Правовые акты Красноярского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Распоряжение Правительства Красноярского края от 31.10.2022 N 814-п "Об утверждении Стратегии развития экспорта Красноярского края до 2030 года"

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

31.10.2022

г. Красноярск

N 814-р

 

 

1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года", утвердить Стратегию Красноярского края по обеспечению благоприятных условий для развития экспорта товаров, работ и услуг до 2030 года согласно приложению.

2. Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

 

 

 

Первый заместитель

Губернатора края –

председатель

Правительства края                                                 Ю.А. Лапшин

 

 


 

 

 

Приложение

к распоряжению Правительства

Красноярского края

от 31.10.2022 N 814-р

 

 

Стратегия Красноярского края по обеспечению благоприятных условий

для развития экспорта товаров, работ и услуг до 2030 года

 

1. Общие положения

 

Стратегия Красноярского края по обеспечению благоприятных условий для развития экспорта товаров, работ и услуг до 2030 года (далее – Экспортная стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Красноярского края, а также задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", целей и задач национальных проектов "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы" и других национальных проектов в части развития экспортной деятельности, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п (далее – Стратегия социально-экономического развития), Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае".

Экспортная стратегия определяет основные приоритеты, цели и задачи по развитию экспорта, решения и способы их эффективного достижения.

При разработке проекта Экспортной стратегии использовался комплексный подход, учитывались текущее состояние и тенденции развития экспорта в России с учетом региональных особенностей развития и размещения ключевых проектов.

В рамках подготовки проекта Экспортной стратегии принимался во внимание макроэкономический и геополитический контекст, были сформированы прогнозы развития с учетом поставленных приоритетов и показателей, заложенных в долгосрочные прогнозы Российской Федерации и Красноярского края.

Целью Экспортной стратегии является создание благоприятных условий для развития экспорта Красноярского края.

Приоритетными направлениями развития экспорта Красноярского края являются:

экспорт несырьевых неэнергетических товаров, преимущественно: продукции агропромышленного комплекса, продукции лесопромышленного комплекса (за исключением необработанной древесины);

экспорт промышленной продукции;

экспорт товаров, работ услуг субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП);

экспорт услуг (медицинских, образовательных, туристических, инжиниринговых, услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и других).

Для достижения цели Экспортной стратегии необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

1. Увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции и услуг, числа организаций экспортеров.

2. Формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта.

3. Обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки.

Механизмы реализации целей и задач развития экспортной деятельности Красноярского края учитывают позитивный зарубежный опыт, а именно такие инструменты как развитие государственно-частного партнерства для формирования инфраструктуры, необходимой для международного бизнеса, совершенствование нормативной правовой базы в части развития экспортной деятельности, разработка стратегий развития экспорта для ключевых кластеров, развитие долгосрочных отношений со странами – стратегическими партнерами, формирование системы международного маркетинга региона.

Ключевые ценности Экспортной стратегии: синергетический эффект и экономическое развитие субъектов МСП, фокусирование на целевых кластерах и рынках, поддержка и защита интересов компаний, где основная роль органов власти регионального уровня – помощь в поиске партнеров, развитие межрегионального взаимодействия и международного сотрудничества.

Реализация Экспортной стратегии может сопровождаться следующими рисками:

снижение деловой активности экспортно ориентированных организаций ввиду изменения геополитической обстановки в мире, экономической обстановки и тенденции к дестабилизации (инфляционные процессы, рост процентных ставок по кредитам, нестабильность рыночной конъюнктуры), снижения спроса на услуги, падение общих доходов населения;

макроэкономический риск: сокращение объемов бюджетных ассигнований федерального, краевого бюджетов на финансирование строительства объектов, расположенных на территории Красноярского края и частных инвестиций на развитие экономического потенциала Красноярского края. Риск является существенным и может быть частично минимизирован посредством определения приоритетов для первоочередного финансирования, а также уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Экспортной стратегии, в зависимости от достигнутых результатов;

изменение федерального законодательства и необходимость формирования в связи с этим дополнительной нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию Экспортной стратегии. Это может привести к увеличению сроков или изменению условий реализации мероприятий Экспортной стратегии. В целях минимизации воздействия риска необходимо проводить мониторинг изменений федерального законодательства.

 

2. Анализ текущего состояния экспорта в Красноярском крае

 

Красноярский край – активный участник внешней торговли, по итогам 2020 года занял 10 место в России по доле внешнеторгового оборота. Экспорт имеет большое значение для развития экономики Красноярского края, способствует росту валового регионального продукта.

Состояние социально-экономического развития Красноярского края в части экспорта в 2021 году характеризовалось положительной динамикой. Объем экспорта Красноярского края за 2021 год увеличился на 12,6 % по сравнению с показателем 2020 года и составил 7,2 млрд долларов США (в страны дальнего зарубежья – 6,97 млрд долларов США, страны СНГ – 0,3 млрд долларов США), при этом физический объем поставок товаров в экспорте практически не изменился (снижение на 0,1 %) и составил 6,7 млн тонн.

За 2021 год экспорт товаров осуществлялся в 88 стран мира (за 2020 год – в 89 стран). Около 70 % стоимостного объема экспорта обеспечила торговля с Китаем, Нидерландами, Германией, Турцией и США.

 

Таблица 1. Экспорт по странам – основным торговым партнерам по итогам 2021 года

 

Страна

Стоимость, тыс. долларов США

Уд. вес,

 %

2021г.

в % к 2020г.

Всего

7 201 817.3

100.0

112.6

в том числе:

Китай

2 034 301.9

28.2

132.4

Нидерланды

1 018 065.6

14.1

55.4

Германия

889 095.8

12.3

169.7

Турция

611 390.5

8.5

146.4

Соединенные штаты

477 900.4

6.6

в 3.5 раза

Корея, республика

314 451.0

4.4

80.3

Япония

156 818.9

2.2

136.0

Норвегия

149 808.2

2.1

218.9

Италия

139 697.6

1.9

106.7

Греция

120 998.5

1.7

185.8

Прочие

1 289 288.9

18.0

 

Большую долю экспорта Красноярского края составляют алюминий и его сплавы, медь рафинированная и пиломатериалы.

Ведущее положение во внешней торговле Красноярского края занимают несколько крупных промышленных предприятий, таких, как публичное акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", общество с ограниченной ответственностью "КраМЗ", акционерное общество "Полюс Красноярск", акционерное общество "Русал Красноярск", открытое акционерное общество "Красцветмет", акционерное общество "Новоенисейский лесохимический комплекс", акционерное общество "Лесосибирский ЛДК N 1".

За 2021 год стоимостной объем экспорта металлов и изделий из них составил 3 741,8 млн долларов США и по сравнению с 2020 годом уменьшился на 142,7 млн долларов США (на 3,7 %) преимущественно за счет значительного снижения поставок меди и алюминия в Нидерланды. При этом существенно вырос экспорт алюминия в Китай, Турцию, США, Тайвань (Китай), Мексику.

Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий составил 1 067,5 млн долларов США и увеличился на 242,4 млн долларов США (на 29,4 %) в основном за счет увеличения стоимости поставок лесоматериалов обработанных в Китай, Египет, Узбекистан, а также роста поставок лесоматериалов необработанных в Китай, древесины топливной в Данию.

Стоимостной объем экспорта минеральных продуктов составил 921,3 млн долларов США и увеличился на 431,8 млн долларов США (в 1,9 раза) прежде всего за счет роста поставок концентратов драгоценных металлов, концентратов свинцовых и цинковых, угля каменного в Китай.

Поставки химической продукции в стоимостном объеме увеличились на 131,9 млн долларов США (на 35,5 %, прежде всего, за счет увеличения поставок продуктов неорганической химии в Китай и Республику Корея) и составили 503,2 млн долларов США.

 

 

Таблица 2. Динамика объема экспорта важнейших товаров за 2021 год

 

Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС

Нaименовaние товaрa

Уд. вес в общем экспорте, %

2021 г.

в % к 2020 г.

7601

Алюминий необработанный

29.9

136.2

7403

Медь рафинированная и сплавы медные необработанные

20.8

66.8

4407

Лесоматериалы распиленные

12.3

128.5

28

Продукты неорганической химии

5.6

142.3

260700000

Руды и концентраты свинцовые

5.0

141.9

2616900000

Руды и концентраты драгоценных металлов прочие

4.6

217.5

4403

Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные

1.3

120.3

2608

Руды и концентраты цинковые

1.1

в 14.7 раза

4002

Каучук синтетический и фактис

1.0

203.4

2709

Нефть сырая и нефтепродукты

0.8

145.4

На товары, приведенные в таблице, пришлось более 82 % стоимостного объема экспорта.

В торговле со странами дальнего зарубежья экспорт представлен в основном металлами и изделиями из них (преимущественно алюминий необработанный и изделия из алюминия, медь) – 54,0 % от общего стоимостного объема экспорта товаров в страны дальнего зарубежья (уменьшение стоимости поставок по сравнению с 2020 годом на 3,7 %), древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями – 14,2 % (рост на 27,6 %), минеральными продуктами (концентраты драгоценных металлов, концентраты свинцовые и цинковые, уголь каменный) – 13,3 % (увеличение в 1,9 раза).

По сравнению с 2020 годом существенно увеличились физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья алюминия необработанного – на 10,3 %, концентратов драгоценных металлов – на 33,3 %, концентратов свинцовых – на 17,3 %, концентратов цинковых – в 9,9 раза, угля каменного – в 2,7 раза, лесоматериалов необработанных – на 15,4 %, каучука синтетического – на 18,9 %. Вместе с тем сократились физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья меди – в 2,1 раза, продуктов неорганической химии – на 3,0 %, пшеницы – на 28,0 %, лесоматериалов обработанных – на 10,2 %, нефти сырой и нефтепродуктов сырых – на 9,8 %, древесины топливной – на 1,7 %.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ древесина и целлюлозно-бумажные изделия составили 28,9 % от общего стоимостного объема экспорта в страны СНГ (увеличение по сравнению с 2020 годом в 1,5 раза), прочие изделия из драгоценных металлов – 26,9 % (уменьшение на 6,9 %), машиностроительная продукция (холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование) – 17,5 % (сокращение на 6,1 %), продукция химической промышленности (фармацевтическая продукция, продукты неорганической химии, органические химические соединения, пластмассы и изделия из них) – 5,4 % (рост на 25,1 %), металлы и изделия из них – 4,5 % (увеличение на 5,1 %).

Ведущее положение во внешней торговле Красноярского края занимают несколько крупных промышленных предприятий, таких, как публичное акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", открытое акционерное общество "КраМЗ", акционерное общество "Полюс Красноярск", акционерное общество "Русал Красноярск", открытое акционерное общество "Красцветмет", акционерное общество "Новоенисейский лесохимический комплекс", акционерное общество "Лесосибирский ЛДК N 1",

Доля несырьевого неэнергетического экспорта в суммарном объеме экспорта Красноярского края в 2021 году составила 85 %.

При этом 13 % объема несырьевых неэнергетических экспортных поставок приходится на экспорт товаров субъектами МСП Красноярского края.

Количество экспортеров среди субъектов МСП составляет 91 % от общего количества экспортеров.

 

Таблица 3. Экспорт основных товаров в разрезе стран дальнего зарубежья и стран СНГ (миллионов долларов США, в фактически действовавших ценах)

 

Нaименовaние товaрa

2020

2021

1

2

3

Экспорт – всего

6370,6

7164,7

в том числе:

 

 

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

74,0

35,8

минеральные продукты

489,6

888,5

продукция химической промышленности, каучук

347,4

503,0

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,1

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

824,8

1067,2

текстиль, текстильные изделия и обувь

1,1

1,4

металлы, драгоценные камни и изделия из них

4299,1

4338,4

машины, оборудование и транспортные средства

326,1

319,1

другие товары

8,5

11,2

Экспорт – всего

6103,1

6862,1

в том числе:

 

 

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

60,4

31,5

минеральные продукты

488,0

884,5

продукция химической промышленности, каучук

334,4

486,7

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,0

0,0

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

767,7

979,7

текстиль, текстильные изделия и обувь

0,4

0,8

металлы, драгоценные камни и изделия из них

4182,1

4211,4

машины, оборудование и транспортные средства

269,6

266,1

другие товары

0,4

1,4

Экспорт – всего

267,5

302,6

в том числе:

 

 

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

13,6

4,3

минеральные продукты

1,5

4,0

продукция химической промышленности, каучук

13,0

16,3

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

0,1

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

57,1

87,5

текстиль, текстильные изделия и обувь

0,7

0,6

металлы, драгоценные камни и изделия из них

116,9

127,0

машины, оборудование и транспортные средства

56,5

53,0

другие товары

8,1

9,9

 

Доля несырьевого неэнергетического экспорта в суммарном объеме экспорта Красноярского края в 2021 году составила 85 %.

При этом 13 % объема несырьевых неэнергетических экспортных поставок приходится на экспорт товаров субъектами МСП Красноярского края.

Доля экспортеров из числа субъектов МСП Красноярского края составляет 91 % от общего количества экспортеров.

 

3. Анализ потенциала развития экспорта Красноярского края.

Приоритетные направления развития экспорта Красноярского края

 

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития, одной из задач долгосрочного развития Красноярского края является рост масштабов экспортной деятельности, в том числе развитие несырьевого экспорта, с целью более полного использования потенциала внешних рынков для развития производственного комплекса Красноярского края.

Конкурентными преимуществами Красноярского края являются:

высокий уровень индустриального развития;

высокая инвестиционная активность;

многоотраслевая система высшего образования и научно-исследовательских учреждений;

богатый природно-ресурсный потенциал;

выгодное географическое и геополитическое положение в системе международных связей;

развитый топливно-энергетический комплекс;

высокий уровень развития сельского хозяйства;

развитая транспортно-коммуникационная инфраструктура центрального и южного районов края;

развитый строительный комплекс.

Ведущими отраслями промышленности Красноярского края являются чёрная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, машиностроение и металлообработка, горнодобывающая, лесная, деревообрабатывающая, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Основные предпосылки развития экспорта края также определены Стратегией социально-экономического развития, к ним относятся:

развитие обрабатывающей промышленности;

создание системы глубокой переработки местных запасов сырья и ресурсов с целью дальнейшего экспорта готовой продукции;

стимулирование предприятий машиностроительного комплекса;

повышение технологической конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности;

внедрение инновационных разработок, повышение доли инновационной составляющей в общем объеме экспортируемых товаров и услуг.

В настоящее время реализуется ряд экспортно ориентированных проектов:

внедрение Системы российского производства "Радиус". Внедрение системы "Радиус" – автоматизированной системы диспетчерского контроля "Горный диспетчер" для шахт "Кызыл-алма" и "Разведочная" Ангренского рудоуправления акционерного общества "Алмалыкский ГМК" (проектные работы, разработка технической документации, изготовление, поставка оборудования системы, монтажные, наладочные работы, шахтные испытания, ввод в эксплуатацию системы, обучение технического персонала);

развитие изотопного производства Акционерное общество "Производственное объединение "Электрохимический завод" (увеличение объемов производства и расширение ассортимента изотопной продукции. Увеличение выручки предприятия, снижение себестоимости изотопной продукции, срок реализации до 2025 года);

производство горнорудного оборудования акционерного общества "Спецтехномаш" (оборудование для сортировки грохочения, сепарации, промывки, измельчения, размалывания, смешивания или перемешивания грунта, камня, руд и других минеральных ископаемых в твердом состоянии).

Красноярский край также относится к ведущим регионам лесной отрасли страны. Ключевой задачей государственной политики в сфере лесной отрасли является максимально эффективное использование лесосырьевой базы в экспортной деятельности. Основными видами продукции деревообработки являются пиломатериалы и древесные топливные гранулы, которые с территории Красноярского края отправляются на экспорт.

Красноярский край по итогам 2021 года занял 2 место по выпуску пиломатериалов и 3 место по выпуску пеллет среди субъектов Российской Федерации. В 2021 году на территории края осуществлен выпуск 5,23 млн куб. м пиломатериалов и 293,5 тыс. тонн пеллет. Предприятиями края экспортировано 4,96 млн куб. м (или 94,8 % от произведенного объема в 2021 году) пиломатериалов и 248,3 тыс. тонн пеллет (или 84,6 % от произведенного объема в 2021 году).

Таким образом, большая часть предприятий лесного комплекса Красноярского края ориентированы на экспорт или же осуществляют поставки лесной продукции за рубеж через посредников.

На территории Красноярского края реализуется 8 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В рамках данных проектов введены в эксплуатацию производства пиломатериалов, строганых пиломатериалов, фанеры, топливных брикетов, карандашей, пеллет, погонажных изделий, комплектов каркасно-панельного домостроения:

"Биотехнологический комплекс по глубокой переработке древесины в Богучанском районе Красноярского края" (акционерное общество "Краслесинвест" реализует проект с 29.01.2008. В рамках проекта осуществлен запуск производства пиломатериалов и пеллет. В планах у предприятия организовать выпуск целлюлозы);

"Создание лесоперерабатывающего производства в городе Кодинске" (общество с ограниченной ответственностью "АНГАРА ЛЕС" реализует проект с 09.10.2017. В рамках проекта осуществлен запуск производства пиломатериалов, пеллет и строганных пиломатериалов);

 "Строительство лесоперерабатывающего производства и организация выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью в Красноярском крае на общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (компания реализует проект с 24.01.2022. В рамках проекта запланировано осуществить запуск пиломатериалов и пеллет);

"Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края" (общество с ограниченной ответственностью "Кодинская ЛПК" реализует проект с 10.03.2020. В рамках проекта осуществлен запуск производства пиломатериалов, пеллет);

"Организация лесоперерабатывающего производства в п. Чемдальск, Красноярского края" (общество с ограниченной ответственностью "Красноярский Центр Строительства" реализует проект с 16.06.2017. В рамках проекта осуществлен запуск производства пиломатериалов);

"Создание и развитие фанерного комбината в городе Сосновоборск Красноярского края" (общество с ограниченной ответственностью "КРАСФАН" реализует проект с 23.08.2018. В рамках проекта осуществлен запуск производства фанеры, древесных топливных брикет);

"Создание целлюлозного комбината в Енисейском районе Красноярского края" (общество с ограниченной ответственностью "Тайга" реализует проект с 21.04.2020. В рамках проекта запланировано осуществить запуск производства целлюлозы);

"Создание производства комплектов каркасно-панельного домостроения в городе Минусинске" (общество с ограниченной ответственностью "ФорТрейд" реализует проект с 15.11.2016. В рамках проекта осуществлен запуск производства пиломатериалов, комплектов каркасно-панельного домостроения, погонажных изделий, пеллет и древесных топливных гранул).

В настоящее время на территории края 8 проектов завершили реализацию. В рамках завершенных проектов были созданы и запущены в эксплуатацию заводы по производству пиломатериалов, клееной строганой продукции, пеллет, фанеры и мебели.

Красноярский край обладает потенциалом для расширения поставок сельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки. Системный подход к налаживанию каналов сбыта даст возможность даже небольшим хозяйствам выйти на экспорт. Кроме того, с 2020 года начато строительство заготовительных пунктов дикорастущего сырья в Ермаковском, Каратузском, Шушенском и Идринском районах края, что позволит увеличить объемы сбора и реализации дикорастущей продукции, в том числе и на экспорт.

В Шарыповском районе Красноярского края акционерное общество "Сибагро Биотех" реализует проект, который позволит производить новые виды продукции с высокой добавленной стоимостью. До 70 % произведенной готовой продукции (PLA и клейковины) будет реализовано на экспорт.

Имеется потенциал для развития экспорта медицинских, туристических, образовательных, строительных, телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг.

Так, с 2019 года в рамках национального проекта "Здравоохранение" реализуется региональный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" (сроки реализации проект: 2019–2024 гг.) В реализации принимают участие четыре учреждения здравоохранения (экспортеры): федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии"; краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница"; краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича"; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА".

Кроме того, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет" заключены соглашения о международном сотрудничестве с организациями из 43 стран. Реализуются образовательные программы на английском языке, совместные программы с вузами Германии и Италии.

Обучаются иностранные студенты, слушатели и стажеры из 53 стран мира (СНГ, Ближний Восток, Африка, Европа, Латинская Америка, Азия), на регулярной основе приезжают на обучение студенты из Германии, Испании, КНР, Чехии.

Открытое акционерное общество "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова", публичное акционерное общество "Химико-металлургический завод" выступают не только экспортерами товаров, но также оказывают услуги по переработке товаров.

В условиях истощения сырьевой базы в Западной Сибири и европейской части России имеющиеся ресурсы углеводородов и географическое положение края, реализация новой экономической политики в развитии территории Сибири и российской Арктики, строительство новых транспортных коридоров на территории Сибири и Дальнего Востока и развитие новых транспортно-коммуникационных связей являются основой для развития экспорта с ориентацией на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Реализация проекта "Красноярская технологическая долина" позволит создать в крае производства по глубокой переработке алюминия, машиностроительные предприятия и выпуск технологичной продукции, способной конкурировать и на мировом рынке.

Расширение присутствия Красноярского края на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с региональной специализацией в глобальной научно-технологической сфере создает предпосылки по выходу на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг специализированного программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, в космической и туристической сферах.

Красноярский край также обладает богатым культурным потенциалом, что в свою очередь, создает условия для развития международного туризма, в том числе сельского туризма с вовлечением северных территорий Красноярского края и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

К основным товарам и услугам, на которых возможна экспортная специализация северных и арктических территорий Красноярского края относится продукция арктического агропромышленного комплекса, охоты, рыболовства, дикоросы, сувенирные традиционные изделия, туристические услуги (рыба, продукция оленеводства, охоты, дикоросы, сувенирная продукция в виде традиционных изделий и др.) на региональные, российские и международные рынки.

Создание благоприятных условий для выхода на международные рынки продукции и услуг субъектов МСП внесет вклад в развитие приоритетных отраслей края (инвестиционные экспортно ориентированные проекты указаны в приложении 1), а также позволит достичь целевые показатели Экспортной стратегии до 2030 года (приложение 2).

 

Таблица 4. Вклад субъектов МСП по отраслям, несырьевой неэнергетический экспорт

 

Наименование показателя

Экспорт товаров промышленного комплекса (ТНВЭД 7601, 7604, 7610)

Экспорт товаров лесопромышленного комплекса (ТНВЭД 4407, 4411, 4421)

Экспорт сельскохозяйственной продукции (ТНВЭД 10, 1514, 1205)

1

2

3

4

Базовый показатель развития отрасли (млн долл. США за 2021 год), в том числе:

2208,3

896

24,6

Базовый вклад МСП в развитие отрасли (млн долл. США за 2021 год)

3,05

613,50007

21,2

Целевой показатель развития отрасли (млн долл. США за 2024 год), в т.ч.:

2062,9

803,3

69,4

Целевой вклад МСП в развитие отрасли (млн долл. США за 2024 год)

1,9

553,1

64,0

 

В целях улучшения эффективности международного экономического сотрудничества Красноярского края в условиях развивающегося санкционного давления, в рамках исполнения указа Губернатора Красноярского края от 18.04.2022 N 111-уг "О мерах по развитию внешнеэкономической деятельности Красноярского края", Правительством Красноярского края совместно с научным сообществом сформированы приоритетные направления внешнеэкономической деятельности Красноярского края:

развитие внешнеэкономической деятельности Красноярского края, совершенствование взаимодействия с иностранными инвесторами зарубежных стран;

расширение присутствия Красноярского края на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с региональной специализацией в глобальной научно-технологической сфере, в том числе:

выход на новые рынки высокотехнологичных товаров и услуг специализированного программного обеспечения, образовательных и интеллектуальных услуг, услуг в космической и туристической сферах,

обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию;

комплексная поддержка экспортно ориентированных предприятий Красноярского края, достижение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, в том числе:

содействие созданию в Красноярском крае производства конечной продукции с иностранным участием,

поощрение формирования кооперационных связей региональных производителей с иностранными компаниями, обладающими выходом на зарубежные рынки третьих стран,

повышение технологического уровня региональных компаний с целью развития производства,

позиционирование региональной продукции на зарубежных рынках,

усиление позиций на рынках сырьевых товаров, превращение Красноярского края в крупнейшего экспортера товаров и услуг, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой сырьевых ресурсов;

интеграция Красноярского края в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала экономики Сибири, создание новых логистических узлов, обеспечивающих увеличение доли грузовых перевозок в рамках внешней торговли;

повышение роли Красноярского края в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки, развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой;

развитие международного туризма, в том числе сельского туризма, с вовлечением северных территорий края и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

совершенствование инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Красноярского края;

формирование системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности и положительного международного имиджа Красноярского края.

Определен комплекс мероприятий, направленных на снижение барьеров для развития экспорта в части устранения логистических ограничений. В частности, прорабатывается вопрос по строительству железнодорожной ветки Курагино – Кызыл – Урумчи и открытию в городе Красноярске таможенного поста для подакцизной продукции.

 

4. Анализ основных внутренних и внешних барьеров, препятствующих развитию экспорта Красноярского края

 

К основным внутренним и внешним барьерам, препятствующим развитию экспорта Красноярского края, относятся:

внешние:

наличие политических рисков (внутренний протекционизм, санкционное давление, нестабильность политической обстановки в ряде стран мира);

недостаточная информированность потенциальных потребителей на внешних и внутренних рынках о производимых на территории региона продуктах и оказываемых услугах;

сложности с оформлением разрешительной документации, сертификацией и омологацией, дополнительные издержки на адаптацию продукции с учетом требований региональных рынков;

различия в законодательстве с иностранными государствами;

дисбаланс ставок таможенных пошлин на ввоз готовой продукции и комплектующих изделий;

проблемы международной защиты авторских прав на продукты и технологии;

риски неплатежей, связанные с неоднородностью правового поля;

отсутствие (несовместимость систем) электронного документооборота в ряде стран экспорта;

глобальный экономический кризис, вызванный сложившейся в мире эпидемиологической ситуацией;

внутренние:

территориальная удаленность от основных международных рынков, недостаточная развитость транспортно-логистической инфраструктуры, значительная составляющая транспортных расходов в структуре конечной цены;

недостаток доступной информация для масштабного анализа зарубежных рынков;

недостаточный уровень квалификации персонала предприятий-экспортеров, языковые и культурные барьеры;

недостаточная осведомленность экспортно ориентированных организаций о существующих мерах поддержки внешнеэкономической деятельности, низкий уровень развития двусторонних коммуникаций между экспортерами и зарубежными торговыми представительствами Российской Федерации;

недостаток доступного финансирования экспортных проектов (как со стороны институтов финансовой поддержки, так и со стороны конечных заказчиков продукции).

 

5. Механизмы снижения препятствий для выхода организаций экспортеров на зарубежные рынки

 

К механизмам снижения препятствий для выхода организаций экспортеров на зарубежные рынки относятся:

создание и развитие инфраструктуры поддержки и продвижения экспорта, предусматривающей, в том числе, создание представительств Красноярского края за рубежом;

создание и развитие механизмов продвижения товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательства за рубежом;

создание условий для обеспечения международной конкурентоспособности товаров (работ, услуг), производимых на территории Красноярского края, в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;

совершенствование взаимодействия с иностранными инвесторами;

обеспечение организационно-финансовой поддержки производства и экспорта высокотехнологичных товаров и услуг;

содействие привлечению необходимых компетенций и технологий через производственную кооперацию;

формирование и развитие гибкой системы финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта, включая расширенное предэкспортное, экспортное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки на региональном уровне;

устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного, автомобильного, авиационного и морского транспорта, в том числе интеграция Красноярского края в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала экономики Сибири, создание новых логистических узлов, обеспечивающих увеличение доли грузовых перевозок в рамках внешней торговли;

внедрение Стандарта по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности Российской Федерации (Регионального экспортного стандарта 2.0);

создание и развитие механизмов популяризации экспортной деятельности среди экономически активного населения и молодежи Красноярского края, а также реализация региональной экспортной программы Красноярского края;

комплексная поддержка экспортно ориентированных предприятий Красноярского края, достижение конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

содействие созданию в Красноярском крае производства конечной продукции с иностранным участием;

поощрение формирования кооперационных связей региональных производителей с иностранными компаниями, обладающими выходом на зарубежные рынки третьих стран;

повышение технологического уровня региональных компаний с целью развития производства;

позиционирование региональной продукции на зарубежных рынках;

повышение роли Красноярского края в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов, включая расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатский рынки, развитие экспорта услуг, связанных с энергетикой;

формирование системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности и положительного международного имиджа Красноярского края.

 

5.1. Приоритетные мероприятия, направленные на снижение и устранение барьеров для развития экспорта в Красноярском крае

 

Приоритетными направлениями в части снижения и устранения барьеров для развития экспорта в Красноярском крае являются:

1. Устранение логистических ограничений:

подготовка предложений по развитию новых логистических схем (включая автотранспортный коридор Красноярск – Кызыл – Урумчи и Красноярск – Лесосибирск – Дудинка – Азия);

реализация инвестиционного проекта по созданию транспортного коридора "Дорога в Азию" (создание комплексной транспортной инфраструктуры, соединяющей Юго-Восточную Азию с Северным морским путем, строительство железнодорожной ветки через территорию Енисейской Сибири в Монголию и Китай);

развитие авиасообщения между Красноярском и зарубежными странами;

подготовка предложений в адрес Правительства Российской Федерации о включении города Красноярска в федеральный проект "Транспортно-логистические центры" с созданием транспортно-логистического центра и строительства ж.-д. ветки ст. Бугач – Аэропорт Красноярск;

создание международного транспортно-логистического и производственного хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка.

Создание транспортного хаба будет иметь три составные части: пассажирский транзитный хаб, грузовой транзитный авиахаб и транспортно-логистический центр. Основной частью станет создание магистральной инфраструктуры международного аэропорта Красноярск и аэропорта Черемшанка (реконструкция рулежной дорожки, строительство грузопассажирской железнодорожной ветки к аэропорту Красноярск, а также реконструкция перронов и искусственной взлетно-посадочной полосы).

Создание транспортно-логистического центра направлено на развитие мультимодальных перевозок и интеграцию с авиахабом в части ввоза потребительских товаров для жителей Сибирского федерального округа, экспорта 45 видов сырья (лес, медь, алюминий, углехимия, драгметаллы), экспорта готовой продукции "высоких переделов" (фармацевтическая продукция, электротехника).

Оказываемые услуги терминала – это обработка грузов, складское хранение (включая крытое и рефрижераторное), стоянка тягачей и автоплатформ, обслуживание и ремонт автотехники, организация первой и последней мили. Годовая мощность составляет 800 тыс. ДФЭ.

2. Развитие инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности:

развитие Центра поддержки экспорта Красноярского края, созданного в структуре автономной некоммерческой организации "Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания";

cоздание и развитие структурного подразделения Центра поддержки внешнеэкономической деятельности "Енисейская Сибирь" и обеспечение присутствия Красноярского края на зарубежных рынках путем создания представительств Красноярского края и Торгового дома "Енисейская Сибирь" (преимущественно в странах Азии).

3. Развитие системы финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта:

установление сотрудничества между особой экономической зоной "Технологическая долина" и особыми экономическими зонами Китайской Народной Республики;

разработка концепции экономического коридора "Енисейская Сибирь – западная Монголия – Китай";

развитие некоммерческой организации "Государственный фонд развития промышленности Красноярского края" в целях поддержки субъектов бизнеса в промышленной отрасли.

4. Проведение комплекса мероприятий по расширению деловых связей субъектов предпринимательства, зарегистрированных в Красноярском крае, с потенциальными зарубежными контрагентами.

5. Создание и развитие механизмов продвижения товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательства, зарегистрированных в Красноярском крае, за рубежом:

организация комплекса мероприятий по расширению деловых связей Красноярского края с потенциальными зарубежными контрагентами;

формирование и реализация программы позиционирования и развития бренда "Енисейская Сибирь" в иностранных государствах.

 

6. Меры государственной поддержки развития экспорта.

Мероприятия по созданию и развитию экспортной инфраструктуры

 

Указом Губернатора Красноярского края от 29.07.2021 N 227-уг создан Совет по развитию экспорта Красноярского края при Губернаторе Красноярского края, который обеспечивает:

создание благоприятных условий для развития экспорта Красноярского края;

взаимодействие органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, общественных организаций и объединений предпринимателей Красноярского края, организаций, осуществляющих и планирующих экспорт товаров, работ, услуг, зарегистрированных на территории Красноярского края.

Ключевым элементом созданной в Красноярском крае инфраструктуры поддержки экспортно ориентированных предприятий является Центр поддержки экспорта Красноярского края, созданный в структуре автономной некоммерческой организации "Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания" (далее – ЦПЭ). ЦПЭ оказывает услуги для субъектов МСП Красноярского края, готовых вывести свою продукцию на зарубежные рынки.

Экспортеры из числа крупного и среднего бизнеса могут воспользоваться мерами поддержки на федеральном уровне, которые реализуются Минпромторгом России, а также акционерным обществом "Российский экспортный центр", в том числе страхованием экспортных кредитов и инвестиций (Агентство ЭКСАР); финансовой и гарантийной поддержкой (Росэксимбанк); информационно-образовательной поддержкой для выхода на международный уровень торговли Школы экспорта Российского экспортного центра.

При содействии управления внешних связей Губернатора Красноярского края проводятся международные мероприятия с участием представителей бизнеса.

Большую роль в поддержке экспортеров Красноярского края играют общественные объединения предпринимателей и отраслевые союзы.

В частности, негосударственная некоммерческая организация Союз "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата" оказывает квалифицированную помощь по внешнеэкономической экспертизе для таможенных целей; общественные организации "Деловая Россия", "Опора России", региональное отделение общероссийской организации "Русско-Азиатский союз промышленников и предпринимателей", Красноярская региональная общественная организация "Китайская община" оказывают информационно-консультационную поддержку экспортерам и потенциальным экспортерам Красноярского края.

В городе Красноярске также имеется представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, представительство акционерного общества "Российский экспортный центр", а также располагаются посольства Республики Беларусь, Словацкой Республики, отделение посольства Кыргызской Республики в Российской Федерации, Почетное Консульство Монголии в городе Красноярске и Красноярском крае.

В городе Красноярске находится одно из самых крупных по Сибири и Дальнему Востоку выставочных предприятий – выставочная компания "Красноярская ярмарка". "Красноярская ярмарка" оказывает профессиональную поддержку, выступая соорганизатором и техническим оператором мероприятий, которые проводятся на площадке Международного выставочно-делового центра "Сибирь" Правительством Красноярского края и Администрацией города Красноярска. В числе таких мероприятий Красноярский экономический форум, конгресс "Цветные металлы", Красноярская ярмарка книжной культуры, Ярмарка ремесел, различные краевые конкурсы и многие другие.

Ключевыми программными документами, ставящими конкретные, количественно измеримые задачи в сфере поддержки экспорта, являются:

1. Государственные программы Красноярского края:

государственная программа Красноярского края "Развитие культуры и туризма", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 511-п;

государственная программа Красноярского края "Развитие малого и среднего предпринимательства и инновационной деятельности", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 505-п;

государственная программа Красноярского края "Комплексное территориальное развитие Красноярского края", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2021 N 686-п;

государственная программа Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п.

2. Региональные проекты:

"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";

"Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в рамках федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт";

"Экспорт продукции АПК Красноярского края" в рамках федерального проекта "Экспорт продукции АПК" национального проекта "Международная кооперация и экспорт";

"Развитие экспорта медицинских услуг" в рамках федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг" национального проекта "Здравоохранение";

"Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках федерального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" национального проекта "Производительность труда";

"Системные меры по повышению производительности труда" в рамках федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" национального проекта "Производительность труда".

3. Отраслевые документы:

распоряжение Правительства Красноярского края от 06.05.2020 N 271-р "Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Красноярского края до 2030 года";

распоряжение Правительства Красноярского края от 30.09.2021 N 647-р "Об утверждении отраслевой программы "Развитие машиностроения Красноярского края на 2022–2024 годы";

распоряжение Правительства Красноярского края от 26.11.2021 N 820-р "Об утверждении региональной программы Красноярского края "Развитие экспорта Красноярского края до 2024 года".

В рамках отраслевых программ и проектов предусмотрены следующие меры поддержки экспортно-ориентированным субъектам предпринимательства:

1. Реализация образовательных мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности.

В Красноярском крае сформирована система подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности – на базе высших учебных заведений реализуются образовательные программы в сфере внешнеэкономической деятельности (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет", автономная некоммерческая организация "Сибирский институт бизнеса, управления и психологии", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева"). Обеспечена возможность прохождения ознакомительной практики (стажировки) в системе органа исполнительной власти Красноярского края, ответственного за развитие внешнеэкономической деятельности и ответственного за координацию мер поддержки экспорта, а также в системе инфраструктуры поддержки экcпортно-ориентированных субъектов предпринимательства, а также на предприятиях-экспортерах Красноярского края.

На базе ЦПЭ организовано обучение основам экспортной деятельности, в том числе в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых совместно с акционерным обществом "Российский экспортный центр", по следующим направлениям:

основы экспортной деятельности;

маркетинг как часть экспортного проекта;

эффективная деловая коммуникация для экспортеров;

правовые аспекты экспорта;

финансовые инструменты экспорта;

документационное сопровождение экспорта;

таможенное регулирование экспорта;

логистика для экспортеров;

возможности онлайн-экспорта;

налоги в экспортной деятельности.

В рамках комплексной поддержки предприятий – участников национального проекта "Производительность труда" предусмотрена возможность обучения по программе развития экспортного потенциала "Акселератор экспортного роста" и получения акселерационной поддержки, оказываемой акционерным обществом "Российский экспортный центр".

Также обеспечена возможность участия экспортно ориентированных организаций в реализации акселерационных программ и других комплексных программах ("Инвестиционный лифт", программа менторства и прочее), реализуемых в том числе при участии ЦПЭ.

2. Организация комплекса мероприятий по расширению деловых связей экспортно ориентированных организаций с потенциальными зарубежными контрагентами включает:

организацию бизнес-миссий;

помощь в подготовке компаний к участию в бизнес-миссиях;

организацию экспортно ориентированных организаций в международных выставках;

организация двусторонних переговоров, консультаций по подготовке демонстрационных материалов и ведению переговоров;

другие мероприятия.

3. Развитие международного партнерства в сфере торговли путем включения представителей Красноярского края в состав торгового представительства Российской Федерации, открытия представительств Красноярского края за рубежом в целях представления интересов в иностранном государстве в формате государственно-частного партнерства, межрегиональной кооперации, комиссий, а также взаимодействия с зарубежными представительствами общественных объединений, палат, ассоциаций.

Открытие представительств позволит более эффективно реализовывать существующие меры поддержки экспорта за счет качественного предоставления услуг, обеспечить комплексный подход к реализации акселерационных программ по выводу российского продукта на зарубежные рынки, обеспечить наличие прямых экспортных контрактов, использовать стратегический подход при поиске каналов сбыта, обеспечивающий защиту интеллектуальной собственности и стабильную долгосрочную экспортную деятельность предприятий с постоянным увеличением экспортных объемов, повысить имидж российских продуктов.

Для обеспечения более полного географического охвата целесообразно открытие представительства в Китае.

4. Реализация мероприятий по повышению уровня информированности иностранных граждан о медицинских и туристических услугах, участие туроператоров Красноярского края в конкурсном отборе на получение государственной поддержки организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, организация туристско-рекреационных зон на территории Красноярского края.

5. Оказание мер государственной поддержки экспортерам агропромышленного комплекса и субъектам МСП.

6. Оказание мер финансовой поддержки путем предоставления льготных займов Государственным фондом развития промышленности Красноярского края, а также микрофинансовой организацией Красноярского края, созданной в структуре автономной некоммерческой организации "Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания" (АНО "ККЦРБ МКК"), осуществляющей деятельность в рамках центра "Мой бизнес".

 

7. Перечень стран, в которых целесообразно обеспечить присутствие Красноярского края. Анализ потенциально перспективных зарубежных экспортных рынков

 

Основными внешнеторговыми партнерами Красноярского края по итогам 2021 года являются Китай (19,4 % внешнеторгового оборота), Нидерланды (11,1 %), США (10,2 %), Германия (9,9 %), Турция (7,6 %), Финляндия (4,5 %), Республика Корея (4,5 %), Тайвань (2,6 %), Греция (2,5 %), Япония (2,3 %). Остальные страны составляют 25,4 %.

Учитывая установившиеся связи Красноярского края со странами Азии и стратегический курс России на развитие отношений в этом направлении, в Экспортной стратегии предлагается ряд мер по созданию благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества со странами данного направления, в частности с Китаем. Данное направление внешнеэкономической деятельности является приоритетным.

Существующие тенденции в развитии постоянных контактов Красноярского края с Китаем показывают определенные перспективы местных производителей на этом рынке. В дальнейшем требуется более детальный анализ потенциальных экспортных возможностей Красноярского края.

В среднесрочной перспективе Китай, как и в предыдущие годы, останется основным торговым партнером Красноярского края среди стран Азии.

Китай занимает 1-е место по товарообороту и экспорту товаров из Красноярского края. Объём экспортных поставок в Китайскую Народную Республику составил 908,8 млн долларов США. Объем импорта – 288,7 млн долларов США.

Основные товары экспорта в Китайскую Народную Республику: руды, шлак и зола (доля по стоимости – 35,33 %, доля по массе – 10,84 %); древесина и изделия из нее; древесный уголь (доля по стоимости – 33,47 %, доля по массе – 72,81 %); алюминий и изделия из него (доля по стоимости – 21,52 %, доля по массе – 5,23 %).

 

Таблица 5. Товарная структура экспорта в Китай

 

 

ТНВЭД

Стоимость,

млн долларов

Доля по стоимости, %

Доля по массе,

%

7

2

3

4

26 – Руды, шлак и зола

771,7

35,33%

10,84%

44 – Древесина и изделия из нее; древесный уголь

731,22

33,47%

72,81%

76 – Алюминий и изделия из него

470,13

21,52%

5,23%

SS – Секретный код

126,49

5,79%

0,05%

40 – Каучук, резина и изделия из них

24,62

1,13%

0,25%

27 – Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

21,6

0,99%

8,40%

31 – Удобрения

13,01

0,60%

0,99%

25 – Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

5,94

0,27%

0,96%

12 – Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж

5,2

0,24%

0,20%

10 – Злаки

2,46

0,11%

0,22%

15 – Жиры и масла животного, растительного или микробиологического происхождения и продукты их расщепления; готовые пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

251,06

0,01%

0,00%

22 – Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус

198,52

0,01%

0,00%

72 – Черные металлы

198,35

0,01%

0,02%

84 – Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части

183,93

0,01%

0,00%

39 – Пластмассы и изделия из них

140,83

0,01%

0,00%

85 – Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

68,4

0,00%

0,00%

07 – Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды

48,16

0,00%

0,00%

68 – Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов

42,86

0,00%

0,00%

04 – Молочная продукция; яйца птиц; мед натуральный; пищевые продукты животного происхождения, в другом месте не поименованные или не включенные

30,04

0,00%

0,00%

 

 

 


 

 

 

Приложение N 1

к Стратегии Красноярского края

по обеспечению благоприятных

условий для развития экспорта

товаров, работ и услуг до 2030 года

 

 

Инвестиционные экспортно-ориентированные проекты Красноярского края

 

N п/п

Наименование инициативы

Количество

потенциальных

 экспортеров

Экспортно-ориентированные проекты

Период реализации

1

2

3

4

5

1                     

Организация производства и экспорта сельскохозяйственной и дикорастущей

продукции

162,

13 (реестр экспортеров)

1

до 2030 года

2                     

Реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов

более 90 % предприятий

175 (реестр экспортеров)

8

до 2030 года

3                     

Организация производства и экспорта товаров промышленного комплекса

5,

25 (реестр экспортеров)

3

до 2030 года

4                     

Реализация проектов в сфере здравоохранения

4

4

до 2030 года

5                     

Реализация проектов в сфере туризма

26

6

до 2030 года


 

 

 

Приложение N 2

к Стратегии Красноярского края

по обеспечению благоприятных

условий для развития экспорта

товаров, работ и услуг до 2030 года

 

 

Целевые показатели Стратегии Красноярского края по обеспечению благоприятных условий

для развития экспорта товаров, работ и услуг до 2030 года

 

N п/п

Наименование цели, показателя

Базовое значение, 2020 год

2021 (факт)

2022

2023

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

значение

дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Объем экспорта, всего, млн долларов США

6400

31.12.2020

7276

7431

7963

8666

9894

10235

10576

10918

11259

11600

2

Реальный рост несырьевого неэнергетического экспорта, % к 2020 году

100

31.12.2020

105,2

108,9

116,7

127

145

150

155

160

165

170

3

Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млрд долларов США

5,8

31.12.2020

6,1

6,3

6,8

7,4

8,4

8,7

9,0

9,3

9,6

9,9

4

Объем несырьевого неэнергетического экспорта субъектов МСП, млрд долларов США

0,66

31.12.2020

0,8

0,82

0,88

0,96

1,09

1,13

1,17

1,21

1,24

1,28

5

Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП

572

31.12.2020

644

679

728

775

876

906

936

967

997

1027

6

Количество несырьевых неэнергетических экспортеров, являющихся субъектами МСП, единиц

489

31.12.2020

600

632

677

737

841

870

899

928

957

986

 

Распоряжение Правительства Красноярского края "Об утверждении Стратегии развития экспорта Красноярского края до 2030 года" от 31.10.2022 N 814-п