Распоряжение Правительства Красноярского края от 31.03.2020 N 195-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Красноярского края от 12.08.2019 N 543-р"
ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
31.03.2020 | г. Красноярск | N 195-р |
1. В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1762 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края внести в распоряжение Правительства Красноярского края от 12.08.2019 N 543-р следующие изменения:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1762 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края утвердить основные направления долговой политики Красноярского края на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов согласно приложению.";
основные направления долговой политики Красноярского края на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов изложить в редакции согласно приложению.
2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель
Губернатора края –
председатель
Правительства края Ю.А. Лапшин
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 31.03.2020 N 195-р
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 12.08.2019 N 543-р
Основные направления долговой политики Красноярского края
на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов
1. Общие положения
Основные направления долговой политики Красноярского края на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов (далее – основные направления долговой политики) разработаны в целях реализации ответственной долговой политики Красноярского края (далее – долговая политика) и повышения ее эффективности. Основные направления долговой политики содержат итоги реализации долговой политики, устанавливают основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики, цели, задачи и инструменты реализации долговой политики, а также содержат анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Красноярского края (далее – государственный долг).
2. Итоги реализации долговой политики
В последние годы долговая политика была направлена на поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
В целях повышения эффективности управления долговыми обязательствами использовались различные долговые инструменты. Приоритет при выборе инструментов заимствований был отдан заемным средствам с минимальной стоимостью обслуживания. При этом учитывался срок пользования заемными средствами и необходимость равномерного распределения долговой нагрузки по годам.
По итогам 2018 года удалось стабилизировать государственный долг, абсолютное значение которого увеличилось на 4,3 млрд рублей по сравнению с началом года и составило 103,9 млрд рублей.
Сокращение показателя по предельному объему государственного долга с 57,4 % в 2017 году до 52,3 % в 2018 году связано с невысокими темпами наращивания государственного долга и существенным увеличением собственных доходов краевого бюджета по сравнению с предыдущим годом (на 25,2 млрд рублей).
В течение 2019 года Красноярский край продолжал своевременно и в полном объеме исполнять все имеющиеся обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга.
Уверенная динамика поступления собственных доходов в течение 2019 года позволила обеспечить своевременное финансирование расходов и сбалансированность краевого бюджета. Так, объем привлечения заимствований по итогам 2019 года сократился относительно планового значения, предусмотренного Законом Красноярского края от 06.12.2018 N 6-2299 "О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов", на 13,5 млрд рублей и составил 5 млрд рублей.
В 2019 году министерство финансов Красноярского края (далее – министерство финансов края) привлекло один кредит коммерческого банка в объеме 1 млрд рублей на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств Красноярского края, который был досрочно погашен в августе 2019 года.
Кроме того, для финансирования кассового разрыва использовался краткосрочный (не более 90 дней) бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах краевого бюджета. Объем привлечения и погашения указанного кредита составил 4 млрд рублей. Средства привлекались под ставку 0,1 % годовых.
Что касается погашения долговых обязательств, то в 2019 году за счет собственных средств краевого бюджета были досрочно погашены кредиты коммерческих банков в объеме 7,1 млрд рублей, привлекаемых ранее на финансирование дефицита краевого бюджета и погашение долговых обязательств Красноярского края, срок погашения которых приходился на 2020–2021 годы.
Также в 2019 году за счет собственных средств краевого бюджета было осуществлено плановое погашение государственных облигаций Красноярского края в общей сумме 13,6 млрд рублей и бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, в сумме 1,2 млрд рублей.
С учетом уменьшения объема заимствований, направляемых на финансирование дефицита краевого бюджета и погашения долговых обязательств Красноярского края, государственный долг по состоянию на 1 января 2020 года составил 82 млрд рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился более чем на 20 % или на 21,9 млрд рублей.
Структура государственного долга на начало 2020 года выглядит следующим образом:
22 млрд рублей (или 73,2 %) – бюджетные кредиты из федерального бюджета;
60 млрд рублей (или 26,8 %) – государственные ценные бумаги.
По итогам 2019 года отношение государственного долга к собственным доходам краевого бюджета составило менее 40 % при допустимых 100 %.
Объем расходов на обслуживание государственного долга составил 3,1 % от объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при допустимых 15 %.
Соблюдение ограничений, установленных статьями 107 и 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) по верхнему пределу долга и объему расходов на обслуживание долга проводилось посредством анализа данных ограничений.
Репутация Красноярского края как надежного заемщика подтверждается оценками независимых экспертов ряда рейтинговых агентств. Международные агентства Standard - Poor's и Fitch Ratings подтвердили стабильные рейтинги Красноярского края, а агентство Moody's Investors Service и российское Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (акционерное общество) (АКРА (АО) повысили кредитный рейтинг Красноярского края до "Ba3" со стабильным прогнозом и "А+" со стабильным прогнозом соответственно.
1. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики на 2020–2022 годы
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2020–2022 годы, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которые в сопоставимом виде приводят к диспропорции между доходами и расходами краевого бюджета и, следовательно, к изменениям в потребности заемного финансирования;
изменчивость ситуации на финансовом (долговом) рынке, которая влияет на оценку ожидаемого объема расходов на обслуживание государственного долга и изменений значений долговых показателей.
Долговая политика является производной от бюджетной политики, формируемой на базе прогноза социально-экономического развития Красноярского края на очередной финансовый год и плановый период.
Полнота отражения долговых обязательств, эффективность использования бюджетных средств и прозрачность (открытость) управления государственным долгом будут являться принципами долговой политики.
2. Цели и задачи долговой политики
В 2020–2022 годах целями долговой политики будут являться:
обеспечение потребности краевого бюджета в заемном финансировании;
своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
поддержание объема и структуры государственного долга Красноярского края на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков при соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Задачами долговой политики, направленной на достижение поставленных целей являются:
планирование заимствований и ассигнований на платежи по государственному долгу в соответствии с бюджетной политикой Красноярского края;
своевременное погашение и обслуживание долговых обязательств Красноярского края;
оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, в том числе диверсификация долгового портфеля с учетом конъюнктуры финансового рынка в целях сокращения расходов на его обслуживание;
равномерное распределение долговой нагрузки по годам;
соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходов на его обслуживание в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
ведение полного учета информации о государственном долге и формирование достоверной отчетности о государственных долговых обязательствах Красноярского края;
раскрытие информации о государственном долге на регулярной основе.
3. Инструменты реализации долговой политики
Основными инструментами реализации долговой политики являются:
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении краевого бюджета, на погашение долговых обязательств;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
обеспечение поддержания в 2020–2022 годах доли общего объема долговых обязательств Красноярского края по государственным облигациям Красноярского края и кредитам, полученным Красноярским краем от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на уровне не более 43 процентов суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
равномерное распределение долговой нагрузки на краевой бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств;
привлечение кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 % годовых;
проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры;
привлечение краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете краевого бюджета;
привлечение долгосрочных заемных средств (до десяти лет) преимущественно в виде эмиссии государственных ценных бумаг на рефинансирование имеющегося государственного долга и финансирование дефицита краевого бюджета;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Красноярского края;
соблюдение сроков внесения информации в государственную долговую книгу Красноярского края;
соблюдение сроков представления в Министерство финансов Российской Федерации информации о долговых обязательствах, отраженной в государственной долговой книге Красноярского края и муниципальных долговых книгах муниципальных образований Красноярского края;
наличие актуальной информации о государственном долге на официальном сайте министерства финансов края;
эффективное управление временно свободными средствами краевого бюджета.
Инструменты реализации долговой политики в целом позволят обеспечить поставленные цели и задачи долговой политики.
4. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления государственным долгом
К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:
риск рефинансирования – вероятность неосуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения накопленного долга и как следствие необходимость использования доходов краевого бюджета для исполнения долговых обязательств;
процентный риск – вероятность увеличения суммы расходов на обслуживание государственного долга, связанная с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
операционный риск – вероятность возникновения потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;
размещение долгосрочных ценных бумаг с фиксированной ставкой;
постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета;
достоверное прогнозирование доходов краевого бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита краевого бюджета;
планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;
учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга.