Уставный закон Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4679 "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае"
16 июня 2016 года | N 10-4679 |
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
УСТАВНЫЙ ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон определяет правовой статус, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, его заместителей - Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, их компетенцию, организационные формы и условия их деятельности.
Статья 2. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае
1. Должность Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории края.
2. Деятельность Уполномоченного по осуществлению государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Статья 3. Статус и правовая основа деятельности Уполномоченного
1. Уполномоченный замещает государственную должность Красноярского края.
2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, а также неподотчетен им.
3. Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральный закон от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Красноярского края, настоящий Уставный закон и иные законы и нормативные правовые акты Красноярского края.
Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного
На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Статья 5. Порядок внесения предложений о кандидатах на должность Уполномоченного
1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательное Собрание Красноярского края (далее - Законодательное Собрание) Губернатором Красноярского края, депутатами Законодательного Собрания (группой депутатов, фракцией), представительными органами муниципальных образований Красноярского края, Общественной палатой Красноярского края, общественными объединениями (кроме политических партий), зарегистрированными и действующими на территории Красноярского края, уставной целью деятельности которых является защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание в период не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий Уполномоченного.
3. Список кандидатов на должность Уполномоченного публикуется в печати и размещается на официальном сайте Законодательного Собрания края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 7 дней после истечения срока для внесения предложений о кандидатурах.
Статья 6. Согласование кандидатуры Уполномоченного
1. До рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного Законодательное Собрание согласовывает его кандидатуру с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
2. Отбор кандидатуры Уполномоченного, направляемой для согласования с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, осуществляется Законодательным Собранием на его заседании большинством голосов от общего установленного для Законодательного Собрания числа депутатов тайным голосованием.
3. В бюллетень для тайного голосования вносятся все предложенные кандидатуры в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, при отсутствии заявлений о самоотводе.
4. До проведения голосования на заседании Законодательного Собрания кандидатам на должность Уполномоченного предоставляется возможность для выступления.
5. При выдвижении более двух кандидатов голосование может быть проведено в два тура по решению Законодательного Собрания. При этом в первом туре голосования может допускаться голосование каждым депутатом за любого (любых) кандидата (кандидатов) с подсчетом голосов, поданных за каждого. Второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов, поданных в первом туре.
6. Если при окончательном голосовании ни одна кандидатура не набрала требуемого по настоящему Закону числа голосов, все они считаются отклоненными.
7. В случае, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, а также в случае несогласования кандидатуры Уполномоченного Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации повторное рассмотрение вопроса о согласовании кандидатуры Уполномоченного с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации осуществляется по правилам, установленным настоящей главой. Кандидатуры Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание в течение 20 дней со дня отклонения либо со дня поступления в Законодательное Собрание решения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о несогласовании кандидатуры. При этом допускается внесение ранее отклоненных кандидатур.
Статья 7. Назначение на должность Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Законодательным Собранием.
2. Постановление Законодательного Собрания о назначении на должность Уполномоченного принимается на его заседании большинством голосов от общего установленного для Законодательного Собрания числа депутатов.
3. В течение пяти дней со дня поступления в Законодательное Собрание решения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о согласовании кандидатуры кандидат на должность Уполномоченного обязан представить в Законодательное Собрание сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
4. Постановление о назначении Уполномоченного вместе с биографическими сведениями об Уполномоченном подлежит размещению на едином краевом портале "Красноярский край" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья 8. Присяга Уполномоченного
1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Красноярского края, законодательством Красноярского края, справедливостью и голосом совести".
2. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 9. Срок полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются по истечении указанного срока, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Закона. Срок полномочий Уполномоченного продляется не более чем на 30 дней, если не назначен новый Уполномоченный.
2. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания или его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Уполномоченного более двух сроков подряд.
Статья 10. Ограничения, связанные с деятельностью Уполномоченного
1. Уполномоченный не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
2. Уполномоченный не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенатором Российской Федерации или депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.
2.1. Уполномоченный не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
3. Уполномоченный не вправе заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
4. Уполномоченный не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
4.1. Уполномоченный в течение срока исполнения своих полномочий должен постоянно проживать на территории края.
5. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий не позднее 14 дней со дня вступления в должность.
6. Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном законодательством края, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
7. На Уполномоченного распространяются иные требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами, законами края для лиц, замещающих государственные должности края.
Статья 11. Досрочное освобождение от должности Уполномоченного
1. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Законодательным Собранием после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 2 настоящей статьи.
2. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
а) его смерти;
б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;
г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
е) его выезда за пределы Красноярского края на постоянное место жительства;
ж) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами, настоящим Законом и другими законами Красноярского края.
3. Законодательное Собрание принимает решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, на ближайшем заседании Законодательного Собрания большинством голосов от общего установленного для Законодательного Собрания числа депутатов.
4. Решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного оформляется соответствующим постановлением.
5. Кандидатуры на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание в течение 20 дней со дня принятия постановления Законодательного Собрания о досрочном освобождении от должности Уполномоченного. Рассмотрение кандидатур и назначение Уполномоченного на должность осуществляется в соответствии со статьями 5 - 8 настоящего Закона.
6. Новый Уполномоченный должен быть назначен Законодательным Собранием не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном освобождении от должности предыдущего Уполномоченного.
Статья 12. Удостоверение Уполномоченного
1. Уполномоченный имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его полномочия, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Удостоверение Уполномоченного является документом, подтверждающим право Уполномоченного беспрепятственно посещать на территории края при осуществлении своих полномочий органы государственной власти края, иные государственные органы края, органы местного самоуправления, краевые государственные и муниципальные предприятия и учреждения.
3. Положение об удостоверении Уполномоченного утверждается постановлением Законодательного Собрания.
Глава III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Статья 13. Компетенция Уполномоченного
1. Уполномоченный рассматривает жалобы и иные обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители), находящихся на территории Красноярского края, по мнению которых на территории Красноярского края нарушены или нарушаются их права и свободы. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
2. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории края, органов государственной власти или иных государственных органов края (кроме Законодательного Собрания), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории края, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
3. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения федеральных и региональных государственных органов, должностных лиц и государственных служащих, осуществляющих свою деятельность за пределами Красноярского края.
4. Уполномоченный оказывает содействие заявителям, чьи права нарушены за пределами Красноярского края, путем обращения к компетентным государственным органам на соответствующей территории.
5. Уполномоченный рассматривает обращения, содержащие предложения по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека, и включает их в ежегодные и специальные доклады о своей деятельности в Законодательное Собрание, Губернатору края.
6. Уполномоченный содействует правовому просвещению и разъяснению гражданам их прав и свобод, форм и методов их защиты.
7. Уполномоченный участвует в развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Статья 14. Правовая основа рассмотрения жалоб и иных обращений Уполномоченным
1. Поступившая жалоба и иное обращение рассматриваются Уполномоченным в соответствии с федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации".
2. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.
Статья 15. Действия Уполномоченного по рассмотрению жалобы
1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
3. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
а) беспрепятственно посещать государственные органы края, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать краевые государственные и муниципальные предприятия и учреждения, получать информацию от них;
б) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие разъяснения их должностных лиц;
в) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих края, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов края, органов местного самоуправления и должностных лиц;
д) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
е) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами края.
4. Утратил силу. - Уставный закон Красноярского края от 26.05.2022 N 3-787.
5. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
6. При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе инициировать общественную проверку в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
7. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти края, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.
8. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.
9. При осуществлении своих полномочий по рассмотрению жалоб от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, расположенных на территории Красноярского края, Уполномоченный пользуется правами, установленными федеральным законодательством.
Статья 16. Оказание содействия Уполномоченному
1. Должностные лица органов государственной власти края, органов местного самоуправления обязаны бесплатно и беспрепятственно представлять Уполномоченному запрашиваемые материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
2. Запрашиваемые документы, материалы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.
Статья 17. Действия Уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы
1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.
2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Законом.
3. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
а) направить государственному органу, органу местного самоуправления, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод;
б) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обратиться в соответствующие компетентные государственные органы или органы местного самоуправления с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
г) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;
д) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты на состоявшиеся решения.
4. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Статья 18. Заключение Уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы
1. Уполномоченный направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, а также может направить рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
2. Государственный орган края, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в течение 30 дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
3. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
4. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные органы края, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета Красноярского края, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного, если обязательное опубликование документов Уполномоченного предусмотрено уставом редакции.
Статья 19. Действия Уполномоченного по результатам анализа информации
По результатам анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб и обращений Уполномоченный вправе:
а) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур;
б) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обратиться в Законодательное Собрание с предложением о проведении слушаний по факту нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.
Статья 19.1. Участие Уполномоченного в правовом просвещении
В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:
а) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти края и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;
б) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;
в) организовывать и проводить научно-практические конференции, круглые столы, конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;
г) использовать иные формы и методы правового просвещения.
Статья 20. Доклады Уполномоченного
1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Законодательное Собрание, Губернатору края, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Красноярского краевого суда и прокурору Красноярского края. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется им лично на заседании Законодательного Собрания.
2. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Законодательного Собрания.
3. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Законодательное Собрание и Губернатору края специальные доклады.
4. Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о создании временной комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и проведении публичных слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
5. Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного, на едином краевом портале "Красноярский край" и на официальном сайте Законодательного Собрания края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Глава IV. СТАТУС И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Статья 21. Статус Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае
1. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, их соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также для осуществления такой защиты учреждается должность Уполномоченного по правам ребенка.
2. В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов, проживающих на территории края, их соблюдения органами государственной власти края, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также для осуществления такой защиты учреждается должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов.
3. Уполномоченный по правам ребенка и Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов замещают государственные должности Красноярского края и назначаются на должности Уполномоченным с согласия Законодательного Собрания сроком на 5 лет.
4. Кандидатуры представляются на согласование в Законодательное Собрание Уполномоченным. Кандидатуры считаются согласованными, если за них проголосовало более половины от общего установленного для Законодательного Собрания числа депутатов.
4.1. До рассмотрения вопроса о согласовании назначения Уполномоченного по правам ребенка Законодательное Собрание в порядке, определяемом Регламентом Законодательного Собрания края, согласовывает его кандидатуру с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
5. На должность Уполномоченного по правам ребенка может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее педагогическое или юридическое образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.
6. На должность Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по обеспечению социально-экономических, этнических и иных прав этой категории граждан, а также имеющий опыт работы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.
7. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного по правам ребенка или Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов более чем на два срока подряд.
8. Уполномоченный по правам ребенка и Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов досрочно освобождаются от должности Уполномоченным с согласия Законодательного Собрания по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 настоящего Закона. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам ребенка согласовывается Законодательным Собранием в порядке, определяемом Регламентом Законодательного Собрания края, с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
9. На Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в связи с исполнением ими своих обязанностей налагаются те же ограничения, что и на Уполномоченного, перечисленные в статье 10 настоящего Закона.
10. Уполномоченный по правам ребенка и Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов являются заместителями Уполномоченного. Уполномоченный осуществляет координацию деятельности указанных уполномоченных.
11. В случае отсутствия Уполномоченного или невозможности выполнения им своих обязанностей обязанности Уполномоченного временно исполняет один из его заместителей, определенных для этих целей Уполномоченным. Если такое лицо Уполномоченным не определено, а также в случае, когда должность Уполномоченного является вакантной, то обязанности Уполномоченного временно исполняет Уполномоченный по правам ребенка.
Статья 22. Компетенция Уполномоченного по правам ребенка
Уполномоченный по правам ребенка:
а) участвует в рассмотрении жалоб и иных обращений на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, приведшие к нарушению прав детей, и в пределах установленной компетенции принимает по ним соответствующие решения согласно действующему законодательству;
б) при проведении проверок по вопросам нарушения прав и законных интересов детей вправе беспрепятственно посещать государственные органы края и органы местного самоуправления, а также посещать и обследовать условия содержания детей в образовательных организациях; специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям; социальных приютах для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и других специализированных организациях, находящихся на территории края;
в) вносит Губернатору края предложения по разработке стратегии действий в интересах детей в Красноярском крае, а также в Правительство края предложения по разработке государственных программ Красноярского края в области защиты прав и законных интересов детей;
г) участвует в разработке социальных стандартов на территории края;
д) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти края, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
е) направляет в органы государственной власти края, Губернатору края и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;
ж) ежегодно представляет в Законодательное Собрание, Губернатору края, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории края, а также предложения о совершенствовании их правового положения;
з) ведет мониторинг соблюдения конституционных прав детей и семьи на территории края, а также печатной, аудио- и видеопродукции с целью установления обстоятельств, пагубно влияющих на нравственное и духовное здоровье детей;
и) осуществляет полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 23. Компетенция Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов:
а) участвует в рассмотрении жалоб и иных обращений на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, вследствие которых были нарушены права граждан из числа коренных малочисленных народов или в целом коренных малочисленных народов, в пределах установленной компетенции принимает по ним соответствующие решения согласно действующему законодательству;
б) при проведении проверок вправе самостоятельно или в составе комиссии беспрепятственно посещать государственные органы края и органы местного самоуправления, знакомиться с условиями проживания и быта коренных малочисленных народов или отдельных их представителей;
в) ведет мониторинг выполнения федерального и краевого законодательства в отношении коренных малочисленных народов на территории края и анализ соблюдения их прав и социальных гарантий, условий проживания и культурно-национального развития;
г) обращается к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о рассмотрении проектов нормативных правовых актов края либо о внесении изменений в действующие акты, затрагивающие права коренных малочисленных народов;
д) вносит в Законодательное Собрание, Правительство края предложения по разработке концепции национальной и этнической политики, выработке мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов коренных малочисленных народов, государственных программ по улучшению условий их проживания и быта, развитию образования и национальной культуры;
е) вправе посещать и участвовать в работе совещаний и коллегий, проводимых органами государственной власти края и местного самоуправления, правоохранительными органами при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов;
ж) выступает по доверенности в суде в защиту прав представителей коренных малочисленных народов;
з) в своей работе взаимодействует с созданными на территории края ассоциациями, палатой коренных малочисленных народов Севера Гражданской ассамблеи Красноярского края и иными общественными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере защиты прав коренных малочисленных народов;
и) ежегодно представляет в Законодательное Собрание специальный доклад по соблюдению прав коренных малочисленных народов на территории края.
Глава V. ГАРАНТИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПОЛНОМОЧЕННОГО, УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
И УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
Статья 24. Аппарат Уполномоченного
1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат.
2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
3. Уполномоченный, его заместители и аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и изображением официальной символики.
4. Структура и численность аппарата Уполномоченного утверждаются Законодательным Собранием по представлению Уполномоченного.
5. Уполномоченный утверждает положение об аппарате, штатное расписание своего аппарата и непосредственно руководит его работой.
6. По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
Статья 25. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного, его заместителей и аппарата Уполномоченного
1. Финансирование деятельности Уполномоченного, его заместителей и аппарата осуществляется из средств краевого бюджета.
2. В краевом бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного, его заместителей и аппарата.
3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.
4. Финансовая отчетность представляется Уполномоченным в порядке, установленном федеральным и краевым законодательством.
5. Имущество, необходимое Уполномоченному, его заместителям и аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является краевой государственной собственностью. Уполномоченный, его заместители обеспечиваются документами, принятыми Законодательным Собранием, документами, информационными и справочными материалами, официально распространяемыми исполнительными органами государственной власти Красноярского края, а также иными информационными и справочными материалами.
Статья 26. Государственные гарантии деятельности Уполномоченного и его заместителей
Гарантии деятельности Уполномоченного, его заместителей, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, предоставляются в соответствии с Законом края от 26 декабря 2006 года N 21-5553 "О государственных должностях Красноярского края".
Статья 27. Коллегиальные органы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина при Уполномоченном, Уполномоченном по правам ребенка и Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов
При Уполномоченном, Уполномоченном по правам ребенка и Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов в целях оказания консультативной помощи могут создаваться консультативные (экспертные) и общественные советы, рабочие группы, иные коллегиальные органы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, действующие на основании положений, утвержденных Уполномоченным по правам человека и его заместителями в соответствии с их компетенцией.
Статья 28. Представители Уполномоченного, Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов
1. Уполномоченный, Уполномоченный по правам ребенка и Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов вправе назначать своих представителей в городах и районах края, работающих на общественных началах, для содействия в разъяснении порядка приема жалоб и обращений, компетенции Уполномоченного и его заместителей, выполнения организационно-технических поручений.
2. Представители назначаются Уполномоченным и его заместителями с учетом мнения представительных органов муниципальных образований.
3. Положение о представителях утверждается Уполномоченным и его заместителями.
Статья 29. Взаимодействие Уполномоченного с федеральными органами государственной власти, расположенными на территории края, по вопросам защиты прав и свобод граждан
Уполномоченный вправе заключать соглашения с федеральными органами государственной власти, расположенными на территории края, о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам обеспечения защиты прав и свобод граждан на территории края.
Статья 30. Ответственность за воспрепятствование деятельности Уполномоченного и его заместителей
Вмешательство в деятельность Уполномоченного, либо Уполномоченного по правам ребенка, либо Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов с целью повлиять на их решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного, Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в иной форме влечет ответственность, установленную Законом края от 2 октября 2008 года N 7-2161 "Об административных правонарушениях".
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край".
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон края от 25 октября 2007 года N 3-626 "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" (Краевой вестник - приложение к газете "Вечерний Красноярск", 2007, 9 ноября);
2) Закон края от 26 июня 2008 года N 6-1876 "О внесении изменения в статью 20 Закона края "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 14 июля 2008 года, N 35 (256);
3) Закон края от 24 мая 2012 года N 2-316 "О внесении изменений в Закон края "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" (Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, 11 июня 2012 года, N 24 (536);
4) Закон края от 13 ноября 2014 года N 7-2737 "О внесении изменений в Закон края "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае" (Наш Красноярский край, 2014, 3 декабря).
3. Положение пункта 3 статьи 9 настоящего Закона применяется без учета начавшегося до вступления в силу Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека" срока, на который назначалось лицо, замещавшее на день вступления в силу указанного Федерального закона должность Уполномоченного.
4. Положение пункта 7 статьи 21 настоящего Закона применяется без учета начавшегося до вступления в силу настоящего Закона срока полномочий лиц, назначенных на должности Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов.
Губернатор
Красноярского края
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
04.07.2016