Правовые акты Красноярского края
ПРАВОВЫЕ АКТЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Красноярского края от 31.03.2011 N 12-5724 "О социальном партнерстве"

 

31 марта 2011 года

N 12-5724

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ЗАКОН

 

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Правовая основа социального партнерства

 

Правовой основой социального партнерства в Красноярском крае являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Красноярского края, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

 

Действие настоящего Закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и представителей работодателей, действующих на территории Красноярского края, а также на органы государственной власти края и органы местного самоуправления.

 

Статья 3. Основные принципы социального партнерства

 

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

 

Статья 4. Задачи социального партнерства

 

Социальное партнерство направлено на выполнение следующих основных задач:

создание условий для эффективного развития экономики региона, муниципальных образований, обеспечивающих занятость населения и развитие рынка труда;

обеспечение взаимодействия сторон партнерства в области социально-экономического развития территорий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения, его социальной защиты;

предупреждение кризисных явлений в экономике, конфликтов в социально-трудовой сфере;

обеспечение участия сторон партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда;

совершенствование и развитие организационных форм социального партнерства и механизмов взаимодействия сторон социального партнерства;

повышение роли, значения и эффективности коллективных договоров, территориальных отраслевых и региональных соглашений.

 

Статья 5. Стороны социального партнерства

 

1. Сторонами социального партнерства при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на краевом уровне социального партнерства являются:

краевые объединения (ассоциации) организаций профессиональных профсоюзов, устав которых предусматривает осуществление деятельности на территории Красноярского края, представляющие интересы работников в установленном законодательством порядке (далее - краевые объединения организаций профессиональных союзов);

краевые объединения работодателей, устав которых предусматривает осуществление деятельности на территории Красноярского края, представляющие интересы работодателей в установленном законодательством порядке (далее - краевые объединения работодателей);

Правительство Красноярского края в качестве представителя работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

2. Сторонами социального партнерства на краевом отраслевом уровне социального партнерства являются:

краевые организации профессиональных союзов, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставами общероссийских (межрегиональных) профессиональных союзов, представляющие интересы работников отраслей в установленном законодательством порядке (далее - краевые отраслевые организации профессиональных союзов);

краевые объединения работодателей, объединяющие работодателей соответствующей отрасли (отраслей), устав которых предусматривает осуществление деятельности на территории Красноярского края, представляющие интересы работодателей отрасли в установленном законодательством порядке (далее - краевые отраслевые объединения работодателей);

Правительство Красноярского края в лице уполномоченных им органов исполнительной власти Красноярского края в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

3. Сторонами социального партнерства на территориальном уровне социального партнерства являются:

объединения организаций профессиональных союзов, осуществляющих деятельность на территориальном уровне, представляющих интересы работников в муниципальных образованиях (далее - территориальные объединения организаций профессиональных союзов);

территориальные объединения работодателей в соответствующем муниципальном образовании (далее - территориальные объединения работодателей);

органы местного самоуправления, выступающие в качестве представителя работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы местного самоуправления, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

4. Сторонами социального партнерства на локальном уровне социального партнерства являются:

первичные профсоюзные организации и их органы или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 6. Органы по труду

 

Краевой орган по труду - орган исполнительной власти Красноярского края, наделенный Правительством края полномочиями по осуществлению функций, предусмотренных трудовым законодательством и настоящим Законом для органа по труду на краевом (краевом отраслевом) уровне социального партнерства.

Орган по труду муниципального образования - орган местного самоуправления, осуществляющий функции, предусмотренные трудовым законодательством для органа по труду на муниципальном уровне социального партнерства.

 

Статья 7. Наделение представителя работодателей полномочиями по ведению коллективных переговоров

 

Соответствующий орган по труду вправе до начала коллективных переговоров опубликовать информацию о предложении работодателям, не имеющим на указанный момент представителей на соответствующем уровне социального партнерства, о наделении соответствующих представителей полномочиями по ведению ими коллективных переговоров, заключению (изменению) соглашений, участию в процедурах коллективных трудовых споров, связанных с заключением (изменением) соглашений. Указанными работодателями полномочия могут быть переданы объединениям работодателей, а также иным представителям работодателей, участвующим в коллективных переговорах, в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Статья 8. Координационные комитеты содействия занятости населения

 

1. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения могут создаваться координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, объединений работодателей, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

2. На краевом уровне создается краевой координационный комитет содействия занятости населения, состав которого формируется на основе предложений сторон социального партнерства, представленных в краевой трехсторонней комиссии, и утверждается Губернатором края.

Краевой координационный комитет содействия занятости населения руководствуется в своей деятельности действующим законодательством и Положением о краевом координационном комитете содействия занятости населения, которое утверждается Губернатором края.

3. Территориальные координационные комитеты содействия занятости населения формируются на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 

Глава 2. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Статья 9. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

 

Для обеспечения регулирования в Красноярском крае социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон социального партнерства образуются:

на краевом уровне - краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;

на краевом отраслевом (межотраслевом) уровне - отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

на территориальном уровне - территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Статья 10. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - комиссия) является постоянно действующим органом социального партнерства в Красноярском крае.

2. Организация и порядок работы комиссии определяется ее регламентом, который разрабатывается и утверждается комиссией в соответствии с настоящим Законом.

 

Статья 11. Состав комиссии

 

Комиссия состоит из полномочных представителей Правительства Красноярского края, краевых объединений организаций профессиональных союзов, краевых объединений работодателей.

 

Статья 12. Полномочия комиссии

 

К полномочиям комиссии относится:

ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение краевого трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений (далее - краевое трехстороннее соглашение), внесение изменений в действующее соглашение, а также осуществление контроля за его выполнением;

ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае (далее - региональное соглашение) между Правительством Красноярского края, краевыми объединениями организаций профессиональных союзов, краевыми объединениями работодателей, а также осуществление контроля за его выполнением;

урегулирование разногласий при проведении коллективных переговоров, заключении и реализации краевого трехстороннего соглашения, регионального соглашения посредством проведения взаимных консультаций;

обсуждение проектов законов края и иных нормативных правовых актов края в сфере труда;

оказание организационной и методической помощи в работе территориальных трехсторонних комиссий;

осуществление взаимодействия с краевыми отраслевыми, территориальными (территориальными отраслевыми), трехсторонними (двухсторонними) комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;

изучение и распространение опыта развития социального партнерства;

содействие развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в крае;

привлечение независимых экспертов для участия в деятельности комиссии и ее рабочих группах;

осуществление контроля за выполнением решений комиссии;

взаимное информирование сторон по вопросам регулирования социально-трудовых отношений;

разработка и утверждение регламента работы комиссии.

 

Статья 13. Порядок формирования комиссии

 

1. Общий количественный состав членов комиссии - 27 человек.

2. Количество членов комиссии от каждой из сторон - 9 человек.

3. Представительство сторон в составе комиссии определяется каждой из них самостоятельно в соответствии с настоящим Законом и уставами соответствующих объединений.

4. Представительство работников на краевом уровне определяется краевыми объединениями организаций профессиональных союзов по согласованию между ними и пропорционально численности работников - членов профессиональных союзов в пределах установленной численности представителей стороны работников.

5. Представительство работодателей на краевом уровне определяется объединениями работодателей по согласованию между ними и пропорционально численности работников, занятых у объединяемых ими работодателей, в пределах установленной численности представителей стороны работодателей.

6. Состав комиссии формируется на основе предложений сторон социального партнерства и утверждается Губернатором края.

 

Статья 14. Координаторы сторон комиссии

 

1. Деятельность каждой из сторон и взаимодействие с другими сторонами организует координатор стороны.

Координаторы сторон определяются из числа членов комиссии каждой стороной самостоятельно.

2. Координатор стороны вносит в комиссию предложения по плану работы комиссии, повестке ее заседания, по персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение комиссии.

3. Координаторы сторон поочередно председательствуют и ведут заседания комиссии.

 

Статья 15. Рабочие группы комиссии

 

1. По предложениям координаторов сторон решением комиссии могут образовываться постоянно действующие и временные рабочие группы комиссии (далее - рабочие группы). Руководители рабочих групп утверждаются решением комиссии.

2. В компетенцию рабочей группы входит:

подготовка вопросов, выносимых на заседание комиссии;

подготовка проектов решений комиссии;

обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Красноярского края по вопросам социально-трудовых отношений и иных связанных с ними отношений;

проведение консультаций по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

подготовка предложений при разработке проектов соглашений, внесении изменений в действующие соглашения, подготовке планов работы комиссии.

 

Статья 16. Формы работы комиссии

 

Работа комиссии осуществляется в следующих формах:

заседания комиссии;

заседания рабочих групп;

консультации координаторов сторон комиссии.

 

Статья 17. Порядок принятия решений комиссии

 

1. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.

2. Решение считается принятым стороной комиссии, если за него проголосовало большинство представителей соответствующей стороны.

3. Решения комиссии являются обязательными для исполнения сторонами.

4. Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров при заключении и исполнении соглашений производится в соответствии с трудовым законодательством.

По неурегулированным вопросам составляется протокол разногласий.

 

Статья 18. Порядок участия комиссии в формировании и реализации государственной политики края в сфере труда

 

1. Проекты законодательных актов края, нормативных правовых и иных актов края в сфере труда, а также материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в краевые объединения организаций профессиональных союзов и краевые объединения работодателей органами государственной власти края, принимающими указанные акты.

2. Мнения (заключения) краевых объединений организаций профессиональных союзов и краевых объединений работодателей по направленным им на рассмотрение проектам законодательных, нормативных правовых и иных актов края в сфере труда подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти края, принимающими указанные акты.

 

Статья 19. Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии

 

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет краевой орган по труду в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете.

 

Статья 20. Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - территориальная комиссия) является постоянно действующим органом социального партнерства на территории соответствующего муниципального образования.

2. Территориальная комиссия состоит из полномочных представителей органов местного самоуправления, территориальных объединений организаций профессиональных союзов и территориальных объединений работодателей, которые на равноправной основе образуют соответствующие стороны комиссии.

3. Территориальная комиссия осуществляет свою деятельность, руководствуясь трудовым законодательством, настоящим Законом и положением о территориальной комиссии, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.

 

Глава 3. СОГЛАШЕНИЯ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ

 

Статья 21. Краевое трехстороннее соглашение

 

1. Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между Правительством Красноярского края, краевыми объединениями организаций профессиональных союзов и краевыми объединениями работодателей в пределах их компетенции.

2. Краевое трехстороннее соглашение разрабатывается и заключается в ходе коллективных переговоров между Правительством Красноярского края, краевыми объединениями организаций профессиональных союзов и краевыми объединениями работодателей.

3. Краевое трехстороннее соглашение заключается по общему правилу до внесения в Законодательное Собрание края проекта закона края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Порядок, сроки разработки проекта краевого трехстороннего соглашения и заключения краевого трехстороннего соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению краевого трехстороннего соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта краевого трехстороннего соглашения и заключению краевого трехстороннего соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

5. Принятое краевое трехстороннее соглашение подлежит опубликованию в краевой государственной газете "Наш Красноярский край".

 

Статья 22. Краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения

 

1. Краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения разрабатываются и заключаются на основе коллективных переговоров между полномочными представителями краевых отраслевых организаций профессиональных союзов и краевых отраслевых объединений работодателей.

Правительство Красноярского края в лице уполномоченных им представителей выступает в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края.

2. Краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли на краевом уровне.

3. По предложению сторон заключенного на краевом уровне отраслевого (межотраслевого) соглашения руководитель краевого органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

 

Статья 23. Территориальные соглашения

 

1. Территориальные соглашения разрабатываются и заключаются в ходе коллективных переговоров между полномочными представителями органов местного самоуправления, территориальных объединений организаций профессиональных союзов и территориальных объединений работодателей.

2. Территориальные соглашения устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

3. Территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения разрабатываются и заключаются в ходе коллективных переговоров между полномочными представителями территориальных отраслевых объединений организаций профессиональных союзов и территориальных отраслевых объединений работодателей.

Органы местного самоуправления в лице уполномоченных ими представителей выступают в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы местного самоуправления.

4. Территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) на территории соответствующего муниципального образования.

 

Статья 24. Действие соглашения, заключенного на краевом уровне

 

1. Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

2. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

3. Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, на которых распространяется соглашение.

4. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

 

Статья 25. Контроль за выполнением соглашения

 

Контроль за выполнением соглашения осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

 

Статья 26. Уведомительная регистрация соглашений

 

1. Подписанные сторонами соглашения (краевые и территориальные) в течение семи дней после подписания направляются в соответствующий орган по труду на уведомительную регистрацию. Вступление соглашений в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

2. В краевой орган по труду для уведомительной регистрации направляются:

а) краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений;

б) краевые отраслевые и краевые межотраслевые соглашения;

в) иные соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемые на краевом уровне.

3. Утратил силу. - Закон Красноярского края от 20.09.2013 N 5-1581.

4. Порядок уведомительной регистрации краевых и территориальных соглашений, изменений и дополнений к ним, осуществления контроля за их выполнением устанавливается Правительством края.

 

Статья 27. Коллективный договор

 

1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

2. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

3. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

4. Утратил силу. - Закон Красноярского края от 20.09.2013 N 5-1581.

5. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

6. Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров, изменений и дополнений к ним, осуществления контроля за их выполнением устанавливается Правительством края.

 

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 28. Признание утратившими силу отдельных Законов (положений Законов)

 

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Красноярского края от 25 июня 2004 года N 11-2090 "О социальном партнерстве" (Красноярский рабочий, 2004, 20 июля);

2) Закон Красноярского края от 26 ноября 2004 года N 12-2604 "О внесении изменений в Закон края "О социальном партнерстве" (Красноярский рабочий, 2004, 29 декабря);

3) статью 2 Закона Красноярского края от 15 марта 2007 года N 22-5873 "О внесении изменений в Закон края "Об охране труда в Красноярском крае" и Закон края "О социальном партнерстве" (Краевой вестник - приложение к газете "Вечерний Красноярск", 2007, 30 марта);

4) Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 9 июня 2004 года N 274-ОкЗ "О социальном партнерстве в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" (Таймыр, 2004, 30 июня).

 

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.

 

Губернатор

Красноярского края

Л.В.КУЗНЕЦОВ

08.04.2011

Закон Красноярского края "О социальном партнерстве" от 31.03.2011 N 12-5724