Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.12.2024 N 1040-р "Об утверждении плана социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края"
ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
09.12.2024 | г. Красноярск | N 1040-р |
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 N 484 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", статьей 103 Устава Красноярского края, учитывая приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 29.02.2024 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации", утвердить план социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края согласно приложению.
2. Опубликовать распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания, но не ранее 1 января 2025 года.
Первый заместитель
Губернатора края –
председатель
Правительства края С.В. Верещагин
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 09.12.2024 N 1040-р
План социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края
1. Результаты проведенного анализа ключевых проблем и направлений социально-экономического развития территорий Красноярского края, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации
План социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края разработан в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации Арктической зоны Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 N 484 (далее – субсидия), учитывая приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики от 29.02.2024 N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации" (далее – Методические рекомендации).
План социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края подготовлен с учетом:
национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 N 164;
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645;
целей, задач, приоритетов и направлений развития арктических территорий Красноярского края, установленных в Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п;
Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 03.02.2023 N 81-р.
На территории Красноярского края (далее – край) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" к Арктической зоне Российской Федерации отнесены городской округ город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Туруханский район и 10 из 23 сельских поселений Эвенкийского муниципального района: поселки Тура, Ессей, Кислокан, Нидым, Суринда, Тутончаны, Учами, Чиринда, Эконда, Юкта (далее – арктические территории края, макрорайон).
Площадь арктических территорий края составляет 1,1 млн кв. км (46,3 % от территории края и 23 % от всей Арктической зоны Российской Федерации) и является второй по размеру среди территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Численность населения арктических территорий края по данным Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 224,9 тысячи человек, или 7,9 % от общей численности населения края.
Вклад арктических территорий края в экономику края значителен: более 68 % объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования.
Индустриальное лидерство края в российской Арктике обеспечивается как за счет реализации масштабных инвестиционных проектов в Норильском промышленном районе, Таймырском Долгано-Ненецком и Эвенкийском муниципальных районах, так и за счет широты спектра осваиваемых стратегических ресурсов национального масштаба и значения (нефть, газ, цветные металлы, уголь и др.). Большое количество и уникальность месторождений минерально-сырьевых ресурсов обуславливают устойчивый экономический интерес к арктическим территориям края со стороны как российских, так и иностранных инвесторов. При этом разведано гораздо больше месторождений, чем осваивается в настоящее время.
Объем промышленного производства по крупным и средним организациям макрорайона в 2023 году составил 2 006,0 млрд рублей, что составляет 61,4 % от объема отгруженной промышленной продукции по крупным и средним организациям края.
Более половины объема промышленного производства макрорайона (51,3 %) приходится на город Норильск – один из крупнейших центров металлургического производства. Объем промышленного производства по крупным и средним организациям Норильска в 2023 году составил 1028,9 млрд рублей (110,5 % к предыдущему году в действующих ценах), 88,4 % в структуре промышленного производства приходится на обрабатывающее производство.
Промышленное производство Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов представлено в основном добычей полезных ископаемых: объемы промышленного производства данного вида деятельности в 2023 году составили в Туруханском районе 729,1 млрд рублей (105,0 % к предыдущему году в действующих ценах), Эвенкийском муниципальном районе – 122,8 млрд рублей (101,5 %), Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе – 100,5 млрд рублей (96,4 %).
Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций макрорайона в абсолютном значении увеличился с 2019 по 2023 годы более чем в 3 раза – с 186,7 млрд рублей в 2019 году до 576,3 млрд рублей в 2023 году. Основная доля инвестиций приходится на частные вложения капитала, тогда как бюджетные инвестиции занимают 1–2 % от общего объема инвестиций в макрорайоне. В отраслевой структуре инвестиций наибольшую долю занимают вложения в добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства, значительные объемы инвестиций направляются на геологоразведочные работы, транспортировку и хранение. Объемы инвестиций в торговлю и строительство в общих масштабах инвестиций в макрорайоне сравнительно невелики.
Трудовой потенциал макрорайона включает в себя трудовые ресурсы территории и привлекаемую рабочую силу из других муниципальных образований края, регионов Российской Федерации и иностранных государств. В 2023 году среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по макрорайону составляла 135,1 тыс. человек (18,0 % численности работников организаций края по соответствующему кругу организаций), более половины которой приходилось на городской округ город Норильск (63,1 % среднесписочной численности работников макрорайона). Работники организаций преимущественно заняты в таких сферах как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, а также в бюджетной сфере.
Перспективы развития арктических территорий края связаны, прежде всего, с реализацией масштабных инвестиционных проектов крупных ресурсодобывающих и металлургических компаний – развитием имеющегося промышленного потенциала цветной металлургии в результате реализации проектов Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель", формированием на базе Ванкорского кластера, месторождений Эвенкии и в перспективе месторождений Восточно-Таймырского блока крупных центров нефтегазодобычи федерального уровня значимости, разработкой месторождений ценных коксующихся углей Западно-Таймырского угленосного района.
Благодаря развитию транспортного коридора "Енисей – Северный морской путь" как важнейшего моста между Транссибом и Арктикой значительно возрастет роль края в загрузке Северного морского пути и укреплении национального суверенитета в Арктике.
В результате в предстоящие годы произойдет трансформация экономически активного пространства арктических территорий края, основными точками роста которых наряду с традиционным Норильским промышленным районом станут также:
восточная часть Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – в результате освоения месторождений Восточно-Таймырского нефтегазоносного блока, развития Северного морского пути (далее – СМП) и порта Хатанга;
северная часть Туруханского района и западная часть Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района – в результате создания Северо-Западного центра нефтегазодобычи и развития транспортного коридора Енисей-СМП.
Перспективы развития в макрорайоне имеет туризм, в том числе экстремальный. Для этого имеется необходимая природная база. Так, в Туруханском районе расположены государственный природный биосферный заповедник "Центральносибирский", легендарный каньон шириной 700 м, Осиновский порог, памятник природы краевого значения Ледоминеральный комплекс "Ледяная гора" – захоронение реликтового льда, самый северный в России сосновый бор, государственный природный заказник федерального значения "Елогуйский", в г. Игарка имеется музей вечной мерзлоты. На территории Эвенкийского муниципального района располагаются государственный природный заповедник "Тунгусский", государственный природный заповедник "Путоранский", государственный природный биосферный заповедник "Центральносибирский", памятник природы краевого значения "Суломайские Столбы", в районе особо охраняемой природной территории государственного природного заказника регионального значения "Озеро Виви" установлена стела, отмечающая географический центр России. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе находится музей мамонта (с. Хатанга) и государственный природный заповедник "Путоранский".
Ключевыми проблемами, накладывающими существенные ограничения на развитие арктических территорий края, являются:
1) экстремальные природно-климатические условия, крайне неблагоприятные для проживания людей и сельскохозяйственного производства, что приводит к экономически обоснованному оттоку из макрорайона населения старших возрастов на территории с более комфортными условиями для проживания, а также высоким издержкам на оплату труда в целях удержания трудоспособного населения в макрорайоне;
2) низкая плотность населения, значительные расстояния между населенными пунктами и, соответственно, локальность систем их жизнеобеспечения, высокая стоимость коммунальных услуг;
3) низкая транспортная доступность большей части территории, высокие транспортные издержки. Макрорайон практически не имеет автомобильного и железнодорожного сообщения с более южными территориями края. Основное транспортное сообщение происходит по автозимникам, рекам либо при помощи воздушного транспорта;
4) неравномерность промышленно-хозяйственного освоения арктических территорий края, реализация масштабных инвестиционных проектов, ориентированных преимущественно на добычу природных ресурсов;
5) высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения, их зависимость от поставок топлива, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров;
6) проживание на территории представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее – КМН), в том числе ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.
По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года на территории края проживают 15,7 тыс. человек из числа КМН, в том числе: долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, шорцы, эвенки, энцы, эвены. Впервые самоопределились как принадлежащие к национальности "эвены (ламуты)" 25 жителей края.
Кроме КМН, на этих территориях проживают представители этнической общности ессейских якутов, которые не относятся к малочисленным народам, но являются коренными жителями Севера, ведущими традиционный образ жизни.
Доля лиц из числа КМН в целом по краю составляет 0,6 % от общего числа населения края, из них более 90 % проживают в трех муниципальных образованиях Северного макрорайона: Таймырском Долгано-Ненецком, Эвенкийском и Туруханском районах.
В связи с этим необходимо применение особых подходов к гармоничному сочетанию индустриального развития и традиционного уклада жизни КМН, минимизации экологического вреда от промышленного освоения территорий, оказанию представителям КМН государственных услуг и мер поддержки традиционной хозяйственной деятельности;
7) низкая емкость потребительского рынка (вахтовые работники тратят основную часть заработка в "домашнем" регионе, КМН слабо интегрированы в экономику макрорайона);
8) высокая чувствительность экологических систем макрорайона к внешним воздействиям; климатические изменения (потепление климата), способствующие возникновению рисков для хозяйственной деятельности и окружающей среды. Большая часть территории относится к зонам вечной мерзлоты. В настоящее время в условиях глобального потепления происходит деградация многолетних мерзлых грунтов, требующая принятия мер по их стабилизации. Во многом по этим причинам, а также из-за малой транспортной связности с остальной территорией края, строительство в макрорайоне сложно и дорого. Ситуация осложняется отсутствием широкой практики внедрения инновационных решений при строительстве инженерных сооружений в условиях Крайнего Севера и Арктики, а также отсутствием гибкого дифференцированного подхода в правовом регулировании, касающемся нормативных требований к возведению объектов капитального строительства.
Следствием таких особенностей является высокая капиталоемкость создания и содержания инфраструктуры для обеспечения проживания населения. В результате в условиях масштабного промышленного освоения арктических территорий края отмечается их инфраструктурная необустроенность, низкий уровень связанности, а также неудовлетворительное состояние большинства объектов жилищно-коммунальной сферы.
За исключением восьми десятков малых населенных пунктов, по большей части этнических, население арктических территорий края, а также экономическая и социальная активности сконцентрированы в городе Норильске и нескольких сравнительно крупных населенных пунктах: городе Дудинке, селах Хатанга и Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, городе Игарка, селе Туруханск и поселке Бор Туруханского района, поселке Тура Эвенкийского муниципального района. Большая часть этих населенных пунктов приближены к местам промышленной деятельности предприятий и играют немаловажную роль в решении общегосударственных стратегических задач.
Несмотря на то, что основной объем промышленной продукции красноярской Арктики, кроме Норильска, создаётся вне населенных пунктов – на добыче сырья – арктические населенные пункты задают рост новым территориям вокруг себя, запускают и поддерживают процесс их освоения. В них концентрируется необходимый набор социальной, бытовой, коммунальной инфраструктуры для вахтовых поселков, технологические услуги для разработки месторождений, требующие близости к производству (геодезия, метеорология, логистический и информационный сервис).
Весьма значимым населенным пунктом, обеспечивающим безопасность государственной границы Российской Федерации в северных широтах, является поселок Диксон. На территории городского поселения Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района края формируется новый нефтяной минерально-сырьевой центр в Арктике, осуществляется активная реализация масштабных инвестиционных проектов в области освоения месторождений полезных ископаемых, в частности, реализуются такие проекты как "Восток Ойл" и освоение Сырадасайского каменноугольного месторождения с совокупным объемом инвестиций порядка 12 трлн рублей до 2036 года, в рамках которых планируется создать более 85 тыс. новых рабочих мест.
Выделение наиболее важных в стратегическом плане населенных пунктов в Арктике, а также населенных пунктов, обладающих перспективами экономического роста, и оказание им специальных мер государственной поддержки на развитие и модернизацию инфраструктуры, позволит не только обеспечить дополнительный стимул повышения инвестиционной и предпринимательской активности на территории данных населенных пунктов, но и улучшить качество жизни населения, закрепив необходимые для реализации инвестиционных проектов трудовые ресурсы.
2. Центры экономического роста арктических территорий края
Формирование перечня центров экономического роста арктических территорий края осуществлялось с учетом:
1) Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 03.02.2023 N 81-р;
2) специфики территорий края, отнесенных Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" к Арктической зоне Российской Федерации;
3) специфики территорий Арктической зоны Российской Федерации, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены планы или программы социально-экономического развития, в том числе согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации от 10.12.2021 N 3528-р об утверждении Комплексного плана социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск и от 28.11.2023 N 3377-р об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике;
4) перечня территорий, указанных в пункте 7 статьи 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом вышеуказанных условий центрами экономического развития арктических территорий края в настоящее время определены город Норильск (с городским поселком Снежногорск), город Дудинка (с входящими в состав городского поселения Дудинка поселками Волочанка, Левинские Пески, Потапово, Усть-Авам, Хантайское Озеро и городом Дудинка) и поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
2.1. Информация о центрах экономического роста Арктической зоны края
2.1.1. Агломерация Норильск-Дудинка
Агломерация Норильск-Дудинка является крупнейшим промышленным центром Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ), который играет важную роль для реализации масштабных инвестиционных проектов публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" и публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" и обеспечения увеличения общего грузопотока по СМП.
Норильск – один из крупнейших по численности населения городов в АЗРФ, а также один из крупнейших экономических центров в России: объем промышленного производства Норильского промышленного района составляет порядка 40 % промышленного производства края и более 1 % промышленного производства России. Дудинка является основным морским портом в крае и опорной базой СМП.
Численность агломерации по состоянию на 2023 год составляла 197,7 тыс. человек (г. Норильск – 177,4 тыс. человек, г. Дудинка 20,3 тыс. человек). Валовый городской продукт (далее – ВГП) агломерации по состоянию на 2023 год составлял 0,9 трлн рублей (76,4 % составляет промышленное производство и добыча полезных ископаемых). С учетом перспектив реализации инвестиционных проектов к концу 2035 года планируется рост численности населения агломерации до 208,8 тысячи человек (на 5,3 %), рост ВГП на 24 % (до 1,1 трлн рублей).
2.1.2. Агломерация Диксон
Поселок Диксон – единственный населенный пункт и, одновременно, административный центр городского поселения Диксон в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе края, город воинской доблести с самым северным международным морским портом в России, в котором находится один из двух в АЗРФ морских спасательно-координационных центров (далее – МСКЦ), составляющих основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на участках СМП. Кроме того, городское поселение Диксон является территорией реализации крупного логистического и инфраструктурного проекта федерального значения – строительство нефтеналивного терминала "Порт Бухта Север" (в рамках проекта "Восток Ойл").
Численность п. Диксон по состоянию на 2023 год составляла 306 человек. ВГП поселения составляет 2,2 млрд рублей (76 % составляет производственная деятельность).
С учетом перспектив развития поселения как опорной базы СМП к концу 2035 года планируется рост численности агломерации до 900 человек (в 3 раза), рост ВГП в 2,9 раза (до 6,4 млрд рублей).
Наиболее значимыми инвестиционными проектами, реализуемыми на территории городского поселения Диксон, являются:
"Восток Ойл" (включает строительство грузового терминала "Бухта "Север" стоимостью 117 млрд рублей);
Освоение Сырадайского угольного месторождения с общим объемом инвестиций 33,8 млрд рублей, 1,2 тыс. рабочих мест (инвестор – общество с ограниченной ответственностью "Северная звезда").
Реализация указанных проектов позволит существенно нарастить грузопоток по СМП, при этом Диксон будет обеспечивать более половины всего грузооборота СМП к 2030 году.
3. Обоснование выбора планируемых к реализации мероприятий плана социального развития центров экономического роста арктических территорий края
План социального развития центров экономического роста арктических территорий края разработан с учетом имеющихся механизмов финансирования (консолидированная субсидия из федерального бюджета, государственные программы Российской Федерации, государственные программы края) по 3 центрам экономического роста (городской округ город Норильск, городское поселение город Дудинка, городское поселение Диксон) из числа центров экономического роста, перспективы развития которых определены с учетом реализуемых на их территории ключевых для края и страны инвестиционных проектов.
В целом в плане социального развития центров экономического роста арктических территорий края предусмотрена реализация 5 ключевых инвестиционных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов на сумму 12,6 трлн рублей и 25 мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры на сумму 7,2 млрд рублей.
За счет средств субсидии из федерального бюджета и средств консолидированного бюджета края необходима реализация 5 приоритетных мероприятий в поселке Диксон и городе Дудинке на сумму 917,3 млн рублей.
Перечни мероприятий плана социального развития центров экономического роста арктических территорий края, индикаторов (показателей) их реализации и приоритетных инвестиционных проектов представлены в приложении.
Приложение
к плану социального развития центров
экономического роста арктических территорий
Красноярского края
Перечень мероприятий плана социального развития центров экономического роста арктических территорий Красноярского края
1. Мероприятия, источником финансирования которых являются средства субсидии
N п/п | Наименование мероприятия | Месторасположение | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Всего | Источники и объем финансирования, тыс. рублей | ||
средства федерального бюджета | средства консолидированного бюджета Красноярского края | внебюджетные средства | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района | ||||||||
1 | Реконструкция водозабора на водохранилище, расположенного на ручье "Портовый" в городском поселении Диксон, с установкой системы очистки воды (пгт. Диксон) | пгт Диксон | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения Диксон* | 2025–2026 годы, в том числе по годам реализации | 28 646,42 | 19 741,10 | 8 905,32 | 0,00 |
2025 год | 18 266,67 | 12 786,67 | 5 480,00 | 0,00 | ||||
2026 год | 10 379,75 | 6 954,43 | 3 425,32 | 0,00 | ||||
2 | Капитальный ремонт гидротехнического сооружения "Плотина", расположенного на ручье "Портовый" в городском поселении Диксон (пгт Диксон) | пгт Диксон | министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения Диксон* | 2025 год | 61 793,90 | 43 255,73 | 18 538,17 | 0,00 |
г. Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района | ||||||||
3 | Строительство блочно-модульной газовой котельной для нужд очистных сооружений г. Дудинки | г. Дудинка | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края | 2026 год | 94 367,02 | 63 225,90 | 31 141,12 | 0,00 |
4 | Реконструкция сетей самотечной канализации
на участке ул. Горького – | г. Дудинка | министерство строительства | 2026 год | 119 689,40 | 80 191,90 | 39 497,50 | 0,00 |
5 | Реконструкция коллекторного хозяйства (тепло-, водоснабжение) г. Дудинки | г. Дудинка | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района*, Администрация городского поселения город Дудинка* | 2026–2027 годы, в том числе по годам реализации | 612 772,72 | 396 937,07 | 215 835,65 | 0,00 |
2026 год | 158 751,00 | 106 363,17 | 52 387,83 | 0,00 | ||||
2027 год | 454 021,72 | 290 573,90 | 163 447,82 | 0,00 | ||||
| Всего по подразделу |
|
| 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 917 269,46 | 603 351,70 | 313 917,76 | 0,00 |
2025 год | 80 060,57 | 56 042,40 | 24 018,17 | 0,00 | ||||
2026 год | 383 187,17 | 256 735,40 | 126 451,77 | 0,00 | ||||
2027 год | 454 021,72 | 290 573,90 | 163 447,82 | 0,00 | ||||
| Всего по разделу 1 |
|
| 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 917 269,46 | 603 351,70 | 313 917,76 | 0,00 |
2025 год | 80 060,57 | 56 042,40 | 24 018,17 | 0,00 | ||||
2026 год | 383 187,17 | 256 735,40 | 126 451,77 | 0,00 | ||||
2027 год | 454 021,72 | 290 573,90 | 163 447,82 | 0,00 |
* Ответственные соисполнители мероприятий, для которых исполнение носит рекомендательный характер.
2. Иные мероприятия с подтвержденным финансированием, реализуемые в рамках государственных программ Красноярского края, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций
N п/п | Наименование мероприятия | Месторасположение | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Всего, тыс. рублей без НДС | Источники и объем финансирования, тыс. рублей | Наименование и реквизиты государственных программ Красноярского края, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, плановых и программно-целевых документов организаций, отдельных решений органов управления организаций |
| ||
средства федерального бюджета | средства консолидированного бюджета Красноярского края | внебюджетные средства |
| |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
| городской округ город Норильск | |||||||||
1 | Строительство прямого и обратного трубопроводов теплоснабжения от существующей сети теплоснабжения к потребителям, расположенным на площадке Кайерканского угольного разреза с необходимыми инфраструктурными сооружениями (насосной станцией, трансформаторной подстанцией, кабельной эстакадой) для перевода потребителей с пароснабжения от котельной N 1 на теплоснабжение горячей водой от ТЭЦ-3 | г. Норильск | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 666 052,99 | 0,00 | 0,00 | 666 052,99 | приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 22.11.2023 N 43-н "О внесении изменений в приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 22.12.2021 N 11-40н "Об утверждении инвестиционной программы акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования г. Норильск на 2022–2025 годы" | |
2025 год | 666 052,99 | 0,00 | 0,00 | 666 052,99 | ||||||
2026 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2027 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2 | Реконструкция сооружения "Теплопровод от ТЭЦ-1 до Зубгоры; от Зубгоры до МПЗ" с перекладкой труб теплопровода и переходом с двухтрубной на трехтрубную систему теплоснабжения | г. Норильск | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 3 848 883,76 | 0,00 | 0,00 | 3 848 883,76 | ||
2025 год | 1 072 112,46 | 0,00 | 0,00 | 1 072 112,46 | ||||||
2026 год | 1 393 746,21 | 0,00 | 0,00 | 1 393 746,21 | ||||||
2027 год | 1 383 025,09 | 0,00 | 0,00 | 1 383 025,09 | ||||||
3 | Реконструкция сооружения "Трасса водоводов и теплосетей от ТЭЦ-2 до основной и вспомогательной площадок рудников "Октябрьский" и "Таймырский" с перекладкой труб теплопровода и переходом с двухтрубной на трехтрубную систему теплоснабжения | г. Норильск | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 2 043 976,84 | 0,00 | 0,00 | 2 043 976,84 | ||
2025 год | 596 781,56 | 0,00 | 0,00 | 596 781,56 | ||||||
2026 год | 731 057,41 | 0,00 | 0,00 | 731 057,41 | ||||||
2027 год | 716 137,87 | 0,00 | 0,00 | 716 137,87 | ||||||
4 | Реконструкция сооружения "Теплосеть от ТЭЦ-2 до р-ка "Комсомольский" с перекладкой труб теплопровода и переходом с двухтрубной на трехтрубную систему теплоснабжения | г. Норильск | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 2 622 583,47 | 0,00 | 0,00 | 2 622 583,47 | ||
2025 год | 765 717,80 | 0,00 | 0,00 | 765 717,80 | ||||||
2026 год | 938 004,31 | 0,00 | 0,00 | 938 004,31 | ||||||
2027 год | 918 861,36 | 0,00 | 0,00 | 918 861,36 | ||||||
5 | Реконструкция сооружения "Водоводы от реки Норильской до ТЭЦ-1" (водоводы Ду 500 мм и Ду 1300 мм от р.Норильской до ТЭЦ-1) с изменением трассы трубопроводов | г. Норильск | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 6 213 897,87 | 0,00 | 0,00 | 6 213 897,87 | ||
2025 год | 1 814 276,75 | 0,00 | 0,00 | 1 814 276,75 | ||||||
2026 год | 2 177 132,10 | 0,00 | 0,00 | 2 177 132,10 | ||||||
2027 год | 2 222 489,02 | 0,00 | 0,00 | 2 222 489,02 | ||||||
6 | Реконструкция сооружения "Трасса водоводов Ду 1200 мм от МПЗ до площадки ТЭЦ-1" (участок водовода с Ду 1000 мм производственной воды от камеры переключения N 5 на Медном заводе до камеры переключения N 7 на оз. Долгое) с изменением трассы трубопроводов | г. Норильск | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 1 407 434,18 | 0,00 | 0,00 | 1 407 434,18 | ||
2025 год | 410 929,69 | 0,00 | 0,00 | 410 929,69 | ||||||
2026 год | 493 115,62 | 0,00 | 0,00 | 493 115,62 | ||||||
2027 год | 503 388,87 | 0,00 | 0,00 | 503 388,87 | ||||||
| город Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района | |||||||||
13 | Строительство насосной станции I подъема поверхностного водозабора питьевого водоснабжения для подачи исходной воды из оз. Самсонкино на очистные сооружения | г. Дудинка | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 597 178,76 | 0,00 | 0,00 | 597 178,76 | приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 01.12.2023 N 45-н "О внесении изменений в приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 01.12.2017 N 482-о "Об утверждении инвестиционной программы АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" по развитию объектов, используемых в сфере водоснабжения города Дудинки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, на 2018–2025 годы" | |
2025 год | 597 178,76 | 0,00 | 0,00 | 597 178,76 | ||||||
2026 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2027 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
14 | Строительство очистных сооружений питьевой воды со встроенной насосной II-го подъема и двумя баками запаса чистой воды | г. Дудинка | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 3 185 275,51 | 0,00 | 0,00 | 3 185 275,51 | ||
2025 год | 662 324,24 | 0,00 | 0,00 | 662 324,24 | ||||||
2026 год | 1 324 648,49 | 0,00 | 0,00 | 1 324 648,49 | ||||||
2027 год | 1 198 302,78 | 0,00 | 0,00 | 1 198 302,78 | ||||||
15 | Реконструкция существующих магистральных водоводов питьевого водоснабжения | г. Дудинка | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 422 684,36 | 0,00 | 0,00 | 422 684,36 | ||
2025 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2026 год | 167 062,79 | 0,00 | 0,00 | 167 062,79 | ||||||
2027 год | 255 621,57 | 0,00 | 0,00 | 255 621,57 | ||||||
16 | Обустройство зон санитарной охраны наружных объектов водоснабжения и санитарно-защитных полос сетей водоснабжения | г. Дудинка | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 7 311,39 | 0,00 | 0,00 | 7 311,39 | ||
2025 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2026 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2027 год | 7 311,39 | 0,00 | 0,00 | 7 311,39 | ||||||
17 | Обустройство техническими средствами охраны первого пояса зон санитарной охраны водопроводных сооружений в соответствии с требованиями СНиП | г. Дудинка | акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 642 449,54 | 0,00 | 0,00 | 642 449,54 | ||
2025 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2026 год | 247 616,31 | 0,00 | 0,00 | 247 616,31 | ||||||
2027 год | 394 833,23 | 0,00 | 0,00 | 394 833,23 | ||||||
18 | Модернизация системы механической очистки сточных вод (замена решеток дробилок РД-600 на решетки грабельные механические РГМ 08/1.16-1400, включая шкаф управления, пресс шламовый поршневой) 2 компл. | г. Дудинка | акционерное общество "Таймырбыт"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 12 153,23 | 0,00 | 0,00 | 12 153,23 | приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 27.05.2024 N 316-о "Об утверждении инвестиционной программы акционерного общества "Таймырбыт"в сфере водоотведения города Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края на 2025–2027 годы" | |
2025 год | 12 153,23 | 0,00 | 0,00 | 12 153,23 | ||||||
2026 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2027 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
19 | Модернизация системы механической очистки сточных вод (замена решеток металлических на решетки грабельные механические РГМ 08/1.16-1400, включая шкаф управления, пресс шламовый поршневой) 2 компл. | г. Дудинка | акционерное общество "Таймырбыт" | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 12 651,51 | 0,00 | 0,00 | 12 651,51 | ||
2025 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2026 год | 12 651,51 | 0,00 | 0,00 | 12 651,51 | ||||||
2027 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
20 | Модернизация системы механичес-кой очистки сточных вод (замена решеток металлических на решетки грабельные механические РГМ 08/1.16-1400, включая шкаф управления, пресс шламовый поршневой) 2 компл. | г. Дудинка | акционерное общество "Таймырбыт"* | 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 13 233,48 | 0,00 | 0,00 | 13 233,48 | ||
2025 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2026 год | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||||||
2027 год | 13 233,48 | 0,00 | 0,00 | 13 233,48 | ||||||
| Итого по мероприятиям |
|
| 2025–2027 годы, в том числе по годам реализации | 21 695 766,89 | 0,00 | 0,00 | 21 695 766,89 |
| |
2025 год | 6 597 527,48 | 0,00 | 0,00 | 6 597 527,48 | ||||||
2026 год | 7 485 034,75 | 0,00 | 0,00 | 7 485 034,75 | ||||||
2027 год | 7 613 204,66 | 0,00 | 0,00 | 7 613 204,66 |
* Ответственные соисполнители мероприятий, для которых исполнение носит рекомендательный характер.
3. Приоритетные инвестиционные проекты, реализуемые в арктических территориях Красноярского края
N п/п | Наименование инвестиционного проекта | Месторасположение | Инвестор | Сроки реализации | Объем частных инвестиций, тыс. рублей | Количество новых рабочих мест, чел. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Модернизация и расширение Талнахской обогатительной фабрики | г. Норильск | ПАО "ГМК "Норильский никель" | 2035 г. | 175 000 000 | 0 |
2 | Комплексный проект "Южный кластер" | г. Норильск | ПАО "ГМК "Норильский никель" | 2028 г. | 90 500 000 | 233 |
3 | Разработка месторождений металлов платиновой группы Черногорское и Норильск-1 (южная часть) | г. Норильск | ООО "Черногорская ГРК", ООО "Русская платина" | 2077 г. | 521 000 000 | 6 000 |
4 | Проект создания новой "нефтегазовой провинции" "Восток Ойл" | г. Дудинка, пгт Диксон | ООО "Восток Ойл", ПАО НК "Роснефть" | 2036 г. | 11 753 000 000 | 83 025 |
5 | Освоение Сырадасайского угольного месторождения, строительство морского терминала "Енисей" | пгт Диксон | ООО "Северная звезда" | 2025 г. | 33 800 000 | 1 168 |
4. Индикаторы и показатели реализации мероприятий плана социального развития
центров экономического роста арктических территорий Красноярского края за счет средств субсидии
N п/п | Наименование индикатора/показателя | Единицы измерения | Фактически достигнутое значение индикатора/ показателя | Год, в котором достигнуто значение индикатора/показателя | Плановое значение индикатора/показателя | ||
2025 год | 2026 год | 2027 год | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
поселок городского типа Диксон Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района | |||||||
1 | Количество построенных, реконструированных, отремонтированных объектов коммунальной инфраструктуры | единиц | х | х | 0 | 2 | 0 |
г. Дудинка Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района | |||||||
2 | Количество построенных, реконструированных, отремонтированных объектов коммунальной инфраструктуры | единиц | х | х | 0 | 1 | 2 |
Показатель результативности, достижение которого обеспечивается в рамках реализации мероприятий, указанных в разделе 1 настоящего Плана | |||||||
3 | Степень выполнения графиков реализации мероприятий | процентов | х | х | 100 | 100 | 100 |