) осуществлять мониторинг изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, оказывающего влияние на формирование и исполнение консолидированного бюджета края, с целью подготовки в случае необходимости предложений по его совершенствованию;
2.5) продолжить взаимодействие с федеральными органами власти по улучшению экологической ситуации в городе Красноярске, включая разработку дополнительных мер, и усилить контроль за реализацией в крае программ, направленных на улучшение экологической ситуации в целом;
2.6) продолжить работу с органами государственной власти Российской Федерации по вопросу выделения дополнительных средств из федерального бюджета на исполнение судебных актов по предметам совместного ведения Российской Федерации, Красноярского края и органов местного самоуправления;
2.7) исходить из целей и задач долгосрочного развития края, определенных Стратегией социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, при принятии решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств края, установлению налоговых льгот (продлению ранее установленных);
2.8) продолжить работу по изменению краевого законодательства в сферах государственной поддержки сельского хозяйства и комплексного развития сельских территорий края на основе анализа правоприменительной практики и с учетом существующих экономических вызовов в целях стимулирования развития сельских территорий и агропромышленного комплекса;
2.9) продолжить развитие специальной инфраструктуры с открытыми каналами связи в социальных сетях, открытые диалоги с населением в рамках личных приемов и во время поездок по муниципальным образованиям, которые помогают определять основные темы, требующие повышенного внимания при формировании бюджета;
2.10) проработать механизмы поддержки лучших муниципальных управленческих команд и их практик, а также механизмы стимулирования муниципальных образований к участию в мероприятиях в целях получения из краевого бюджета дотаций стимулирующего (поощрительного) характера для реализации посланий Президента Российской Федерации и популяризации муниципальной службы;
2.11) рассмотреть вопросы разработки механизмов стимулирования строительства наемных домов социального использования, жилые помещения в которых предоставляются по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, выкупа жилых помещений у застройщиков, прежде всего в опорных городах, а также вопросы использования механизмов государственно-частного партнерства, концессии в целях формирования жилищного фонда социального использования, механизмов совершенствования нормативно-правового регулирования обеспечения жилищных прав граждан в части формирования жилищного фонда некоммерческого использования.
3. Правительству края:
3.1) обеспечить исполнение краевого бюджета с учетом достижения в среднесрочной перспективе национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации, осуществление которых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" возложено на субъекты Российской Федерации;
3.2) продолжить работу по содействию структурной трансформации экономики края, стимулированию инвестиционной и предпринимательской активности, наращиванию экономического потенциала края в новых условиях;
3.3) продолжить разработку типовой модели антимонопольного комплаенса с последующим обязательным ее внедрением в органах исполнительной власти края с целью исключения формального подхода к системе управления и контроля рисков несоответствия требованиям законодательства, нормативных документов, установленных правил и стандартов надзорных органов;
3.4) провести анализ и определить объем потребности в бюджетных ассигнованиях, необходимых для исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства краевого и местных бюджетов, в разрезе территорий и направлений расходования (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс, дорожное строительство и другие);
3.5) определить приоритеты направления бюджетных средств при погашении задолженности по исполнению вынесенных судебных актов в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований края;
3.6) использовать новые механизмы регионального развития в инфраструктурных проектах в рамках реализации федерального проекта "Инфраструктурное меню";
3.7) обеспечить своевременную подготовку к реализации механизма списания двух третей задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с направлением указанных средств на поддержку инвестиционных и инфраструктурных проектов;
3.8) обеспечить использование в полном объеме имеющихся механизмов финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов в целях ускоренного решения задач по строительству и модернизации региональных объектов инфраструктуры, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
3.9) принять меры по повышению качества инфраструктурных проектов и эффективности использования бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации таких проектов, в том числе за счет их своевременного целевого освоения;
3.10) продолжить практику привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов;
3.11) продолжить работу по совершенствованию системы проектного управления, улучшению функционирования регионального координационного органа национальных проектов, организации ежемесячного мониторинга хода реализации мероприятий региональных проектов;
3.12) продолжить практику реализации муниципальных комплексных проектов развития отдельных территорий;
3.13) изучить возможность создания инвестиционных паспортов муниципальных образований края с целью стимулирования инвестиционной деятельности на территориях;
3.14) изучить возможность создания:
3.14.1) проекта, учитывающего необходимые меры по возврату в реальную экономику традиционного природопользования, осуществляемого коренными малочисленными народами, и меры по его государственной поддержке;
3.14.2) Арктического стандарта как комплексного документа, включающего в себя основные требования, принципы и подходы к территориям, расположенным в районах Крайнего Севера, сохранению экологии природно-ландшафтной среды, социокультурному положению, сохранению этнологических, традиционно-хозяйственных условий проживания и деятельности коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, обеспечению транспортной, коммуникативной, медицинской и образовательной инфраструктурой;
3.15) продолжить настройку механизма импортозамещения в целях совершенствования осуществления государственных закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая упрощение, повышение эффективности и оперативности процедур закупок;
3.16) изучить подходы и инструментарий для проведения комплексного анализа и оценки на системной основе состояния и прогнозов развития отраслей промышленности края, включая проведение мониторинга и анализа результатов реализации мер стимулирования и поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности в разрезе отраслей, а также эффективности реализации программ импортозамещения;
3.17) провести анализ эффективности реализованных в крае мер поддержки и стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности, включая финансовую поддержку, в том числе оказываемую Государственным фондом развития промышленности края, а также имущественную в виде предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;
3.18) продолжить внедрение в крае системных мер, направленных на развитие кооперации промышленных предприятий, размещающих производства на территории края, в том числе с субъектами малого и среднего предпринимательства, включая реализацию мероприятий по выявлению и оценке малых и средних производственных предприятий, для включения в программы партнерства и "выращивания" субъектов малого и среднего предпринимательства в целях повышения результативности их участия в закупках крупных компаний;
3.19) активизировать работу в части формирования в крае практики заключения офсетных контрактов на поставку продукции (товаров), предусматривающих встречные инвестиционные обязательства, с учетом реализованных мер поддержки управляющих компаний и (или) резидентов индустриальных (промышленных) парков;
3.20) продолжить реализацию и совершенствование мер финансового стимулирования и поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, направленных на опережающее развитие отраслей промышленности, запуск собственного производства критически важной, в том числе высокотехнологичной, продукции, формирование сбалансированной структуры ее сбыта в пользу поставок на внутренний рынок с формированием соответствующего внутреннего спроса (потребления);
3.21) продолжить работу по улучшению администрирования доходов и совершенствованию института единого налогового счета, принять дополнительные меры по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью по доходам;
3.22) продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы и методологии оценки эффективности налоговых расходов;
3.23) провести оценку эффективности действующих налоговых расходов, по результатам которой рассмотреть возможность уточнения (отмены) налоговых льгот, не соответствующих критериям целесообразности и результативности, c учетом изменившейся нормативной правовой базы в сфере налогового регулирования;
3.24) продолжить работу межведомственной комиссии по вопросам совершенствования краевого законодательства в сфере налоговых и неналоговых доходов, повышения собираемости платежей и сокращения задолженности по платежам в консолидированный бюджет края в целях осуществления единой политики в области доходов на территории края, координации межведомственного взаимодействия территориальных подразделений федеральных органов, исполнительных органов края и органов местного самоуправления;
3.25) продолжить анализ решений представительных органов муниципальных образований в налоговой сфере в целях проведения единой налоговой политики на территории края в отношении местных налогов;
3.26) продолжить работу по координации межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления с Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в целях повышения качества управления земельно-имущественным комплексом края;
3.27) продолжить работу по уточнению данных о характеристиках земельных участков (категория, виды разрешенного использования) в Едином государственном реестре недвижимости, проведению инвентаризации адресов объектов адресации и земельных участков и внесению сведений в государственный адресный реестр; внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территориальных зон и населенных пунктов, о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости для максимального вовлечения объектов недвижимости в экономический оборот;
3.28) продолжить проведение комплексных кадастровых работ на территории края;
3.29) продолжить работу по совершенствованию краевого налогового законодательства, в том числе по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимого имущества;
3.30) подготовить предложения, направленные на обеспечение дополнительных поступлений в краевой бюджет от приватизации и использования имущества, находящегося в государственной собственности края, в том числе за счет реализации имущества, неэффективно используемого государственными органами;
3.31) провести анализ эффективности мер государственной поддержки, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства на краевом уровне, с целью сохранения стабильного экономического положения субъектов предпринимательства в отдельных отраслях экономики;
3.32) разработать совместно с органами местного самоуправления меры по стимулированию развития социального предпринимательства, в том числе в сферах социальной защиты населения, образования и спортивно-массовой деятельности;
3.33) предусмотреть бюджетные ассигнования на обеспечение роста оплаты труда работников бюджетной сферы опережающими темпами, а также на проведение пилотного проекта по внедрению новой модели оплаты их труда;
3.34) рассмотреть вопрос о предоставлении бюджетных ассигнований на содержание объектов социальной инфраструктуры с учетом фактического уровня инфляции;
3.35) продолжить работу по развитию новых механизмов оказания государственных услуг (выполнения работ), а также по развитию конкуренции на рынке оказания государственных услуг (выполнения работ), в том числе путем привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных услуг (выполнению работ) в социальной сфере;
3.36) продолжить работу по повышению эффективности планирования расходов краевого бюджета, включая:
3.36.1) разработку и утверждение нормативного правового акта, устанавливающего порядок формирования и предоставления главными распорядителями средств краевого бюджета обоснований объемов бюджетных ассигнований;
3.36.2) разработку и утверждение методики планирования бюджетных ассигнований;
3.36.3) принятие нормативных правовых актов, формирующих расходные обязательства края;
3.36.4) продолжить работу по устранению дисбаланса в оплате труда различных категорий работников бюджетной сферы после повышения минимального размера оплаты труда;
3.36.5) реформирование бюджетной сети по отраслям с учетом потребности населения в предоставлении государственных и муниципальных услуг и повышения их качества в сфере социальной политики, здравоохранения, образования и ветеринарии;
3.36.6) формирование объемов бюджетных ассигнований на государственную поддержку агропромышленного комплекса края, обеспечивающих стабильное функционирование отрасли, закрепление специалистов на сельских территориях и создание условий для привлечения инвестиций;
3.36.7) мероприятия по внедрению программного продукта (информационного ресурса), предусматривающего консолидацию информации о капитальных вложениях из краевого бюджета и объектах незавершенного строительства;
3.36.8) выделение в приоритетном порядке финансирования на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на которые разработана проектная документация за счет бюджетных ассигнований;
3.37) продолжить работу по совершенствованию системы государственных программ в связи с внедрением принципов проектного управления, формированию системы управления налоговыми расходами, совершенствованию системы финансового обеспечения оказания государственных услуг, повышению эффективности и качества оказания государственных услуг в социальной сфере, комплексному планированию мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики;
3.38) организовать разработку отдельной самостоятельной государственной программы края по комплексному развитию сельских территорий, которая на основе всесторонних исследований о наличии на сельских территориях социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры обеспечивает мобилизацию и эффективное использование финансовых средств краевого бюджета, усиление координации деятельности органов исполнительной власти края, последовательное достижение установленных показателей и приоритетов социально-экономического развития сельских территорий;
3.39) провести анализ эффективности мер государственной поддержки, предоставленных участникам деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, обеспечению продовольственной безопасности, и условий их предоставления с целью подготовки предложений по исключению малоэффективных и утративших свою актуальность мер;
3.40) рассмотреть возможность увеличения финансовых средств, направляемых на приобретение либо строительство жилых помещений для работников агропромышленного комплекса и бюджетных организаций в сельских населенных пунктах;
3.41) разработать комплекс мер, направленных на повышение доступности подключения субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных застройщиков жилья к электрическим сетям;
3.42) усилить работу по привлечению инвестиций в проекты строительства арендных многоквартирных домов, развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, и создания жилищного фонда коммерческого использования в крае;
3.43) продолжить работу по сокращению количества объектов незавершенного строительства, включенных в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства, исходя из степени их технической готовности;
3.44) продолжить реализацию мероприятий, направленных на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог, в том числе включенных в опорную сеть автомобильных дорог России;
3.45) усилить работу по созданию в крае эффективной системы сбора, обработки, утилизации отходов производства и потребления, а также вовлечения их полезных фракций во вторичный оборот, в том числе:
3.45.1) разработать, утвердить и обеспечить планомерное исполнение в среднесрочной и долгосрочной перспективе стратегических документов края в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, – территориальной схемы обращения с отходами и региональной программы в области обращения с отходами, предусматривающих весь комплекс необходимых мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных на федеральном уровне задач, с указанием требуемых объемов финансирования, конкретных сроков и ответственных за их реализацию;
3.45.2) предусмотреть в отраслевых и государственных программах края мероприятия, направленные на стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в целях содействия привлечению инвестиций в сферу обращения с отходами в крае и развития необходимой инфраструктуры, а также рассмотреть вопрос об установлении разрешительных режимов перемещения отходов строительства на территории края;
3.46) усилить работу, направленную на защиту населения и объектов экономики края от негативного воздействия поверхностных вод, а также охрану поверхностных водных объектов, в том числе:
3.46.1) рассмотреть возможность увеличения финансирования строительства (реконструкции, капитального ремонта) как гидротехнических, так и очистных сооружений;
3.46.2) провести работу с федеральными органами власти по включению водных объектов, расположенных на территории края, в федеральные программы по их сохранению и восстановлению, в том числе предусмотренные национальным проектом "Экологическое благополучие";
3.46.3) рассмотреть вопрос о поэтапном установлении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории края с учетом необходимого финансирования за счет средств бюджета края;
3.47) обеспечить на постоянной основе участие края в федеральном проекте "Генеральная уборка" с целью ликвидации несанкционированных объектов размещения отходов, объектов накопленного вреда окружающей среде путем своевременной разработки соответствующей проектной документации за счет бюджета края;
3.48) продолжить разработку и обеспечить реализацию комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов Красноярска, Норильска, Ачинска, Лесосибирска, Минусинска, участвующих в федеральном эксперименте по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, в том числе:
3.48.1) обеспечить эффективное взаимодействие по данному вопросу всех заинтересованных органов и организаций, а также регулярное проведение заседаний регионального штаба по вопросам реализации на территории края мероприятий федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экологическое благополучие";
3.48.2) разработать совместно с проектным офисом федерального проекта "Чистый воздух" предложения по включению в комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Норильска пункта о приобретении электротранспорта (электробусов) за счет средств федерального бюджета;
3.49) рассмотреть вопрос проведения профилактических мероприятий по обследованию состояния гидротехнических сооружений с оценкой вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнений) регионального и межрегионального масштаба на наиболее подверженных паводкам территориях края, а также вопрос выделения бюджетных ассигнований на указанные мероприятия в необходимом объеме;
3.50) принять меры по доведению финансового, кадрового и имущественного обеспечения реализации полномочий по охране лесов от пожаров до нормативного состояния;
3.51) продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание условий для выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований края;
3.52) рассмотреть вопрос об индексации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края на фактический, а не прогнозный уровень инфляции;
3.53) продолжить работу по совершенствованию механизма предоставления бюджетам муниципальных образований края межбюджетных трансфертов из краевого бюджета, в том числе совершенствовать практику предоставления стимулирующих трансфертов бюджетам муниципальных образований, демонстрирующих прирост налоговой базы, при этом не допуская снижения уровня их финансовой обеспеченности в последующие годы;
3.54) завершить совместно с органами местного самоуправления инвентаризацию объектов инфраструктуры и благоустройства сельских территорий края в целях формирования общей потребности в средствах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и обновление их материальной базы;
3.55) рассмотреть возможность увеличения субсидий бюджетам муниципальных образований края на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным гражданам;
3.56) продолжить практику стимулирования муниципальных образований, реализующих инициативы по преобразованию поселений, в рамках государственной программы края "Поддержка комплексного развития территорий и содействие развитию местного самоуправления";
3.57) продолжить работу по совершенствованию механизма финансирования содержания общественных пространств, благоустраиваемых в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды";
3.58) рассмотреть возможность продолжения предоставления бюджетам муниципальных образований края, в том числе бюджетам городских округов, межбюджетных трансфертов на благоустройство мест захоронения;
3.59) рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на мероприятие "иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований на реализацию проектов по решению вопросов местного значения, осуществляемых непосредственно населением на территории населенного пункта", предназначенное для решения проблем малых сел и деревень, за счет перераспределения финансовых средств в рамках ведомственного проекта "Вовлечение населения в решение вопросов местного значения", предусмотренного проектом государственной программы "Поддержка комплексного развития территорий и содействие развитию местного самоуправления";
3.60) рассмотреть возможность включения в государственные программы края мероприятия, направленного на создание и обслуживание электронной системы учета мест захоронений;
3.61) обеспечить стабильность условий распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований края в части условий (сроков) предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований края документов для участия в конкурсных отборах;
3.62) рассмотреть возможность увеличения финансирования:
3.62.1) капитального ремонта и реконструкции зданий образовательных, культурно-досуговых организаций в сельской местности;
3.62.2) проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности загородных оздоровительных лагерей, образовательных учреждений, в том числе в сфере культуры;
3.62.3) разработки проектной документации и строительства детских школ искусств и детских музыкальных школ;
3.62.4) ремонта, укрепления и модернизации материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования (в том числе проведения ремонтных работ зданий общежитий), включая оснащение их современным оборудованием, приобретение технических средств обучения, наглядных учебных и методических материалов для наполнения учебных кабинетов и проведения практических занятий, а также тренажеров для реализации программ среднего профессионального образования;
3.63) продолжить реализацию мероприятий по обеспечению развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек;
3.64) предусмотреть бюджетные ассигнования на:
3.64.1) реконструкцию Красноярского хореографического колледжа;
3.64.2) реализацию статьи 8 Закона края от 31 октября 2002 года N 4-608 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в связи с увеличением количества специалистов, обеспечивающих деятельность комиссий в муниципальных образованиях;
3.64.3) увеличение выплаты краевых именных стипендий в честь выдающихся людей Красноярского края одаренным обучающимся общеобразовательных организаций, студентам образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования;
3.65) предусмотреть в государственной программе края "Развитие здравоохранения" бюджетные ассигнования на обновление парка автомобилей скорой помощи для муниципальных образований края;
3.66) предусмотреть бюджетные ассигнования на государственную поддержку разработки, производства и применения высокотехнологичных и инновационных технических средств реабилитации инвалидов;
3.67) рассмотреть вопрос о финансировании расходов на строительство в городах края центров комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, в том числе на разработку проектной документации;
3.68) продолжить реализацию мероприятий по созданию равных условий для занятий населением края физической культурой и спортом с соблюдением принципов экономности и результативности использования бюджетных средств при достижении национальных целей в данной сфере, а также с учетом численности и типа возрастной структуры населения в населенных пунктах;
3.69) предусмотреть увеличение финансового обеспечения устройства быстровозводимых крытых конструкций в пяти муниципальных образованиях края;
3.70) рассмотреть возможность увеличения финансового обеспечения выполнения требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
3.71) продолжить работу по реализации комплекса мероприятий по строительству быстровозводимых многофункциональных сооружений для использования их молодежными центрами, учреждениями спорта и культуры;
3.72) продолжить работу по вовлечению граждан в реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках государственной программы края "Создание условий для обеспечения жильем граждан и формирование комфортной городской среды";
3.73) продолжить работу по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения, в том числе:
3.73.1) в сфере личных финансов и финансовой безопасности на всех этапах жизненного цикла, а также в сфере общественных финансов, включая бюджетную, налоговую, статистическую, пенсионную, инвестиционную грамотность;
3.73.2) по расширению опыта принятия финансовых решений посредством интеграции личных и общественных финансов, в том числе в рамках инициативного бюджетирования.
4. Органам местного самоуправления:
4.1) обеспечить реализацию планов мероприятий по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики муниципальных образований, исключив формальный подход;
4.2) при осуществлении долговой политики обеспечить сдерживание роста долговой зависимости и сохранение безопасного уровня долговой нагрузки на местные бюджеты;
4.3) осуществлять совместно с уполномоченными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти края работу по расширению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц посредством выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения в виде выплаты неучтенной (теневой) заработной платы, а также работу по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах;
4.4) продолжить работу территориальных рабочих групп (комиссий) по снижению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края с участием налоговых органов, службы судебных приставов, а также территориальных комиссий по вопросам ликвидации задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края во внебюджетном секторе экономики, рабочих групп (комиссий) по вопросам выявления и снижения неформальной занятости на территории края;
4.5) продолжить работу по проведению мероприятий с муниципальными объектами земельно-имущественного комплекса по внесению сведений в государственный адресный реестр, уточнению данных в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках без кадастровой стоимости в целях наращивания доходного потенциала местных бюджетов;
4.6) продолжить работу по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости, выморочного имущества, а также по отнесению помещений к общему имуществу многоквартирных домов;
4.7) продолжить работу по наполнению Единого государственного реестра недвижимости и государственного адресного реестра достоверными сведениями, в том числе работу по уточнению категорий, видов разрешенного использования и адресов земельных участков, а также адресов объектов адресации, на системной основе в целях актуализации сведений и максимального вовлечения в налоговый оборот объектов недвижимости;
4.8) обеспечить работу по актуализации сведений об объектах муниципального имущества, а также земельных участках, собственность на которые не разграничена в государственной межведомственной информационной системе централизованного учета объектов земельно-имущественного комплекса края;
4.9) продолжить комплексные кадастровые работы, проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон;
4.10) осуществлять мероприятия, направленные на выявление земельных участков (территорий) для вовлечения их под жилищное строительство;
4.11) продолжить работу по вовлечению объектов недвижимого имущества в хозяйственный оборот в целях увеличения поступлений в местные бюджеты налоговых и неналоговых доходов от использования имущества, а также по осуществлению контроля за целевым использованием такого имущества;
4.12) осуществлять оценку социально-экономического состояния территорий муниципальных образований, включая мониторинг состояния предпринимательского климата, анализ экономических и социальных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, в целях улучшения инвестиционного и делового климата муниципальных образований;
4.13) продолжить работу по повышению эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса и доходного потенциала муниципальных образований края;
4.14) продолжить работу по реформированию (оптимизации) бюджетной сети (по отраслям) муниципальных учреждений с учетом потребности населения в предоставлении муниципальных услуг и повышении их качества;
4.15) обеспечить приведение решений представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах в соответствие с федеральным налоговым законодательством;
4.16) обеспечить проведение оценки налоговых расходов муниципальных образований в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
4.17) обеспечить своевременную и эффективную реализацию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, заключаемых с субъектами агропромышленного комплекса края в целях привлечения внебюджетных источников финансирования для обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы, благоустройства территорий и улучшения качества жизни сельского населения;
4.18) разработать совместно с Правительством края меры по стимулированию развития социального предпринимательства, в том числе в сферах социальной защиты населения, образования и спортивно-массовой деятельности;
4.19) рассмотреть возможность финансирования за счет средств местных бюджетов расходов на содержание общественных пространств, благоустроенных или благоустраиваемых в рамках муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе с участием федерального бюджета;
4.20) организовать работу по недопущению увеличения количества судебных актов, вынесенных в отношении получателей бюджетных средств, в том числе обеспечивать урегулирование спорных вопросов с организациями во внесудебном порядке;
4.21) организовать взаимодействие с представителями контрольных (надзорных) органов по согласованию планов-графиков исполнения вынесенных предписаний и судебных решений, требующих выделения средств из местных бюджетов;
4.22) принимать меры к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов и судебных актов в рамках имеющихся ресурсов, в том числе путем перераспределения расходной части местного бюджета, а также путем направления дополнительно поступающих в местный бюджет доходов на их исполнение, определять возможность направления бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов;
4.23) усилить контроль за соответствием объектов муниципальной собственности требованиям законодательства Российской Федерации.
5. Счетной палате края продолжить взаимодействие с муниципальными контрольно-счетными органами в целях укрепления и повышения эффективности и результативности внешнего муниципального финансового контроля в крае.
_________________
* Дефицит без учета инфраструктурного бюджетного кредита на строительство метротрамвая и автомобильных дорог в 2025 году составит 34 805 054,1 тыс. рублей, в 2026 году – 26 594 906,3 тыс. рублей, в 2027 году – 5 040 619,9 тыс. рублей.