Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 20.11.2025 N 10-4450П "Об изменении текста проекта федерального закона N 875729-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20.11.2025 | N 10-4450П |
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ТЕКСТА ПРОЕКТА федерального закона N 875729-8 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" И СТАТЬЮ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с частями шестой и седьмой статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Изменить текст проекта федерального закона N 875729-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", изложив его в новой редакции согласно приложению.
2. Направить доработанный текст проекта федерального закона N 875729-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Назначить представителем Законодательного Собрания края при рассмотрении указанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Швыткина Юрия Николаевича, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенаторам Российской Федерации от Красноярского края с просьбой поддержать указанный проект федерального закона в новой редакции.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан (Чащин В.Ф.).
Председатель |
|
Законодательного |
|
Собрания края | А.И. Додатко |
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР,
ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
И СТАТЬЮ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" И СТАТЬЮ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" разработан в целях повышения уровня правовой и социальной защищенности лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – лица из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет), путем предоставления права на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с предоставлением им жилых помещений в случае, если указанные лица не были фактически обеспечены жилыми помещениями до достижения ими указанного возраста.
По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, по состоянию на май 2024 года в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в жилых помещениях, насчитывается 281 091 человек, из них 75 266 человек – сироты, достигшие возраста 23 лет.
На территории Красноярского края в 2023 году от детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет, поступило 1751 заявление по вопросам предоставления жилья. По состоянию на апрель 2024 года на учете в министерстве образования Красноярского края состоит 1717 граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет.
Приведенная статистика демонстрирует наличие проблемы и необходимость единообразного подхода к ее решению по стране в целом, а не только в отдельных субъектах Российской Федерации, путем внесения предлагаемых изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 324-ФЗ).
Несмотря на то, что указанные лица достигли достаточно взрослого возраста и не имеют ограничений трудоспособности, необходимость предоставления им дополнительных мер поддержки обусловлена следующими факторами.
Дети-сироты, особенно те, кто вырос в социальных учреждениях, сталкиваются с серьезными трудностями во взрослой жизни из-за комплекса психологических и социальных факторов, и их адаптация проходит достаточно непросто. У многих отсутствуют навыки самостоятельной жизни, вероятно наличие социальной изоляции и проблем с коммуникацией, а иногда и излишней доверчивости.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным указанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Однако ни в статье 10 Федерального закона N 159-ФЗ, ни в Федеральном законе N 324-ФЗ не закреплено право на получение бесплатной юридической помощи для лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет, по вопросам защиты их жилищных прав, которые не были реализованы до наступления заявленного возраста.
Указанная категория граждан только в судебном порядке имеет возможность реализовать свое право на получение жилого помещения, если такое право не было реализовано до достижения ими возраста 23 лет. Принимая во внимание Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, суды оценивают наличие у указанных лиц уважительных причин, препятствовавших их обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, и в зависимости от обстоятельств дела принимают решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу правовой неграмотности большая часть граждан такой категории не имеет возможности самостоятельно подготовить необходимые документы в суд, а затем и участвовать в судебном процессе. По этой причине они вынуждены либо обращаться за юридической помощью за значительную плату, либо при отсутствии достаточных денежных средств не обращаться вообще за защитой своих прав и таким образом лишаются возможности реализовать свое право на жилое помещение. Существующее положение дел указывает на необходимость предоставления таким гражданам бесплатной юридической помощи именно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Федеральным законом N 324-ФЗ установлены основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной юридической помощи. Согласно статье 2 Федерального закона N 324-ФЗ граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
а) правового консультирования в устной и письменной форме;
б) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
в) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи определены статьей 20 Федерального закона N 324-ФЗ. Так, согласно пункту 4 части 1 указанной статьи право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.
При этом лицам из числа детей-сирот, достигшим возраста 23 лет, не предоставлено право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи при неисполнении органом государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по предоставлению таким лицам специализированного жилого помещения, в связи с чем они несут дополнительные расходы при защите своих прав в судах, что, по мнению авторов проекта федерального закона, является несправедливым.
Приложение к постановлению
Законодательного Собрания
Красноярского края
от 20 ноября 2025 г. N 10-4450П
Вносит
Законодательное Собрание
Красноярского края
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 10 Федерального закона
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1
Внести в абзац второй статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 2004, N 35, ст. 3607; 2011, N 48, ст. 6727) изменение, дополнив его предложением следующего содержания: "Право на бесплатную юридическую помощь сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они фактически не были обеспечены жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением их жилыми помещениями.".
Статья 2
Внести в статью 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6725; 2013, N 27, ст. 3459; N 52, ст. 6962; 2014, N 30, ст. 4217, 4272; 2015, N 48, ст. 6724; 2023, N 25, ст. 4414; N 26, ст. 4683; N 29, ст. 5343; 2024, N 1, ст. 20) следующие изменения:
1) часть 1 дополнить пунктом 4.3 следующего содержания:
"4.3) лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее – лица, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет), если они фактически не были обеспечены жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением их жилыми помещениями;";
2) пункт 2 части 2 после слов "признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнить словами ", а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет";
3) часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они фактически не были обеспечены жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", – по вопросам, связанным с обеспечением их жилыми помещениями.".
Президент
Российской Федерации В. Путин
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" И СТАТЬЮ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БЕСПЛАТНОЙ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Поскольку реализация права на получение бесплатной юридической помощи носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании обращений граждан, а при исполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации обязанности по предоставлению специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот (в том числе достигшим возраста 23 лет) такие обращения будут отсутствовать, постоянных дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, не потребуется.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства от 5 декабря 2024 года N Пр-2567 исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в которых не созданы государственные юридические бюро, рекомендовано в срок до 1 октября 2025 года принять меры по их созданию. Граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь (в том числе и предлагаемая законопроектом категория лиц из числа детей-сирот, достигших возраста 23 лет), смогут обращаться за ее оказанием в указанные государственные юридические бюро, создаваемые в субъектах Российской Федерации в форме казенных государственных учреждений, благодаря чему при реализации положений настоящего законопроекта не потребуется увеличения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представляется, что вопрос введения дополнительной льготы в виде права на получение бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с предоставлением жилых помещений, для лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, является актуальным для всех субъектов Российской Федерации, его решение имеет приоритетное значение и будет способствовать повышению уровня правовой и социальной защищенности и обеспечению права на доступ к правосудию и судебную защиту.
Данный законопроект был поддержан 64 субъектами Российской Федерации.
