Правовые акты Красноярского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.12.2024 N 1040-р "Об утверждении плана социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края"

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

09.12.2024

г. Красноярск

N 1040-р

 

 

1.    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 29.02.2024 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", утвердить план социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края согласно приложению.

2.    Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания, но не ранее 1 января 2025 года.

 

 

 

Первый заместитель

Губернатора края –

председатель

Правительства края                                         С.В. Верещагин

 


 

 

 

Приложение

к распоряжению Правительства

Красноярского края

от 09.12.2024 N 1040-р

 

 

План социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края

 

1. Результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития территорий Красноярского края, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации

 

План социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края разработан в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 N 484 (далее – субсидия), учитывая приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 29.02.2024 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации" (далее – Методические рекомендации).

План социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края подготовлен с учетом:

национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";

Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164;

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;

Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645;

целей, задач, приоритетов и направлений развития арктических территорий Красноярского края, установленных в Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п;

Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 03.02.2023 N 81-р.

На территории Красноярского края (далее – край) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" к Арктической зоне Российской Федерации отнесены городской округ город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район и 10 из 23 сельских поселений Эвенкийского муниципального района: поселки Тура, Ессей, Кислокан, Нидым, Суринда, Тутончаны, Учами, Чиринда, Эконда, Юкта (далее – арктические территории края, макрорайон).

Площадь арктических территорий края составляет 1,1 млн кв. км (46,3 % от территории края и 23 % от всей Арктической зоны Российской Федерации) и является второй по размеру среди территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.

Численность населения арктических территорий края по данным Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 224,9 тысячи человек, или 7,9 % от общей численности населения края.

Вклад арктических территорий края в экономику края значителен: более 68 % объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.

Индустриальное лидерство края в российской Арктике обеспечивается как за счет реализации масштабных инвестиционных проектов в Норильском промышленном районе, Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах, так и за счет широты спектра осваиваемых стратегических ресурсов национального масштаба и значения (нефть, газ, цветные металлы, уголь и др.). Большое количество и уникальность месторождений минерально-сырьевых ресурсов обуславливают устойчивый экономический интерес к арктическим территориям края со стороны как российских, так и иностранных инвесторов. При этом разведано гораздо больше месторождений, чем осваивается в настоящее время.

Объем промышленного производства по крупным и средним организациям макрорайона в 2023 году составил 2 006,0 млрд рублей, что составляет 61,4 % от объема отгруженной промышленной продукции по крупным и средним организациям края.

Более половины объема промышленного производства макрорайона (51,3 %) приходится на город Норильск – один из крупнейших центров металлургического производства. Объем промышленного производства по крупным и средним организациям Норильска в 2023 году составил 1028,9 млрд рублей (110,5 % к предыдущему году в действующих ценах), 88,4 % в структуре промышленного производства приходится на обрабатывающее производство.

Промышленное производство Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов представлено в основном добычей полезных ископаемых: объемы промышленного производства данного вида деятельности в 2023 году составили в Туруханском районе 729,1 млрд рублей (105,0 % к предыдущему году в действующих ценах), Эвенкийском муниципальном районе – 122,8 млрд рублей (101,5 %), Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе – 100,5 млрд рублей (96,4 %).

Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций макрорайона в абсолютном значении увеличился с 2019 по 2023 годы более чем в 3 раза – с 186,7 млрд рублей в 2019 году до 576,3 млрд рублей в 2023 году. Основная доля инвестиций приходится на частные вложения капитала, тогда как бюджетные инвестиции занимают 1–2 % от общего объема инвестиций в макрорайоне. В отраслевой структуре инвестиций наибольшую долю занимают вложения в добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства, значительные объемы инвестиций направляются на геологоразведочные работы, транспортировку и хранение. Объемы инвестиций в торговлю и строительство в общих масштабах инвестиций в макрорайоне сравнительно невелики.

Трудовой потенциал макрорайона включает в себя трудовые ресурсы территории и привлекаемую рабочую силу из других муниципальных образований края, регионов Российской Федерации и иностранных государств. В 2023 году среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по макрорайону составляла 135,1 тыс. человек (18,0 % численности работников организаций края по соответствующему кругу организаций), более половины которой приходилось на городской округ город Норильск (63,1 % среднесписочной численности работников макрорайона). Работники организаций преимущественно заняты в таких сферах как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, а также в бюджетной сфере.

Перспективы развития арктических территорий края связаны, прежде всего, с реализацией масштабных инвестиционных проектов крупных ресурсодобывающих и металлургических компаний – развитием имеющегося промышленного потенциала цветной металлургии в результате реализации проектов Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель", формированием на базе Ванкорского кластера, месторождений Эвенкии и в перспективе месторождений Восточно-Таймырского блока крупных центров нефтегазодобычи федерального уровня значимости, разработкой месторождений ценных коксующихся углей Западно-Таймырского угленосного района.

Благодаря развитию транспортного коридора "Енисей – Северный морской путь" как важнейшего моста между Транссибом и Арктикой значительно возрастет роль края в загрузке Северного морского пути и укреплении национального суверенитета в Арктике.

В результате в предстоящие годы произойдет трансформация экономически активного пространства арктических территорий края, основными точками роста которых наряду с традиционным Норильским промышленным районом станут также:

восточная часть Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – в результате освоения месторождений Восточно-Таймырского нефтегазоносного блока, развития Северного морского пути (далее – СМП) и порта Хатанга;

северная часть Туруханского района и западная часть Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – в результате создания Северо-Западного центра нефтегазодобычи и развития транспортного коридора Енисей-СМП.

Перспективы развития в макрорайоне имеет туризм, в том числе экстремальный. Для этого имеется необходимая природная база. Так, в Туруханском районе расположены государственный природный биосферный заповедник "Центральносибирский", легендарный каньон шириной 700 м, Осиновский порог, памятник природы краевого значения Ледоминеральный комплекс "Ледяная гора" – захоронение реликтового льда, самый северный в России сосновый бор, государственный природный заказник федерального значения "Елогуйский", в г. Игарка имеется музей вечной мерзлоты. На территории Эвенкийского муниципального района располагаются государственный природный заповедник "Тунгусский", государственный природный заповедник "Путоранский", государственный природный биосферный заповедник "Центральносибирский", памятник природы краевого значения "Суломайские Столбы", в районе особо охраняемой природной территории государственного природного заказника регионального значения "Озеро Виви" установлена стела, отмечающая географический центр России. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе находится музей мамонта (с. Хатанга) и государственный природный заповедник "Путоранский".

Ключевыми проблемами, накладывающими существенные ограничения на развитие арктических территорий края, являются:

1)        экстремальные природно-климатические условия, крайне неблагоприятные для проживания людей и сельскохозяйственного производства, что приводит к экономически обоснованному оттоку из макрорайона населения старших возрастов на территории с более комфортными условиями для проживания, а также высоким издержкам на оплату труда в целях удержания трудоспособного населения в макрорайоне;

2) низкая плотность населения, значительные расстояния между населенными пунктами и, соответственно, локальность систем их жизнеобеспечения, высокая стоимость коммунальных услуг;

3) низкая транспортная доступность большей части территории, высокие транспортные издержки. Макрорайон практически не имеет автомобильного и железнодорожного сообщения с более южными территориями края. Основное транспортное сообщение происходит по автозимникам, рекам либо при помощи воздушного транспорта;

4) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения арктических территорий края, реализация масштабных инвестиционных проектов, ориентированных преимущественно на добычу природных ресурсов;

5) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров;

6) проживание на территории представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее – КМН), в том числе ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.

По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года на территории края проживают 15,7 тыс. человек из числа КМН, в том числе: долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, шорцы, эвенки, энцы, эвены. Впервые самоопределились как принадлежащие к национальности "эвены (ламуты)" 25 жителей края.

Кроме КМН, на этих территориях проживают представители этнической общности ессейских якутов, которые не относятся к малочисленным народам, но являются коренными жителями Севера, ведущими традиционный образ жизни.

Доля лиц из числа КМН в целом по краю составляет 0,6 % от общего числа населения края, из них более 90 % проживают в трех муниципальных образованиях Северного макрорайона: Таймырском Долгано-Ненецком, Эвенкийском и Туруханском районах.

В связи с этим необходимо применение особых подходов к гармоничному сочетанию индустриального развития и традиционного уклада жизни КМН, минимизации экологического вреда от промышленного освоения территорий, оказанию представителям КМН государственных услуг и мер поддержки традиционной хозяйственной деятельности;

7) низкая емкость потребительского рынка (вахтовые работники тратят основную часть заработка в "домашнем" регионе, КМН слабо интегрированы в экономику макрорайона);

8) высокая чувствительность экологических систем макрорайона к внешним воздействиям; климатические изменения (потепление климата), способствующие возникновению рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды. Большая часть территории относится к зонам вечной мерзлоты. В настоящее время в условиях глобального потепления происходит деградация многолетних мерзлых грунтов, требующая принятия мер по их стабилизации. Во многом по этим причинам, а также из-за малой транспортной связности с остальной территорией края, строительство в макрорайоне сложно и дорого. Ситуация осложняется отсутствием широкой практики внедрения инновационных решений при строительстве инженерных сооружений в условиях Крайнего Севера и Арктики, а также отсутствием гибкого дифференцированного подхода в правовом регулировании, касающемся нормативных требований к возведению объектов капитального строительства.

Следствием таких особенностей является высокая капиталоемкость создания и содержания инфраструктуры для обеспечения проживания населения. В результате в условиях масштабного промышленного освоения арктических территорий края отмечается их инфраструктурная необустроенность, низкий уровень связанности, а также неудовлетворительное состояние большинства объектов жилищно-коммунальной сферы.

За исключением восьми десятков малых населенных пунктов, по большей части этнических, население арктических территорий края, а также экономическая и социальная активности сконцентрированы в городе Норильске и нескольких сравнительно крупных населенных пунктах: городе Дудинке, селах Хатанга и Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, городе Игарка, селе Туруханск и поселке Бор Туруханского района, поселке Тура Эвенкийского муниципального района. Большая часть этих населенных пунктов приближены к местам промышленной деятельности предприятий и играют немаловажную роль в решении общегосударственных стратегических задач.

Несмотря на то, что основной объем промышленной продукции красноярской Арктики, кроме Норильска, создаётся вне населенных пунктов – на добыче сырья – арктические населенные пункты задают рост новым территориям вокруг себя, запускают и поддерживают процесс их освоения. В них концентрируется необходимый набор социальной, бытовой, коммунальной инфраструктуры для вахтовых поселков, технологические услуги для разработки месторождений, требующие близости к производству (геодезия, метеорология, логистический и информационный сервис).

Весьма значимым населенным пунктом, обеспечивающим безопасность государственной границы Российской Федерации в северных широтах, является поселок Диксон. На территории городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района края формируется новый нефтяной минерально-сырьевой центр в Арктике, осуществляется активная реализация масштабных инвестиционных проектов в области освоения месторождений полезных ископаемых, в частности, реализуются такие проекты как "Восток Ойл" и освоение Сырадасайского каменноугольного месторождения с совокупным объемом инвестиций порядка 12 трлн рублей до 2036 года, в рамках которых планируется создать более 85 тыс. новых рабочих мест.

Выделение наиболее важных в стратегическом плане населенных пунктов в Арктике, а также населенных пунктов, обладающих перспективами экономического роста, и оказание им специальных мер государственной поддержки на развитие и модернизацию инфраструктуры, позволит не только обеспечить дополнительный стимул повышения инвестиционной и предпринимательской активности на территории данных населенных пунктов, но и улучшить качество жизни населения, закрепив необходимые для реализации инвестиционных проектов трудовые ресурсы.

 

2. Центры экономического роста арктических территорий края

 

Формирование перечня центров экономического роста арктических территорий края осуществлялось с учетом:

1) Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 03.02.2023 N 81-р;

2) специфики территорий края, отнесенных Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" к Арктической зоне Российской Федерации;

3) специфики территорий Арктической зоны Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены планы или программы социально-экономического развития, в том числе согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 N 3528-р об утверждении Комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск и от 28.11.2023 N 3377-р об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;

4) перечня территорий, указанных в пункте 7 статьи 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С учетом вышеуказанных условий центрами экономического развития арктических территорий края в настоящее время определены город Норильск (с городским поселком Снежногорск), город Дудинка (с входящими в состав городского поселения Дудинка поселками Волочанка, Левинские Пески, Потапово, Усть-Авам, Хантайское Озеро и городом Дудинка) и поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

 

2.1. Информация о центрах экономического роста Арктической зоны края

 

2.1.1. Агломерация Норильск-Дудинка

 

Агломерация Норильск-Дудинка является крупнейшим промышленным центром Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ), который играет важную роль для реализации масштабных инвестиционных проектов публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" и публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" и обеспечения увеличения общего грузопотока по СМП.

Норильск – один из крупнейших по численности населения городов в АЗРФ, а также один из крупнейших экономических центров в России: объем промышленного производства Норильского промышленного района составляет порядка 40 % промышленного производства края и более 1 % промышленного производства России. Дудинка является основным морским портом в крае и опорной базой СМП.

Численность агломерации по состоянию на 2023 год составляла 197,7 тыс. человек (г. Норильск – 177,4 тыс. человек, г. Дудинка 20,3 тыс. человек). Валовый городской продукт (далее – ВГП) агломерации по состоянию на 2023 год составлял 0,9 трлн рублей (76,4 % составляет промышленное производство и добыча полезных ископаемых). С учетом перспектив реализации инвестиционных проектов к концу 2035 года планируется рост численности населения агломерации до 208,8 тысячи человек (на 5,3 %), рост ВГП на 24 % (до 1,1 трлн рублей).

 

2.1.2. Агломерация Диксон

 

Поселок Диксон – единственный населенный пункт и, одновременно, административный центр городского поселения Диксон в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе края, город воинской доблести с самым северным международным морским портом в России, в котором находится один из двух в АЗРФ морских спасательно-координационных центров (далее – МСКЦ), составляющих основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на участках СМП. Кроме того, городское поселение Диксон является территорией реализации крупного логистического и инфраструктурного проекта федерального значения – строительство нефтеналивного терминала "Порт Бухта Север" (в рамках проекта "Восток Ойл").

Численность п. Диксон по состоянию на 2023 год составляла 306 человек. ВГП поселения составляет 2,2 млрд рублей (76 % составляет производственная деятельность).

С учетом перспектив развития поселения как опорной базы СМП к концу 2035 года планируется рост численности агломерации до 900 человек (в 3 раза), рост ВГП в 2,9 раза (до 6,4 млрд рублей).

Наиболее значимыми инвестиционными проектами, реализуемыми на территории городского поселения Диксон, являются:

"Восток Ойл" (включает строительство грузового терминала "Бухта "Север" стоимостью 117 млрд рублей);

Освоение Сырадайского угольного месторождения с общим объемом инвестиций 33,8 млрд рублей, 1,2 тыс. рабочих мест (инвестор – общество с ограниченной ответственностью "Северная звезда").

Реализация указанных проектов позволит существенно нарастить грузопоток по СМП, при этом Диксон будет обеспечивать более половины всего грузооборота СМП к 2030 году.

 

3. Обоснование выбора планируемых к реализации мероприятий плана социального развития центров экономического роста арктических территорий края

 

План социального развития центров экономического роста арктических территорий края разработан с учетом имеющихся механизмов финансирования (консолидированная субсидия из федерального бюджета, государственные программы Российской Федерации, государственные программы края) по 3 центрам экономического роста (городской округ город Норильск, городское поселение город Дудинка, городское поселение Диксон) из числа центров экономического роста, перспективы развития которых определены с учетом реализуемых на их территории ключевых для края и страны инвестиционных проектов.

В целом в плане социального развития центров экономического роста арктических территорий края предусмотрена реализация 5 ключевых инвестиционных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов на сумму 12,6 трлн рублей и 25 мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры на сумму 7,2 млрд рублей.

За счет средств субсидии из федерального бюджета и средств консолидированного бюджета края необходима реализация 5 приоритетных мероприятий в поселке Диксон и городе Дудинке на сумму 917,3 млн рублей.

Перечни мероприятий плана социального развития центров экономического роста арктических территорий края, индикаторов (показателей) их реализации и приоритетных инвестиционных проектов представлены в приложении.

 


 

 

 

Приложение

к плану социального развития центров

экономического роста арктических территорий

Красноярского края

 

 

Перечень мероприятий плана социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края

 

1. Мероприятия, источником финансирования которых являются средства субсидии

 

N п/п

Наименование мероприятия

Месторасположение

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Всего

Источники и объем финансирования, тыс. рублей

средства федерального бюджета

средства консолидированного бюджета Красноярского края

внебюджетные средства

1

2

3

4

5

6

7

8

9

поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

1

Реконструкция водозабора на водохранилище, расположенного на ручье "Портовый" в городском поселении Диксон, с установкой системы очистки воды (пгт. Диксон)

пгт Диксон

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения Диксон*

2025–2026 годы, в том числе по годам реализации

28 646,42

19 741,10

8 905,32

0,00

2025 год

18 266,67

12 786,67

5 480,00

0,00

2026 год

10 379,75

6 954,43

3 425,32

0,00

2

Капитальный ремонт гидротехнического сооружения "Плотина", расположенного на ручье "Портовый" в городском поселении Диксон (пгт Диксон)

пгт Диксон

министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения Диксон*

2025 год

61 793,90

43 255,73

18 538,17

0,00

г. Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

3

Строительство блочно-модульной газовой котельной для нужд очистных сооружений г. Дудинки

г. Дудинка

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

2026 год

94 367,02

63 225,90

31 141,12

0,00

4

Реконструкция сетей самотечной канализации на участке ул. Горького –
 ул. Островского из нижнего яруса в верхний ярус

г. Дудинка

министерство строительства
 и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения город Дудинка*

2026 год

119 689,40

80 191,90

39 497,50

0,00

5

Реконструкция коллекторного хозяйства (тепло-, водоснабжение) г. Дудинки

г. Дудинка

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения город Дудинка*

2026–2027 годы, в том числе по годам реализации

612 772,72

396 937,07

215 835,65

0,00

2026 год

158 751,00

106 363,17

52 387,83

0,00

2027 год

454 021,72

290 573,90

163 447,82

0,00

 

Всего по подразделу

 

 

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

917 269,46

603 351,70

313 917,76

0,00

2025 год

80 060,57

56 042,40

24 018,17

0,00

2026 год

383 187,17

256 735,40

126 451,77

0,00

2027 год

454 021,72

290 573,90

163 447,82

0,00

 

Всего по разделу 1

 

 

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

917 269,46

603 351,70

313 917,76

0,00

2025 год

80 060,57

56 042,40

24 018,17

0,00

2026 год

383 187,17

256 735,40

126 451,77

0,00

2027 год

454 021,72

290 573,90

163 447,82

0,00

 

* Ответственные соисполнители мероприятий, для которых исполнение носит рекомендательный характер.

 

 

2. Иные мероприятия с подтвержденным финансированием, реализуемые в рамках государственных программ Красноярского края, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций

 

N п/п

Наименование мероприятия

Месторасположение

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Всего, тыс. рублей без НДС

Источники и объем финансирования, тыс. рублей

Наименование и реквизиты государственных программ Красноярского края, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций

 

средства федерального бюджета

средства консолидированного бюджета Красноярского края

внебюджетные средства

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

городской округ город Норильск

1

Строительство прямого и обратного трубопроводов теплоснабжения от существующей сети теплоснабжения к потребителям, расположенным на площадке Кайерканского угольного разреза с необходимыми инфраструктурными сооружениями (насосной станцией, трансформаторной подстанцией, кабельной эстакадой) для перевода потребителей с пароснабжения от котельной N 1 на теплоснабжение горячей водой от ТЭЦ-3

г. Норильск

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

666 052,99

0,00

0,00

666 052,99

приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 22.11.2023 N 43-н "О внесении изменений в приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 22.12.2021 N 11-40н "Об утверждении инвестиционной программы акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования г. Норильск на 2022–2025 годы"

2025 год

666 052,99

0,00

0,00

666 052,99

2026 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2027 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2

Реконструкция сооружения "Теплопровод от ТЭЦ-1 до Зубгоры; от Зубгоры до МПЗ" с перекладкой труб теплопровода и переходом с двухтрубной на трехтрубную систему теплоснабжения

г. Норильск

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

3 848 883,76

0,00

0,00

3 848 883,76

2025 год

1 072 112,46

0,00

0,00

1 072 112,46

2026 год

1 393 746,21

0,00

0,00

1 393 746,21

2027 год

1 383 025,09

0,00

0,00

1 383 025,09

3

Реконструкция сооружения "Трасса водоводов и теплосетей от ТЭЦ-2 до основной и вспомогательной площадок рудников "Октябрьский" и "Таймырский" с перекладкой труб теплопровода и переходом с двухтрубной на трехтрубную систему теплоснабжения

г. Норильск

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

2 043 976,84

0,00

0,00

2 043 976,84

2025 год

596 781,56

0,00

0,00

596 781,56

2026 год

731 057,41

0,00

0,00

731 057,41

2027 год

716 137,87

0,00

0,00

716 137,87

4

Реконструкция сооружения "Теплосеть от ТЭЦ-2 до р-ка "Комсомольский" с перекладкой труб теплопровода и переходом с двухтрубной на трехтрубную систему теплоснабжения

г. Норильск

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

2 622 583,47

0,00

0,00

2 622 583,47

2025 год

765 717,80

0,00

0,00

765 717,80

2026 год

938 004,31

0,00

0,00

938 004,31

2027 год

918 861,36

0,00

0,00

918 861,36

5

Реконструкция сооружения "Водоводы от реки Норильской до ТЭЦ-1" (водоводы Ду 500 мм и Ду 1300 мм от р.Норильской до ТЭЦ-1) с изменением трассы трубопроводов

г. Норильск

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

6 213 897,87

0,00

0,00

6 213 897,87

2025 год

1 814 276,75

0,00

0,00

1 814 276,75

2026 год

2 177 132,10

0,00

0,00

2 177 132,10

2027 год

2 222 489,02

0,00

0,00

2 222 489,02

6

Реконструкция сооружения "Трасса водоводов Ду 1200 мм от МПЗ до площадки ТЭЦ-1" (участок водовода с Ду 1000 мм производственной воды от камеры переключения N 5 на Медном заводе до камеры переключения N 7 на оз. Долгое) с изменением трассы трубопроводов

г. Норильск

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

1 407 434,18

0,00

0,00

1 407 434,18

2025 год

410 929,69

0,00

0,00

410 929,69

2026 год

493 115,62

0,00

0,00

493 115,62

2027 год

503 388,87

0,00

0,00

503 388,87

 

город Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

13

Строительство насосной станции I подъема поверхностного водозабора питьевого водоснабжения для подачи исходной воды из оз. Самсонкино на очистные сооружения

г. Дудинка

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

597 178,76

0,00

0,00

597 178,76

приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 01.12.2023 N 45-н "О внесении изменений в приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 01.12.2017 N 482-о "Об утверждении инвестиционной программы АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения города Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, на 2018–2025 годы"

2025 год

597 178,76

0,00

0,00

597 178,76

2026 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2027 год

0,00

0,00

0,00

0,00

14

Строительство очистных сооружений питьевой воды со встроенной насосной II-го подъема и двумя баками запаса чистой воды

г. Дудинка

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

3 185 275,51

0,00

0,00

3 185 275,51

2025 год

662 324,24

0,00

0,00

662 324,24

2026 год

1 324 648,49

0,00

0,00

1 324 648,49

2027 год

1 198 302,78

0,00

0,00

1 198 302,78

15

Реконструкция существующих магистральных водоводов питьевого водоснабжения

г. Дудинка

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

422 684,36

0,00

0,00

422 684,36

2025 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2026 год

167 062,79

0,00

0,00

167 062,79

2027 год

255 621,57

0,00

0,00

255 621,57

16

Обустройство зон санитарной охраны наружных объектов водоснабжения и санитарно-защитных полос сетей водоснабжения

г. Дудинка

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

7 311,39

0,00

0,00

7 311,39

2025 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2026 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2027 год

7 311,39

0,00

0,00

7 311,39

17

Обустройство техническими средствами охраны первого пояса зон санитарной охраны водопроводных сооружений в соответствии с требованиями СНиП

г. Дудинка

акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

642 449,54

0,00

0,00

642 449,54

2025 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2026 год

247 616,31

0,00

0,00

247 616,31

2027 год

394 833,23

0,00

0,00

394 833,23

18

Модернизация системы механической очистки сточных вод (замена решеток дробилок РД-600 на решетки грабельные механические РГМ 08/1.16-1400, включая шкаф управления, пресс шламовый поршневой) 2 компл.

г. Дудинка

акционерное общество "Таймырбыт"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

12 153,23

0,00

0,00

12 153,23

приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 27.05.2024 N 316-о "Об утверждении инвестиционной программы акционерного общества "Таймырбыт"в сфере водоотведения города Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на 2025–2027 годы"

2025 год

12 153,23

0,00

0,00

12 153,23

2026 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2027 год

0,00

0,00

0,00

0,00

19

Модернизация системы механической очистки сточных вод (замена решеток металлических на решетки грабельные механические РГМ 08/1.16-1400, включая шкаф управления, пресс шламовый поршневой) 2 компл.

г. Дудинка

акционерное общество "Таймырбыт"

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

12 651,51

0,00

0,00

12 651,51

2025 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2026 год

12 651,51

0,00

0,00

12 651,51

2027 год

0,00

0,00

0,00

0,00

20

Модернизация системы механичес-кой очистки сточных вод (замена решеток металлических на решетки грабельные механические РГМ 08/1.16-1400, включая шкаф управления, пресс шламовый поршневой) 2 компл.

г. Дудинка

акционерное общество "Таймырбыт"*

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

13 233,48

0,00

0,00

13 233,48

2025 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2026 год

0,00

0,00

0,00

0,00

2027 год

13 233,48

0,00

0,00

13 233,48

 

Итого по мероприятиям

 

 

2025–2027 годы, в том числе по годам реализации

21 695 766,89

0,00

0,00

21 695 766,89

 

2025 год

6 597 527,48

0,00

0,00

6 597 527,48

2026 год

7 485 034,75

0,00

0,00

7 485 034,75

2027 год

7 613 204,66

0,00

0,00

7 613 204,66

 

* Ответственные соисполнители мероприятий, для которых исполнение носит рекомендательный характер.

3. Приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые в арктических территориях Красноярского края

 

N п/п

Наименование инвестиционного проекта

Месторасположение

Инвестор

Сроки реализации

Объем частных инвестиций, тыс. рублей

Количество новых рабочих мест, чел.

1

2

3

4

5

6

7

1                 

Модернизация и расширение Талнахской обогатительной фабрики

г. Норильск

ПАО "ГМК "Норильский никель"

2035 г.

175 000 000

0

2                 

Комплексный проект "Южный кластер"

г. Норильск

ПАО "ГМК "Норильский никель"

2028 г.

90 500 000

233

3                 

Разработка месторождений металлов платиновой группы Черногорское и Норильск-1 (южная часть)

г. Норильск

ООО "Черногорская ГРК", ООО "Русская платина"

2077 г.

521 000 000

6 000

4                 

Проект создания новой "нефтегазовой провинции" "Восток Ойл"

г. Дудинка,

пгт Диксон

ООО "Восток Ойл",

ПАО НК "Роснефть"

2036 г.

11 753 000 000

83 025

5                 

Освоение Сырадасайского угольного месторождения, строительство морского терминала "Енисей"

пгт Диксон

ООО "Северная звезда"

2025 г.

33 800 000

1 168

 

4. Индикаторы и показатели реализации мероприятий плана социального развития

центров экономического роста арктических территорий Красноярского края за счет средств субсидии

 

N п/п

Наименование индикатора/показателя

Единицы измерения

Фактически достигнутое значение индикатора/ показателя

Год, в котором достигнуто значение индикатора/показателя

Плановое значение индикатора/показателя

2025 год

2026 год

2027 год

1

2

3

4

5

6

7

8

поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

1

Количество построенных, реконструированных, отремонтированных объектов коммунальной инфраструктуры

единиц

х

х

0

2

0

г. Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района

2

Количество построенных, реконструированных, отремонтированных объектов коммунальной инфраструктуры

единиц

х

х

0

1

2

Показатель результативности, достижение которого обеспечивается в рамках реализации мероприятий, указанных в разделе 1 настоящего Плана

3

Степень выполнения графиков реализации мероприятий

процентов

х

х

100

100

100

 

Распоряжение Правительства Красноярского края "Об утверждении плана социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края" от 09.12.2024 N 1040-р