Правовые акты Красноярского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Красноярского края от 20.12.2005 N 17-4256 "Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае"

 

20 декабря 2005 года

N 17-4256

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ КРАЕВОГО (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО)

КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

 

Статья 1

 

Установить краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае согласно приложению.

 

Статья 2

 

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования в газете "Краевой вестник" - приложении к газете "Вечерний Красноярск".

 

Губернатор

Красноярского края

А.Г.ХЛОПОНИН

29.12.2005

 

 

 

 

 

Приложение

к Закону Красноярского края

от 20 декабря 2005 г. N 17-4256

 

КРАЕВОЙ (НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ) КОМПОНЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

 

Общие положения

 

Краевой (национально-региональный) компонент государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае (далее - краевой (национально-региональный) компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Законом края от 25 июня 2004 года N 11-2071 "О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае".

Основной целью установления краевого (национально-регионального) компонента является формирование у обучающихся целостного представления о Красноярском крае, сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций края.

 

Структура краевого (национально-регионального) компонента

 

Краевой (национально-региональный) компонент реализуется на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Краевой (национально-региональный) компонент устанавливает обязательные для изучения учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" и учебные предметы: "Художественная культура Красноярского края", "История Красноярского края", "Природа и экология Красноярского края", "Основы регионального развития".

Максимальный объем учебной нагрузки, необходимый на освоение краевого (национально-регионального) компонента, определяется региональным базисным учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым Советом администрации края.

Основой регионального базисного учебного плана являются учебные предметы, в рамках которых изучается история, природа, культура, экономика и политико-правовое устройство края.

 

Краевой (национально-региональный) компонент

государственного образовательного стандарта

начального общего образования в Красноярском крае

 

Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательный для изучения в 4 классе учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики".

 

Учебный курс

"Основы религиозных культур и светской этики"

 

Изучение учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся младшего школьного возраста с нравственными основами религиозных культур и светской этики (первая часть комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики").

 

Обязательный минимум

содержания основных образовательных программ

 

Значение нравственности в жизни человека, семьи и общества. Основные ценности, заложенные в вероучениях мировых религий и составляющие ядро светской этики: совесть, долг, честность, милосердие.

Модули по выбору: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики.

 

Духовно-нравственный опыт

 

Понимание ценности толерантного, уважительного отношения к мировоззрению и религиозным верованиям, этическим нормам.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате изучения учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" обучающийся должен:

иметь представление о нравственных основах мировых религиозных культур и светской этики;

иметь первоначальное представление о нравственно-эстетических ценностях многонационального народа России и народов других стран;

иметь представление о значении духовных ценностей и нравственных идеалов в жизни человека и общества;

толерантно относиться к моральным нормам, нравственным установкам, национальным ценностям других народов;

уметь выделять и давать оценку нравственным поступкам людей (родственников, друзей, известных людей).

 

Краевой (национально-региональный) компонент

государственного образовательного стандарта

основного общего образования

в Красноярском крае

 

Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательные для изучения учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" и учебные предметы: "Художественная культура Красноярского края", "Природа и экология Красноярского края", "История Красноярского края".

 

Учебный предмет

"Литература Красноярского края"

 

Утратил силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Утратил силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Произведения устного народного творчества

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Художественные произведения

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Основные историко-литературные сведения

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Основные теоретико-литературные понятия

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Основные виды деятельности по освоению

литературных произведений

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Учебный предмет

"Художественная культура Красноярского края"

 

Изучение учебного предмета "Художественная культура Красноярского края" на ступени основного общего образования предполагает дальнейшее освоение обучающимися 5 - 7 классов художественной культуры как области, изучающей создание, сохранение и распространение произведений искусства и народных традиций; основных видов искусства (изобразительного, театрального, музыкального, декоративно-прикладного) и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, и направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства любви и уважения к своему краю, формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту;

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства Красноярского края;

воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;

овладение практическими умениями и навыками понимания и оценки художественных произведений;

абзац исключен с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Изобразительное искусство

 

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;

формирование устойчивого интереса к произведениям известных художников и скульпторов Красноярского края, способности воспринимать их исторические, национальные и жанровые особенности;

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Особенности изобразительного искусства в творчестве известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.

Основные виды и жанры произведений изобразительного искусства в Красноярском крае.

Живопись и графика

Пейзаж. Сопоставление цветовой гаммы в разнохарактерных пейзажах. Настроение и чувства человека в образах природы.

Олицетворение стойкости и самоотверженности народов, проживающих на территории Красноярского края, в эпических пейзажах Т.В. Ряннеля "Рождение Енисея", "Горные кедры". Суровые краски Севера в пейзажах Б.Я. Ряузова. Фольклорно-поэтические мотивы в линогравюрах В.И. Мешкова. Лирическая серия "Столбы" Д.И. Каратанова.

Портрет. Сибирские характеры как образы разных времен: В.И. Суриков "Сибирская красавица", "Портрет матери", "Портрет архитектора Л.Чернышова"; А.М. Знак, А.И. Волокитин серия портретов "Люди Красноярья"; А.П. Левитин "Портрет Д.Хворостовского"; А.Г. Поздеев "Актеры ТЮЗа" (портрет И.Роот и других).

Натюрморт. Предметы быта народов, проживающих на территории Красноярского края (произведения В.И. Сурикова, Д.И. Каратанова, А.П. Лекаренко, А.А. Довнара, Г.Г. Горенского и других).

Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова. Реальные прототипы и художественные персонажи (А.Суриков, Е.Рачковская, Н.Кончаловская, Е.Сурикова и другие в картинах "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Боярыня Морозова" и других).

Графика. Особенности графического языка красноярских художников.

Графическая серия Е.С. Кобытева, связанная с пребыванием в концентрационном лагере "Хорольская яма". Новая эстетика в графических произведениях художников 80 - 90-х годов XX века.

Скульптура

Скульптура монументальная. Памятники выдающимся людям и событиям (А.А. Дубенскому, А.П. Чехову, А.Г. Поздееву, В.Ф. Войно-Ясенецкому, Н.А. Бегичеву и другим).

Скульптура станковая. Жанровые композиции и портреты: Б.И. Мусат "Образы северян", "Портреты красноярцев" (серия скульптур), В.Я. Сивцев "Образы детей" и другие. Отражение характеров. Своеобразие авторского пластического языка.

Скульптура декоративная, садово-парковая (по выбору).

Архитектура

Деревянное зодчество в Красноярском крае. Отражение русских и национальных традиций в орнаментальном декоре. Художественные стили в памятниках зодчества.

Каменная архитектура.

Архитекторы Л.А. Чернышов, В.А. Соколовский, С.Г. Дриженко, А.С. Демирханов, В.В. Орехов и их сооружения.

Своеобразие архитектуры городов Красноярского края. Енисейск - музей под открытым небом.

Реставрация. Историко-этнографический музей-заповедник с. Шушенского как образец реставрационного искусства.

Музеи

Ведущие музеи Красноярского края (Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, музей-усадьба В.И. Сурикова, музей художника Б.Я. Ряузова, Ачинский городской выставочный зал, Дивногорский художественный музей, Норильская художественная галерея и другие).

 

Опыт художественно-творческой деятельности

 

Освоение специфики развития истории художественной культуры Красноярского края.

Освоение особенностей изобразительного языка художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.

Приобретение опыта в эстетической оценке произведений изобразительного искусства художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края.

 

Театральное искусство

 

Изучение театрального искусства направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия театральных постановок;

формирование устойчивого интереса к театральному искусству Красноярского края.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

История создания театра в Красноярском крае.

Специфика развития театра в Красноярском крае.

Театр как особый вид сценического искусства.

Виды и жанры театрального искусства в Красноярском крае.

Ведущие театры Красноярского края, наиболее известные постановки театров (по выбору). Театр кукол. Театр юного зрителя. Театр оперы и балета.

Ведущие актеры театров Красноярского края (по выбору).

Красноярский государственный ансамбль танца Сибири - яркое явление русской культуры. Особенности хореографического языка М.С. Годенко.

 

Опыт театральной деятельности

 

Приобретение опыта эмоционального восприятия театральных постановок и построения устных и письменных высказываний о них.

 

Музыка

 

Изучение музыкального искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

овладение навыками восприятия и понимания музыкального творчества композиторов Красноярского края и исполнителей музыкальных произведений, музыкального искусства народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера, их музыкальных традиций;

освоение знаний о жанровом многообразии музыкальных произведений краевых композиторов, музыкальном фольклоре народов, проживающих на территории Красноярского края.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства.

Народное музыкальное творчество. Казачьи песни и традиции хорового пения в Красноярском крае. Особенности музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Основные жанры фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края.

Собиратели и исполнители музыкально-песенного фольклора в Красноярском крае: К.М. Скопцов, М.Л. Гуревич и другие (2 - 3 по выбору).

Профессиональное музыкальное творчество. Сочинения композиторов Красноярского края, творчество исполнителей музыкальных произведений (П.И. Иванов-Радкевич, П.И. Словцов, Ф.П. Веселков, О.Л. Проститов, О.О. Меремкулов, Д.А. Хворостовский, В.В. Ефимов и другие). Особенности и жанры музыкальных произведений композиторов Красноярского края.

Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки в Красноярском крае.

Хоры (академический, народный) и оркестры (симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый) Красноярского края. И.В. Шпиллер - дирижер Красноярского академического симфонического оркестра.

 

Опыт музыкально-творческой деятельности

 

Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов профессионального и народного музыкального творчества.

Выявление связей музыки с другими видами искусства.

Участие в диалоге о разных видах музыкальной деятельности и жанрах музыкального искусства.

Опыт построения устных и письменных высказываний на заданную тему.

 

Декоративно-прикладное искусство

 

Изучение декоративно-прикладного искусства направлено на достижение следующих целей:

воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

формирование устойчивого интереса к народным промыслам и ремеслам, традициям и быту народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

овладение умениями и навыками изготовления изделий декоративно-прикладного назначения с использованием различных технологий обработки материалов.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Традиционные виды народных промыслов, ремесел, декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Природные, художественные, текстильные и конструкционные материалы, возможности их использования.

Древние корни декоративно-прикладного искусства и культуры, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Древние образы в произведениях декоративно-прикладного искусства и культуры народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Ведущие краеведческие музеи Красноярского края (по выбору).

 

Опыт декоративно-прикладной деятельности

 

Использование языка дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой и технологической деятельности.

Изготовление изделий с использованием технологий одного или нескольких промыслов (ремесел), распространенных на территории Красноярского края.

Проектирование и изготовление полезных изделий из природных, художественных, текстильных и конструкционных материалов.

Создание художественно-декоративных и технологических проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и другое).

 

Основы религиозных культур и светской этики

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Духовно-нравственный опыт

 

Утратил силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения учебного предмета "Художественная культура Красноярского края" обучающийся должен:

знать произведения известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края и называть имена их авторов;

знать основные факты жизни и творчества В.И. Сурикова;

знать основные виды и жанры произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края;

знать художественные музеи и выставочные залы Красноярского края;

уметь понимать содержание, образный язык произведений известных художников, скульпторов и архитекторов Красноярского края разных видов и жанров;

знать ведущие театры Красноярского края и историю их создания;

знать наиболее известные постановки и ведущих актеров театров Красноярского края;

знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции Красноярского края;

знать имена известных композиторов и музыкантов-исполнителей Красноярского края;

знать сочинения композиторов Красноярского края, творчество известных исполнителей музыкальных произведений;

знать особенности и жанры музыкальных произведений композиторов, музыкального фольклора народов, проживающих на территории Красноярского края;

знать виды оркестров Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей); определения своего отношения к музыкальным явлениям Красноярского края;

знать художественные традиции и быт народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать особенности развития промыслов и ремесел народов, проживающих на территории Красноярского края, в том числе коренных малочисленных народов Севера;

знать ведущие краеведческие музеи Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера);

уметь выделять общее и специфическое в культуре Красноярского края, соотносить с культурой России и мира;

абзац исключен с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054;

уметь давать этическую оценку собственным поступкам, проявлять ответственное поведение.

 

Учебный предмет

"Природа и экология Красноярского края"

 

Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях ее сохранения и рационального использования;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе Красноярского края, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе Красноярского края;

применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения природы Красноярского края, оценки последствий своей деятельности и социально-ответственного поведения в природе.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Географическое положение Красноярского края. Климат.

Особенности геологического строения. Рельеф. Природные ландшафты.

Природные памятники Красноярского края.

Природные ресурсы Красноярского края.

Почвы Красноярского края. Своеобразие химического состава почв. Меры по сохранению плодородия почв в Красноярском крае.

Водная система Красноярского края. Река Енисей, ее значение в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края. Озера Красноярского края. Специфика естественного состава водных систем. Антропогенные изменения химического состава водной системы края.

Минералы и полезные ископаемые Красноярского края.

Многообразие растительного и животного мира Красноярского края. Редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края.

Природные сообщества Красноярского края. Эволюция и смена природных сообществ.

Население Красноярского края. Численность, размещение, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Коренные малочисленные народы Севера. Особенности расселения: городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни Красноярского края.

Основные типы природопользования в Красноярском крае. Промышленные предприятия Красноярского края. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Источники загрязнения природной среды. Промышленные предприятия Красноярского края.

Катастрофические явления природного и техногенного характера.

Основные пути рационального использования природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других).

Охрана природы Красноярского края.

Заповедники и национальные парки Красноярского края. Ведущие краеведческие музеи Красноярского края.

 

Опыт практической деятельности

 

Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями, происходящими в Красноярском крае, их описание.

Определение химического состава природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других). Соотнесение полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями этих компонентов для данной среды. Выявление экологических рисков для населения и анализ возможных путей их решения.

Прогнозирование эффектов хозяйственной деятельности человека и определение путей сохранения природного баланса на территории Красноярского края.

Исследование природных экосистем Красноярского края. Выявление особенностей растительного и животного мира Красноярского края.

Возможные способы участия обучающихся в природоохранной деятельности.

Экскурсии в заповедники и национальные парки, краеведческие и геологические музеи Красноярского края.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" обучающийся должен:

знать специфику географического положения и административно-территориального устройства Красноярского края;

знать особенности геологического строения Красноярского края;

знать и уметь определять химический состав природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других);

знать значение реки Енисея в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края;

знать основные типы природопользования и пути рационального использования природных объектов Красноярского края (воздуха, водной системы, почвы и других);

знать основные минералы и полезные ископаемые, встречающиеся на территории Красноярского края, уметь показывать их месторождения на карте;

знать природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем Красноярского края; меры по сохранению природы и защите населения Красноярского края от стихийных природных и техногенных явлений;

знать представителей растительного и животного мира Красноярского края (в том числе редкие и исчезающие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Красноярского края), особенности их внешнего вида и жизни;

знать численность, состав и плотность населения Красноярского края;

знать заповедники и национальные парки, краеведческие музеи Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в Красноярском крае;

решения практических задач по определению качества окружающей среды Красноярского края, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

определения наиболее распространенных в Красноярском крае ядовитых растений, грибов и опасных животных;

следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Красноярского края, адаптации человека к условиям окружающей среды;

уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние деятельности человека на животный и растительный мир Красноярского края и в целом на экосистемы;

уметь прогнозировать эффекты хозяйственной деятельности человека и определять пути восстановления экологического баланса на территории Красноярского края;

уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных Красноярского края (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя.

 

Учебный предмет

"История Красноярского края"

 

Изучение учебного предмета "История Красноярского края" на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства любви и уважения к своему краю;

формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Красноярского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию Красноярского края;

освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Красноярского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;

повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Красноярского края.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Археология и история Красноярского края

 

Древнейшая история и археология Красноярского края. Человек периода палеолита, мезолита и неолита на территории Красноярского края. Известные археологические находки Красноярского края.

Приенисейский край в VII - XVI вв. Первые государственные образования на территории Приенисейского края. Особенности социально-экономической жизни населения Приенисейского края. Монголо-татарские завоевания. Княжество приенисейских кыргызов. Народы Приенисейского края в XIII -XVI вв.

Приенисейский край в XVII - начале XIX вв. Этапы борьбы и присоединение Приенисейского края к России в XVII - начале XIX вв. Особенности хозяйственного освоения и социально-политической жизни Приенисейского края. Быт, традиции и обычаи населения Приенисейского края. Духовная культура населения Приенисейского края.

Енисейская губерния во второй четверти XIX - начале XX вв. Образование Енисейской губернии. Сельское хозяйство, промышленность и торговля. Развитие городов. Власть и общество. Социальные отношения. Культурная жизнь населения Енисейской губернии. Народное образование и здравоохранение. Революционные события и Первая мировая война в жизни Енисейской губернии.

Гражданская война на территории Енисейской губернии.

Этапы истории Красноярского края. Образование Красноярского края. Экономическая, социально-политическая и культурная жизнь Красноярского края в 30-е годы XX века. Проявление тоталитарного режима. Красноярский край в годы Великой Отечественной войны. Социально-экономическое развитие и динамика населения Красноярского края в период с 1946 по 1993 год. Политико-правовое устройство Красноярского края в период с 1946 по 1993 год. Культурное развитие Красноярского края в период с 1946 по 1993 год.

 

Социально-экономическое развитие Красноярского

края на современном этапе

 

Особенности географического и геополитического положения Красноярского края, его динамика и перспективы развития.

Специфика и проблемы социально-экономического развития Красноярского края в современный период.

Особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края, ее развитие.

Сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края.

Проблемы интеграции Красноярского края в единое социально-экономическое пространство России.

Внутренние и внешние экономические связи Красноярского края.

 

Система органов публичной власти и нормативные

правовые акты Красноярского края

 

Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края.

Система нормативных правовых актов Красноярского края.

Устав Красноярского края, устав муниципального образования, основные законы Красноярского края.

 

Опыт практической деятельности

 

Выявление общего и закономерного в истории Красноярского края.

Анализ и объяснение особенностей исторического, современного геополитического и экономического положения Красноярского края.

Прогнозирование социально-экономического развития Красноярского края.

Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий Красноярского края.

Определение основных направлений внутренних и внешних экономических связей Красноярского края.

Участие в общественной жизни и позитивных социально-экономических преобразованиях Красноярского края.

Применение на практике основных законов Красноярского края.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения учебного предмета "История Красноярского края" обучающийся должен:

знать исторические памятники Красноярского края;

знать важнейшие этапы исторического развития Красноярского края, его традиции; вклад выдающихся исторических личностей в развитие Красноярского края;

уметь выделять общее и особенное в истории развития Красноярского края;

знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Красноярского края в период с VIII по XXI вв.;

знать особенности социально-экономического развития Красноярского края;

знать специфику и уметь выявлять проблемы социально-экономического развития Красноярского края в современный период;

знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связей Красноярского края;

знать особенности отраслевой структуры хозяйства Красноярского края;

знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Красноярского края;

знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края;

знать основные положения Устава Красноярского края и устава муниципального образования;

уметь пользоваться нормативной правовой базой Красноярского края.

 

Учебный предмет

"Спортивно-познавательный туризм"

 

Утратил силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Утратил силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Основы туристской подготовки

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Физическая подготовка

 

Утратила силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Ориентирование и топография

 

Утратило силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

Утратили силу с 1 сентября 2011 года. - Закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6054.

 

Учебный курс

"Основы религиозных культур и светской этики"

 

Изучение учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" на ступени основного общего образования предполагает дальнейшее изучение обучающимися нравственных основ религиозных культур и светской этики (вторая часть комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики").

 

Обязательный минимум

содержания основных образовательных программ

 

Значение нравственности в жизни человека, семьи и общества. Основные ценности, заложенные в вероучениях мировых религий и составляющие ядро светской этики: совесть, долг, честность, милосердие.

Модули по выбору: основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы светской этики.

 

Духовно-нравственный опыт

 

Закрепление в опыте собственного поведения ценности толерантного, уважительного отношения к различным религиозным культурам и верованиям, базирующегося на знании и понимании основ религиозных культур, этических норм.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" обучающийся должен:

знать нравственно-этические ценности многонационального народа России и народов других стран;

иметь первоначальное представление об основных духовных традициях многонационального народа России;

понимать и уметь высказывать суждения о значении духовных ценностей и нравственных идеалов в жизни человека и общества;

толерантно относиться к этническому и конфессиональному разнообразию в обществе;

уметь выделять и давать оценку духовной деятельности и нравственным поступкам людей (родственников, друзей, известных людей) и литературных героев.

 

Краевой (национально-региональный) компонент

государственного образовательного стандарта

среднего (полного) общего образования

в Красноярском крае

 

Краевой (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в Красноярском крае устанавливает обязательный для изучения учебный предмет - "Основы регионального развития".

 

Учебный предмет

"Основы регионального развития"

 

Изучение учебного предмета "Основы регионального развития" на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;

воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;

освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

 

Обязательный минимум содержания основных

образовательных программ

 

Красноярский край - субъект Российской Федерации.

Политика Красноярского края: становление, современное состояние, предпосылки развития.

Политическая система, ее структура и функции.

Политические партии и движения.

Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности.

Рыночные отношения и отношения собственности, их развитие.

Особенности социальной структуры.

Отражение глобальных социальных проблем в жизни Красноярского края.

Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края.

Проблемы развития духовной культуры.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения учебного предмета "Основы регионального развития" обучающийся должен:

знать место и роль человека в системе общественных отношений Красноярского края;

знать тенденции политико-экономического и социального развития Красноярского края;

уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни Красноярского края;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;

успешной адаптации к социальной среде Красноярского края;

решения задач в области социальных отношений по типу "человек - человек", "человек - общество";

ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции.

Закон Красноярского края "Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае" от 20.12.2005 N 17-4256