Распоряжение Правительства Красноярского края от 28.09.2020 N 695-р "Об утверждении Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Красноярском крае до 2025 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
28.09.2020 | г. Красноярск | N 695-р |
1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р, одобрить Концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки в Красноярском крае до 2025 года согласно приложению.
2. Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель Губернатора края - председатель Правительства края | Ю.А. Лапшин |
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 28.09.2020 N 695-р
Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Красноярском крае до 2025 года
1. Общие положения
Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Красноярском крае до 2025 года (далее – Концепция) отражает приоритетные направления её развития на краткосрочную перспективу, формы и механизмы поддержки концертной деятельности, предусматривает новые подходы к её организации, а также определяет функции всех участников, принципы их взаимодействия между собой и с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими организациями Красноярского края.
Настоящая Концепция составлена с учётом Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р, предложений специалистов министерства культуры Красноярского края и Краевого государственного автономного учреждения культуры "Красноярская краевая филармония", представителей профильных общественных организаций, результатов общественного обсуждения проблем развития концертной деятельности в Красноярском крае.
Сроки реализации Концепции: 2020–2025 годы.
В Концепции используются следующие понятия:
"академическая музыка" – совокупность музыкальных жанров профессионального музыкального искусства письменной традиции, возникших и развивающихся на основе универсальной системы музыкального языка, вбирающей в себя традиции всех национальных школ и являющейся достоянием мировой музыкальной культуры;
"концертная организация" – организация, осуществляющая создание, показ (публичное исполнение) и (или) организацию показа концертных программ;
"филармония" – основной вид концертной организации в области академической музыки, имеющей в своем распоряжении один или несколько концертных залов и (или) творческих коллективов различных составов;
"концертная деятельность в области академической музыки" – деятельность по созданию, показу (публичному исполнению) и (или) организации показа концертных программ с участием профессиональных симфонических и камерных оркестров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, хоровых и танцевальных коллективов (хоров, капелл, ансамблей песни и танца), камерно-инструментальных, вокальных и народных ансамблей, артистов-вокалистов, солистов-инструменталистов, чтецов-мастеров художественного слова, музыковедов-лекторов;
"концерт" – мероприятие, организованное с целью публичного исполнения концертной программы;
"концертная программа" – одна или несколько музыкальных (музыкально-литературных, музыкально-танцевальных) композиций, исполняемых в одном концерте, подготовка которых требует использования интеллектуальных, творческих, временных, финансовых, организационных и иных ресурсов;
"филармонический концертный зал" – специальная площадка, отвечающая акустическим стандартам исполнения академической музыки, или вид концертной организации, выполняющей функцию формирования и удовлетворения общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве;
"исполнитель (артист)" – физическое или юридическое лицо (его структурное подразделение), осуществляющее профессиональную деятельность по созданию и публичному исполнению музыкальных (музыкально-литературных, музыкально-танцевальных) произведений (солист, дирижёр, режиссёр, чтец, ансамбль, оркестр или другой творческий коллектив академического музыкального искусства);
"агент (агентство)" – физическое или юридическое лицо, заключившее договор с исполнителем (артистом) на представление его интересов при осуществлении профессиональной концертной деятельности;
"организатор" – физическое или юридическое лицо, принимающее на себя обязательства перед исполнителем или агентом, а также перед потребителем по организации и проведению концерта академической музыки;
"гастроли (выезды)" – показ концертных программ вне места постоянной концертной деятельности исполнителя: в населённых пунктах одного субъекта Российской Федерации (региональные гастроли/выезды), в ином субъекте Российской Федерации (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
"фестиваль академической музыки" – социально значимое и, как правило, регулярно проводимое мероприятие, предусматривающее в течение определённого времени показ различных концертных программ, объединённых общей темой или идеей, и характеризующееся особыми требованиями к качеству художественного продукта;
"музыкальный конкурс" – вид творческого (публичного) соревнования в области композиторского, исполнительского и дирижёрского музыкального искусства, проходящего на основании положения, в соответствии с публично объявленными условиями, репертуаром, составом и регламентом работы жюри.
2. Цель и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции – определение организационно-творческих, экономических и правовых условий для эффективного осуществления в Красноярском крае концертной деятельности в области академической музыки.
Для развития в Красноярском крае концертной деятельности в области академической музыки требуется решение следующих задач:
поддержка создания высокохудожественного продукта в области академической музыки, творческой деятельности композиторов и исполнителей современной музыки, в том числе молодых музыкальных деятелей, расширение репертуарного предложения;
формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение слушательской аудитории концертов академической музыки за счёт различных слоёв, категорий и групп населения;
формирование эффективного менеджмента в области академической музыки;
обеспечение единого концертного пространства в области академического музыкального искусства в Красноярском крае;
интеграция Красноярского края в мировой музыкальный рынок, использование его творческого потенциала для укрепления положительного образа края и страны на международном уровне.
Решение поставленных задач предусматривает:
формирование долгосрочной репертуарной политики в области академической музыки на уровне всех субъектов концертной деятельности;
создание адекватной современным условиям системы распространения высокохудожественного продукта в области академической музыки, соблюдение баланса между государственным регулированием и использованием рыночных механизмов;
совершенствование системы управления концертной деятельностью, создание условий для формирования в сфере академической музыки современных менеджерских кадров;
осуществление комплекса мер по общественному продвижению академической музыки;
модернизацию материально-технической базы концертной деятельности;
укрепление кадрового потенциала концертных организаций и творческих коллективов;
внедрение механизмов многоканального финансирования, развитие государственно-частного партнёрства.
3. Создание и показ музыкального продукта
Создание художественного продукта в области академической музыки характеризуется значительными интеллектуальными, творческими, временными и финансовыми затратами. Это процесс, который вбирает все виды профессиональной творческой и интеллектуальной деятельности, а его результатом служит разнообразие и обеспечение высокого уровня репертуарно-исполнительского предложения в области академической музыки.
Функцию создания музыкального продукта выполняют композиторы, творческие коллективы, дирижёры, солисты. Государственной концертной организацией в области академической музыки в Красноярском крае является Краевое государственное автономное учреждение культуры "Красноярская краевая филармония" (далее – краевая филармония), имеющее в своей структуре базовые творческие коллективы, исполняющие симфонические произведения крупной формы, в том числе с участием солистов, сочинения кантатно-ораториального жанра, музыку балетов, опер: Красноярский академический симфонический оркестр, Красноярский филармонический русский оркестр имени А.Ю. Бардина, Красноярский государственный ансамбль танца Сибири им. М.С. Годенко.
Наряду с базовыми должны функционировать и выездные творческие коллективы, основным видом деятельности которых является создание и показ концертных программ на гастролях и выездах по территории Красноярского края.
Муниципальными концертными организациями (коллективами) в области академической музыки являются созданные администрацией города Красноярска муниципальные бюджетные учреждения культуры "Красноярский камерный оркестр", "Городской духовой оркестр", "Красноярский хоровой ансамбль солистов "Тебе поемъ", "Ансамбль танца "Енисейские зори" имени Г.М. Петухова". В целях приобщения к академической музыке максимального числа слушателей необходимо отдавать приоритет выступлениям этих коллективов при формировании репертуарных афиш государственных и муниципальных зрелищных учреждений края.
Важнейшим условием регулярных выступлений базовых, выездных и муниципальных коллективов перед слушательской аудиторией является наличие новых программ, а также разнообразие интерпретаций музыкальных произведений, что подразумевает представление публике разных дирижёров и солистов. Это, в свою очередь, является мотивацией к профессиональному росту местных творческих кадров, формирует у публики критерии оценки их мастерства и служит повышению интереса публики к концертам академической музыки.
Основными принципами формирования концертных программ государственных и муниципальных концертных организаций (коллективов) в области академической музыки должны служить:
увеличение в концертных программах количества сочинений, никогда или в течение последних 5 лет не входивших в репертуарную афишу;
наличие в концертных программах современных произведении российских и зарубежных композиторов, осуществление их премьерного исполнения;
сбалансированное сочетание в программах популярной классической и современной музыки;
наличие концертных программ, подготовленных специально для детской и юношеской аудитории;
привлечение к участию в концертных программах молодых солистов и дирижёров.
В крае действуют творческие коллективы студентов и преподавателей образовательных учреждений в области культуры: федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского", краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича", краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Норильский колледж искусств", а также коммерческие концертные организации. Их деятельность вносит разнообразие в репертуар концертных выступлений для жителей края.
Объём создания и показа программ академической музыки необходимо соотносить как с возможностями их реализации и удовлетворения существующих общественных потребностей в академической музыке, так и с задачей формирования этих потребностей.
Параллельно с системной работой по популяризации академической музыки среди населения края привлечению к ней слушателей неакадемических программ может служить исполнение творческими коллективами хрестоматийных произведении академической музыки, популярной классики: оперных увертюр, музыки к балетам и кинофильмам, с постепенным включением в концертные программы классической и современной музыки, не известной широкой публике.
Для поддержки творчества современных композиторов требуется выработка механизмов стимулирования деятельности общественных организаций композиторов, в том числе не только через закупку сочинений, но и через систему государственного заказа на новые произведения и гарантий их публичного исполнения в концерте или записи на цифровые носители.
4. Распространение музыкального продукта
На формирование, развитие и удовлетворение потребностей общества в академическом музыкальном искусстве при условии, что оно представлено высокопрофессиональными творческими силами, направлена система распространения музыкального продукта.
Функции по созданию, продвижению и продаже зрителю музыкального продукта в мировой практике обычно распределены между исполнителями, агентами, организаторами и концертными залами. Исполнители и их агенты отделены от организаторов мероприятии и концертных залов, выступающих посредниками между ними и зрителями. Существующие формы организации концертной деятельности в Красноярском крае в настоящее время предусматривают выполнение этих функции в рамках одной организации – краевой филармонии.
Функция филармонии как исполнителя направлена на создание творческого продукта, управление творческими коллективами, осуществляющими публичное исполнение художественного продукта и несущими юридическую и экономическую ответственность по обязательствам, связанным с профессиональной деятельностью, определение условий взаимоотношений творческих коллективов с агентом. Функция филармонии как агента предусматривает представление творческих и экономических интересов исполнителя при осуществлении им профессиональной деятельности, содействие популяризации, повышению статуса, расширению деятельности исполнителя, решению творческих вопросов и определению экономических условий взаимодействия с исполнителем. Функция филармонии как концертного зала заключается в регулировании исполнительского предложения и слушательского спроса в соответствии с задачами удовлетворения и формирования потребностей в академической музыке, а также в создании условий для реализации всех этих функций концертной деятельности. Функция филармонии как организатора концертной деятельности в крае предполагает показ и создание условий для исполнения концертных программ и реализации их слушателям, финансовое обеспечение показа, привлечение исполнителя в соответствии с репертуарным планом концертного зала и слушательским спросом. Доведение художественного продукта до максимально широкого круга слушателей, так же как его создание и показ, предполагает отдельную финансовую поддержку.
Для осуществления деятельности филармонии в современных условиях необходимо взаимодействие с приглашёнными дирижёрами, солистами и коллективами, площадками других организаторов, билетными операторами, средствами массовой информации, владельцами рекламных площадей, транспортными и логистическими компаниями, сервисными центрами, органами государственной власти, попечителями, спонсорами и др. Это требует наличия в структуре филармонии соответствующих отделов: творческого и экономического планирования, рекламы и маркетинга, продаж и фандрайзинга.
Отдельным приоритетом следует считать распространение музыкального продукта в интернет-пространстве, в том числе посредством реализации технологий "Виртуального концертного зала".
Осуществление деятельности филармонии в современных условиях также предполагает сохранение в структуре учреждения базовых коллективов академической музыки. Эта модель основана на усилении и выделении в качестве основной функции концертного зала с резидентными творческими коллективами и способствует росту профессионального уровня концертных программ творческих коллективов, привлекаемых на конкурсной основе.
Значительную роль в эффективном распространении музыкального продукта в муниципальных образованиях края должны играть местные дворцы и дома культуры, а также детские музыкальные школы и школы искусств, чьи концертные залы зачастую являются единственно технически пригодными площадками для исполнения концертов академической музыки. Для придания этим учреждениям подобающего места в популяризации академической музыки требуется приобретение сотрудниками этих учреждений необходимых компетенций в области музыкального менеджмента, а также организация системной работы с действующими в крае концертными организациями.
5. Специфика организации концертной деятельности в Красноярском крае
При организации концертной деятельности в крае в области академической музыки важно учитывать следующие климатические, географические, социокультурные и социально-экономические факторы.
Резко континентальный климат Красноярского края, практически круглый год зима с очень низкими температурами воздуха в его северной части (на арктических островах края лето вовсе отсутствует), короткое жаркое лето в центральной части края влечёт за собой ограничение количества месяцев в году для проведения концертных мероприятий на открытом воздухе, а также создаёт дополнительный риск порчи музыкальных инструментов во время их доставки к месту проведения концертов и обратно, приводит к дополнительным расходам на поддержание необходимого температурного режима на концертных площадках.
Удалённость от краевого центра населённых пунктов, располагающих площадками, отвечающими требованиям для проведения концертных выступлений базовых коллективов филармонии, в т.ч. удалённость и труднодоступность территорий Крайнего Севера края, увеличивает финансовые затраты на транспортировку коллективов и инструментов, размещение артистов во время гастролей и выездов по территории края. Кроме того, отсутствие в крае полноценной инфраструктуры для организации концертной деятельности в области академической музыки практически исключает возможность проведения концертов по техническим причинам. Удалённость населённых пунктов Красноярского края от основных культурных центров Российской Федерации и зарубежья, а также их слабая транспортная доступность влияют на рост стоимости услуг российских и зарубежных исполнителей и творческих коллективов, а также приводит к дополнительным затратам на доставку авиа- и ж/д транспортом.
К социокультурным факторам можно отнести начало в конце XIX века в крае концертной деятельности гастролёров, организацию профессиональных форм музыкальной культуры, что связано с появлением в Красноярске музыкантов с академическим образованием. Это свидетельствует о более чем столетней практике слушания красноярцами академической музыки и требует сохранения традиции организации в Красноярском крае концертов академической музыки с участием гастролирующих исполнителей России и зарубежья.
К социально-экономическим факторам, влияющим на организацию в крае концертной деятельности, относятся:
недостаток в крае творческих и управленческих кадров в области концертной деятельности в целом;
различная плотность населения в районах края, в т. ч. очень низкая на севере края;
невысокий уровень покупательской способности населения за пределами краевого центра;
слабая материально-техническая база в муниципальных образованиях края для проведения концертных мероприятий.
6. Гастроли и музыкальные фестивали
Для повышения доступности для населения концертов академической музыки и популяризации этого вида музыкального искусства большое значение имеют гастроли профессиональных музыкальных коллективов и исполнителей, а также музыкальные фестивали. В условиях разграничения полномочий в области культуры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления одним из приоритетов становится создание системы организации гастролей в области академического музыкального искусства на территории Красноярского края.
Для организации в крае гастролей ведущих федеральных и краевых творческих коллективов в области академической музыки и обменных гастролей необходимо инициировать включение их в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утверждённую постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 N 391, за счёт средств субсидий из федерального бюджета. Основными объектами государственной поддержки гастрольной деятельности за счёт средств краевого бюджета следует считать гастроли базовых коллективов краевой филармонии. Участие в этом муниципальных концертных организаций (коллективов) может осуществляться на основе межмуниципального сотрудничества.
Важнейшей формой концертной деятельности, призванной привлечь внимание к академическому музыкальному искусству со стороны широкой слушательской аудитории, органов государственно власти, средств массовой информации, профессиональной критики и бизнеса, признаются музыкальные фестивали, позволяющие обеспечить концентрацию лучших творческих сил, достаточную для удовлетворения потребностей населения в академическом музыкальном искусстве, а также способствующие развитию музыкальной инфраструктуры территории.
Расширение поддержки музыкальных фестивалей международного, всероссийского и межрегионального статуса с участием большого количества солистов и творческих коллективов должно рассматриваться в качестве важного направления деятельности краевых органов власти и органов местного самоуправления.
В результате в крае сложится система распределения музыкального продукта, обеспечивающая повышение качества и расширение жанрового и репертуарного предложения, включая специальные программы для детей и юношества.
7. Общественное продвижение академической музыки
Значительная часть населения края не приобщена к классическому музыкальному наследию. Интерес широкой публики к классической музыке несравненно ниже, чем в европейской части Российской Федерации. Еще хуже обстоит дело с восприятием произведении современной академической музыки.
Формирование и развитие потребностей населения в области академической музыки – одна из главных задач, стоящих сегодня как перед государством, так и перед всеми участниками концертной деятельности.
Системная работа по приобщению населения к академической музыке должна вестись в 2-х направлениях:
повышение престижа и значимости в обществе академического музыкального искусства;
использование разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства для различных слоёв и возрастных категории населения, прежде всего детей и юношества.
Повышение интереса общества к академической музыке напрямую связано с усилением внимания к вопросам филармонической концертной деятельности со стороны средств массовой информации.
Забота органов государственной власти края и органов местного самоуправления о поднятии престижа академического музыкального искусства должна проявляться в поддержке средств массовой информации, периодических и интернет-изданий, частных телевизионных компаний и новостных порталов, освещающих для широкого круга читателей актуальные события музыкальной жизни, в том числе в муниципальных образованиях края. Задачи продвижения академической музыки в печатных средствах массовой информации, медиапространстве совместно с органами государственного управления в сфере культуры должны выполнять сами организации, ведущие концертную деятельность.
Немаловажная роль в повышении интереса жителей края к академической музыке принадлежит органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям культуры и образовательным учреждениям в области культуры, а также местным средствам массовой информации. Органам местного самоуправления следует оказывать административное и информационное содействие организации гастролей базовых творческих коллективов краевой филармонии и муниципальных концертных организаций (коллективов), предусматривать при рассмотрении планов деятельности учреждений проведение таких гастролей, освещение их в местных средствах массовой информации.
Концертным организациям следует активизировать работу не только с традиционными средствами массовой информации, но и в интернет-пространстве – большее внимание обращать на наполнение сайта для установления прямого контакта со слушателями, а также на продвижение коллективов и солистов в социальных сетях с помощью современных технологий интернет-маркетинга.
Ключевая роль в ведении на регулярной основе просветительской работы, воспитании будущих слушателей концертов академической музыки принадлежит образовательным учреждениям в области культуры, а также системной работе с ними концертных организаций.
Концертные организации должны постоянно поддерживать связи с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования детей, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования. При этом следует практиковать как приглашение обучающихся в концертный зал, так и организацию концертов в образовательных учреждениях.
В деятельности концертных организации серьёзное место должно быть отведено проектам, ориентированным на выполнение просветительской миссии в области академической музыки, с использованием таких форм, как открытые репетиции, встречи до и после концерта, лекции-презентации, круглые столы, клубы любителей музыки. Особое внимание при этом должно быть уделено проектам, направленным на поиск современных методов приобщения к музыкальному искусству.
Создание в крае виртуальных концертных залов позволит не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции. Этому служит реализация регионального проекта "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура")" национального проекта "Культура", который разработан министерством культуры Красноярского края и утверждён первым заместителем Губернатора Красноярского края – председателем Правительства Красноярского края Ю.А. Лапшиным 11.12.2018. Проект предусматривает создание на территории края до 2024 года сети виртуальных концертных залов, а также увеличение количества онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале "Культура.РФ".
Наряду с приобщением населения к профессиональному академическому музыкальному искусству необходимо содействовать развитию в крае любительских коллективных форм творческой деятельности детей и молодёжи, а также других возрастных категорий населения (хоров, вокальных и инструментальных ансамблей, духовых, народных и симфонических оркестров), а также проведению смотров и конкурсов любительских коллективов.
8. Материально-техническая база
Одним из решающих факторов развития концертной деятельности в области академической музыки в Красноярском крае до 2025 года является наличие соответствующей материально-технической базы (концертных площадок, технического оборудования, музыкальных инструментов, нотного материала).
В соответствии с Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 2395-р, формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширение аудитории концертов академической музыки для различных категорий и групп населения должно осуществляться путём создания концертных организаций и концертных коллективов академической направленности. Согласно Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, введённым в действие распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 N Р-965, оптимальное размещение концертных организаций составляет: в административном центре субъекта Российской Федерации с населением от 500 тыс. чел. – 2 концертных зала, филармония, 2 концертных творческих коллектива, в городском округе и муниципальном районе независимо от количества населения – 1 концертный зал, в городском поселении – 1 концертный творческий коллектив. К расчёту сетевых единиц принимаются организации всех форм собственности. В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений). Норматив по городскому поселению/городскому округу посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тысячу жителей составляет: при населении от 50 999 до 99 999 – 6–7, от 100 999 до 149 999 – 7–6, от 150 999 до 199 999 – 6–5, от 200 999 до 249 999 – 5–4, от 250 999 до 499 999 – 4–3, от 500 999 до 999 999 – 3–2, 1 000 000 и более – 2 и более мест.
В Красноярском крае насчитывается 17 городских округов, 41 муниципальный район, 3 муниципальных округа, а также 9 городских поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По нормативам, Красноярский край должен иметь 2 концертных зала в субъекте Российской Федерации, 17 концертных залов в городских округах и 44 зала в муниципальных районах. Итого по нормативам в Красноярском крае должно быть не менее 63 концертных залов. Фактически в данных муниципальных образованиях действуют свыше 100 концертных залов. Норматив по концертным залам по Красноярскому краю достигнут.
Качественные параметры концертных площадок (общее состояние, акустика) находятся на неудовлетворительном уровне. За пределами Красноярска в крае нет полноценных залов, соответствующих мировым стандартам. Большинство залов не отвечает требованиям ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что требует существенных инвестиций в технологическое преодоление этой проблемы.
Важным условием деятельности творческих коллективов служит оснащенность музыкальным инструментарием. Для симфонических оркестров наличие музыкальных инструментов определённого качества является одним из показателей их уровня. При этом большинство инструментов необходимо регулярно обновлять. Срок службы медных духовых инструментов составляет 7–10 лет, деревянных духовых – 10-15 лет.
Вместе с тем финансовых нормативов на приобретение основных фондов для концертных организации и самостоятельных коллективов не существует, финансирование таких расходов осуществляется по остаточному принципу. Необходимо предусматривать средства на страхование музыкальных инструментов (их величина в зависимости от стоимости инструментов может достигать значительных размеров), на приобретение и аренду нотного материала. Бюджетные ассигнования должны выделяться не только на покупку духовых и крупногабаритных инструментов (контрабасов, ударных), но и на приобретение струнных инструментов (скрипок, альтов, виолончелей). Бюджетные ассигнования также должны предусматривать расходы на ремонт и покупку расходных материалов для инструментов.
В целях создания условий для дальнейшего развития в крае концертной деятельности в области академической музыки необходима комплексная модернизация её материально-технической базы. Для этого требуется:
проведение концертными организациями инвентаризации и анализа наличия, состояния, акустической пригодности и технической оснащённости имеющихся концертных залов (площадок);
разработка концертными организациями и министерством культуры края предложений о строительстве новых (реконструкции действующих) концертных залов для их включения в федеральную адресную инвестиционную программу;
обеспечение концертными организациями и их учредителями доступности концертных площадок для инвалидов.
Комплексная модернизация материально-технической базы будет способствовать выравниванию условий доступа населения к лучшим образцам академического музыкального исполнительства, значительному расширению аудитории концертов академической музыки, в том числе за счёт организации гастролей в Красноярске и на территории Красноярского края ведущих российских и зарубежных коллективов и солистов.
9. Кадровое обеспечение концертной деятельности
в области академической музыки
На данное время отсутствуют исследования, обосновывающие, какого жанра и сколько коллективов и солистов необходимо для удовлетворения потребностей общества в академическом музыкальном искусстве.
В то же время развитие в крае концертной деятельности в области академической музыки сталкивается с теми же проблемами, что и в целом в России. Не хватает исполнителей на духовых инструментах, намечается определённый дефицит исполнителей на струнных.
Край испытывает потребность в постоянно работающих дирижёрах. Дирижёры, работающие с Красноярским академическим симфоническим оркестром Красноярской краевой филармонии, являются приглашёнными и совмещают эту работу с деятельностью в других оркестрах и концертных организациях. Существует дефицит молодых дирижёрских кадров, актуальным является вопрос их целевой подготовки в ведущих российских образовательных организациях высшего образования.
Выполнение концертными организациями функции организатора показа художественного продукта предполагает владение современными инструментами и технологиями менеджмента, опирающимися на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, PR и фандраизинг, социокультурное проектирование и др. Нехватка специалистов, способных нести организационную и финансовую ответственность за реализацию творческих проектов, в настоящее время служит одной из причин недостаточного развития концертной деятельности в сфере академической музыки в Красноярске и особенно в Красноярском крае.
Кроме того, не хватает таких специалистов, как лекторы-музыковеды, квалифицированные мастера и настройщики музыкальных инструментов, звукооператоры, специалисты по акустике концертных залов, и многих других.
Одним из путей решения кадровых проблем является целевая подготовка профессиональных кадров, направленная на удовлетворение реальных потребностей концертно-филармонической сферы.
В Красноярском крае подготовку таких кадров осуществляют Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный институт имени Дмитрия Хворостовского", краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича", Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Норильский колледж искусств", Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Минусинский колледж культуры и искусства".
В целях повышения качества профессиональной подготовки в крае творческих кадров в области академического музыкального искусства необходимо:
обеспечение достойных условий деятельности преподавателей, укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организации, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
расширение практики приглашения для ведения педагогической деятельности высококвалифицированных специалистов;
введение в учебные программы курсов, направленных на теоретическое и практическое освоение современной музыки, в том числе отечественных композиторов;
сближение действующих в крае профессиональных образовательных организаций в области музыкального искусства и ФГБОУ ВО "Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского" с филармонической концертной деятельностью путём организации учебной практики в концертных организациях.
На современном этапе особое значение приобретает дополнительное профессиональное образование управленческих и творческих кадров, направленное на их профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работников меняющимся условиям деятельности и социальной среды.
В Красноярском крае организацией, осуществляющей в качестве основной цели своей деятельности формирование, внедрение и совершенствование эффективной системы подготовки кадров в области культуры посредством дополнительного профессионального образования, является краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры".
Повышение квалификации творческих кадров предполагает постоянный обмен знаниями, умениями, навыками и накопленным опытом. В этой связи большее распространение должны получить интерактивные формы организации учебной деятельности (круглые столы, мастер-классы, творческие лаборатории и мастерские, деловые игры, тренинги, вебинары, особенно для талантливой творческой молодёжи).
Одним из дополнительных путей повышения профессионального уровня творческих и управленческих кадров является приглашение признанных российских и зарубежных специалистов для участия в творческих и образовательных проектах (концертах, фестивалях, мастер-классах и др.).
Наряду с этим необходимо обеспечить экономические условия для закрепления квалифицированных творческих и управленческих кадров в концертно-филармонической сфере.
Своеобразной формой продвижения молодых исполнителей, направленной на их творческую реализацию и эффективное становление на рынке артистических кадров, выступают музыкальные конкурсы.
В этой связи в крае должны получить дальнейшее развитие и поддержку Международный конкурс скрипачей Виктора Третьякова и конкурс Дмитрия Хворостовского.
Для их продвижения, повышения престижа участия в этих конкурсах и увеличения их бюджетной поддержки необходимо их вхождение во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC) и в Ассоциацию музыкальных конкурсов России, обеспечивающее на соответствующих уровнях процесс саморегуляции конкурсной системы, её информационное и методическое сопровождение. Информация о проведении музыкальных конкурсов (сроках, периодичности, регламенте, программах и составе жюри) должна быть доступна как можно более широкому кругу заинтересованных лиц (педагогам, потенциальным участникам).
Стимулом для повышения профессионального мастерства творческих кадров в области академической музыки служат и учреждённые Законом Красноярского края от 19.12.2019 N 8-3546 "О государственных премиях Красноярского края в области культуры" государственная премия Красноярского края имени И.В. Шпиллера в области музыкального искусства и государственная премия Красноярского края имени Д.А. Хворостовского в области оперного искусства.
10. Социальная поддержка творческих работников
В числе мер социальной поддержки творческих работников первостепенное значение имеет формирование при концертных организациях служебного жилищного фонда, необходимого для временного проживания принятых на работу по срочному трудовому договору иногородних музыкантов, дирижёров, других специалистов.
Строительство или приобретение (найм) служебного жилья могут обеспечиваться за счёт средств краевого и местных бюджетов муниципальных образований края при наличии соответствующих расходных обязательств, а также привлечённых внебюджетных источников.
Наряду с усилением социальных гарантий государства следует рассмотреть вопрос о расширении мер по обеспечению социальной поддержки творческих работников, осуществляющих концертную деятельность в области академической музыки, со стороны самих концертных организаций, а также различных общественных институтов.
Концертным организациям (самостоятельным коллективам) целесообразно с определённой периодичностью организовывать проведение медицинских осмотров творческих работников, активно использовать формы их негосударственного пенсионного обеспечения и страхования за счёт собственных средств, в частности, на случай полной или частичной утраты профессиональной трудоспособности.
Для финансовой поддержки талантливой молодёжи в области академической музыки следует шире использовать участие концертных организаций и самостоятельных творческих коллективов в краевом конкурсе лучших творческих работников, работников организаций культуры и образовательных учреждений в области культуры, талантливой молодёжи в сфере культуры и искусства на получение денежного поощрения.
11. Финансовое обеспечение концертной деятельности в области академической музыки
В настоящее время в структуре доходов концертных организаций основную часть поступлений составляет бюджетное финансирование. Выделение средств из краевого бюджета и местных бюджетов осуществляется, прежде всего, в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, которое является основным инструментом государственной культурной политики и средством её детализации. При формировании государственного (муниципального) задания следует исходить из того, что исполнение академической музыки является основой деятельности концертных организаций и творческих коллективов.
Порядком формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 539-п, определены основные показатели, с помощью которых формируется государственное задание – оно формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством услуг, результатов работ и показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.
В силу существенных различий в условиях функционирования концертных организаций, их направлениях деятельности и художественных особенностей необходим взвешенный подход руководства таких организаций и учредителей к формированию их плана работы при соблюдении баланса между исполнением произведений разных направлении академической музыки, организацией показа концертных программ собственных и приглашённых исполнителей.
Финансовые средства необходимо выделять на достижение определённых результатов, а не только на содержание работников, что составляет наибольшую часть расходов концертных организации.
При формировании государственного (муниципального) задания следует исходить из того, что академическое музыкальное исполнительство состоит из создания и показа художественного продукта и организации его показа (распространения). При этом создание художественного продукта уникально и практически не поддаётся измерению, а организация показа имеет системный характер и может быть выражена в конкретных показателях.
Концертные организации, совмещающие в своей деятельности функции создания или сохранения художественного продукта и функции по его распространению, должны получать финансовую поддержку учредителя с учётом всех реализуемых ими функций. Реализовать рыночные механизмы распространения академического музыкального искусства позволит увязка размера субсидии, выделяемой на организацию показа художественного продукта, с числом слушателей концертов академической музыки.
В структуре бюджетного финансирования должно найти отражение различие в условиях и характере деятельности базовых и выездных творческих коллективов. Для базовых творческих коллективов бюджетные средства должны выделяться исходя из задачи обеспечения нормативных затрат на создание художественного продукта, для выездных творческих коллективов – исходя из задачи обеспечения нормативных затрат на показ художественного продукта. Объём и структура расходов и доходов организации от показа программ, состоящих из популярных произведении, и программ, включающих современные сочинения, будут разными. То же самое касается концертных площадок (залов) для организации показа программ выездных творческих коллективов. В отношении концертных залов, в которых филармоническая концертная деятельность отсутствует, потребуется больше затрат на организацию концерта, чем в отношении тех концертных залов, в которых есть постоянные зрители.
В нормативы финансовых затрат на создание концертных программ концертным организациям предполагается включать расходы на приобретение и страхование музыкальных инструментов.
Необходимо повысить роль бюджетного финансирования в оказании поддержки различным субъектам распространения музыкального продукта в области академической музыки.
Следует предусматривать выделение бюджетных средств на проведение музыкальных фестивалей и конкурсов, финансовую поддержку гастрольной деятельности в соответствии с установленными на краевом и муниципальном уровне приоритетами.
Следует планировать реализацию совместно с профессиональными общественными институтами проектов, играющих важную роль в развитии концертной деятельности в области академической музыки.
Необходимо выделять бюджетные средства на формирование современной материально-технической базы концертной деятельности (строительство новых (реконструкцию действующих) филармонических концертных залов, приобретение сценического оборудования). Снизить нагрузку на краевой бюджет и бюджеты муниципальных образований края позволит привлечение частного капитала в рамках развития государственно-частного и муниципально-частного партнёрства.
Осуществление комплекса мер, направленных на музыкальное просвещение населения, повышение художественного уровня и разнообразие концертных программ, улучшение материально-технических условий их показа, использование современных информационных и управленческих технологии распространения музыкального продукта, в том числе абонементной системы продажи билетов, даст возможность расширения аудитории филармонических концертов и увеличения доходов от концертной деятельности в сфере академической музыки.
Дополнительными источниками финансовой поддержки концертных организаций могут быть:
доходы от гастролей красноярских артистов за рубежом и выступлений ведущих российских и зарубежных коллективов и солистов в крае;
средства спонсоров, благотворителей и меценатов.
Наряду с привлечением дополнительных финансовых средств должны шире применяться технологии, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Реализация комплекса мер по развитию в крае концертной деятельности в области академической музыки, намеченных в Концепции, позволит повысить её финансовый потенциал. В то же время сложность и высокая стоимость организации и проведения каждого мероприятия при ограниченных возможностях получения доходов обусловливает необходимость сохранения в объёме поступлении концертных организации и творческих коллективов, осуществляющих деятельность в области академической музыки, значительной доли бюджетного финансирования.
12. Субъекты и этапы реализации Концепции
Субъектами реализации Концепции являются:
министерство культуры Красноярского края;
органы местного самоуправления края;
государственные и муниципальные концертные организации в области академической музыки;
юридические и физические лица, занимающиеся организацией и проведением концертов академической музыки на коммерческой основе;
профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и образовательные организации высшего образования, реализующие те же программы, а также основные образовательные программы высшего образования в области искусств.
Реализация Концепции будет проходить в 2 этапа.
На первом этапе (2020–2021 годы) предусматривается:
анализ наличия, состояния, акустики и технической оснащённости концертных площадок, пригодных для ведения концертной деятельности в области академической музыки, в Красноярске и Красноярском крае;
подготовка предложении о строительстве новых (реконструкции действующих) филармонических концертных залов;
участие во Всероссийском мониторинге деятельности концертных организации и творческих коллективов;
совершенствование системы организации филармонической концертной деятельности.
На втором этапе (2022–2025 годы) предполагается:
использование ранее созданных условии для обеспечения нового качества концертной деятельности в области академической музыки;
разработка мер дальнейшей финансовой и иной поддержки развития в крае концертной деятельности в области академической музыки;
реализация программы строительства новых (реконструкции действующих) филармонических концертных залов.
13. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
увеличение объёма и повышение качества предложения в области академической музыки;
расширение слушательской аудитории концертов академической музыки;
повышение эффективности концертной деятельности за счёт внедрения современных методов менеджмента;
развитие общественных потребностей в академическом искусстве, повышение востребованности высокохудожественного музыкального продукта различными социальными слоями и возрастными группами населения;
развитие рынка Красноярского края в области академического музыкального искусства, повышение конкурентоспособности краевых и муниципальных творческих коллективов на российском и мировом музыкальном рынке;
формирование в крае современной материально-технической и информационной инфраструктуры концертной деятельности;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на оказание поддержки концертной деятельности, в том числе субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Реализация Концепции предусматривает достижение к 2025 году следующих целевых показателей развития в Красноярском крае концертной деятельности в области академической музыки:
увеличение к 2024 году количества слушателей академических концертов по отношению к показателям 2017 года на 15 % (согласно показателю "Увеличение на 15 % числа посещений организаций культуры" Национального проекта "Культура");
повышение в Красноярском крае доли концертных программ, исполняемых приглашёнными солистами и дирижёрами, в том числе молодыми специалистами;
увеличение количества выступлении в Красноярском крае ведущих российских творческих коллективов;
рост числа концертных залов, отвечающих требованиям к проведению концертов академической музыки;
повышение уровня оснащённости Красноярской краевой филармонии необходимыми музыкальными инструментами и техническим оборудованием для создания и показа концертных программ;
увеличение в Красноярском крае количества слушателей интернет-трансляции концертов академической музыки.
В концепцию могут вноситься изменения по мере социально-политических и экономических изменений в Красноярском крае.